Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Тема урока: Великий труд великого ученого - Преподавание химии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание химии

Тема урока: Великий труд великого ученого


Автор(ы): Цыбульская Галина Васильевна, учитель химии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели:
  1. Образовательная: Обобщить и систематизировать знания о периодическом законе Д.И. Менделеева и строении атома. Продолжить формирование навыков пользованием дидактическим материалом, работой в парах, применяя сигнальные карточки, умение работать с тестами.
  2. Воспитательная: О воспитательной цели урока можно сказать словами Д.И. Менделеева “Только упорством и трудом можно достичь результатов”.
  3. Развивающая: Способствовать развитию памяти, ответственности за порученное дело, устойчивости внимания, творческого мышления.
Оборудование: портрет Д.И. Менделеева, периодическая система Д.И. Менделеева; на столах сигнальные карточки 4-х цветов размером 5х10 см; на столе учителя список класса, таблица с ответами на тест (против номера вопроса теста приклеена цветная бумага (ответ А - красная, Б - синяя, В - желтая, Г - зеленая)) и раздаточный материал для учащихся - тесты на каждый стол; на доске слова Д.И. Менделеева “Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройки и развитие обещает…”, а также девиз урока - тоже слова Д.И. Менделеева “Сами трудясь вы сделаете все и для близких и для себя, а если при труде успеха не будет, будет неудача - не беда, пробуйте еще”.
Этот урок проводится после того, как учащиеся изучили электронное строение атома, структуру периодической системы и Периодический закон.

Ход урока

Учитель:
Сегодня мы поговорим о великом ученом Д.И. Менделееве и его великом труде, его служению Родине, народу. В своем дневнике Д.И. Менделеев писал о трех службах Родине “Начав (1855г) с учительства в Семфиропольской гимназии, я выслужил 48 лет Родине и науке. Плоды моих трудов, прежде всего в научной известности, составляющей гордость - не одну мою личную, но и общую русскую. Лучшее время жизни и ее главную силу взяло преподавательство … Третья служба моя Родине … эта служба … на пользу роста русской промышленности, начиная с сельскохозяйственной, в которой лично действовал, показав на деле возможность и выгодность … интенсивного хозяйства … Главный предмет моих занятий ест физическая химия о работах 60-х гг. Всего более 4 предмета составили мое имя: Периодический закон, упругость газов, понимание растворов как ассоциаций и Основы химии”. (Итоговая оценка 1903 г.)
Сегодня мы поговорим об одном из основных его трудов - Периодическом законе.
Весь мир большой от “А” до “Я”
Земля и небо, ты и я
Трава, песок и снегопад
И ядер атомных распад,
И солнца свет, и блеск луны
В таблице той заключены
И сложность в ней, и простота,
Вселенной нашей красота
И в каждой клетке и везде:
Что? Почему? Зачем и где?
Существует легенда о том, что Дмитрий Иванович увидел свою таблицу во сне, сейчас вам расскажут об этом ваши одноклассники.
Учащийся №1.
Весь мир большой
Жара и стужа
Планет круженье
Свет зари -
Все то, что видим мы снаружи,
Законом связано внутри.
Найдется ль правило простое,
Что целый мир объединит?
Таблицу Менделеев строит,
Природы ищет алфавит
О том, как сон Менделеева расставил все элементы по своим местам.
С-Петербург 1868 - 69 годы.
Учащийся №2.
Случилось в Петербурге это
Профессор университета
Писал учебник для студентов
Задумался невольно он:
“как рассказать про элементы?
Нельзя ли тут найти закон?”
Искали многие решение,
Но, проходя лишь полпути,
Бросали. Мучило сомненье:
“А можно ли закон найти?”
Мир состоит из элементов
(В то время знали 60)
А сколько их всего? На это
Нельзя ответить наугад.
Но не гадал, а верил он
“Тут должен, должен быть закон!”
Упрямо он искал решение
Был труд, надежда и терпение,
И вера в то, что он найдет!
Он так работал целый год.
Учащийся №3.
Университетская квартира Менделеева 17 февраля 1869 год.
Но вот дела отложены,
Расчеты прерываются,
С утра в поездку дальнюю ученый собирается
Все чемоданы собраны,
На козлах кучер мается:
“Поспеть бы надо к поезду,
А барин все копается”.
А барин одевается
Он к двери направляется
И вдруг!
Шляпа брошена в углу!
Он бросается к столу
И строчи карандашом.
Наконец-то! Он нашел!
Он на чем попало пишет,
Ничего вокруг не слышит
Наконец-то понял он,
В чем разгадка, в чем закон!
Учащийся №4.
В любом труде, в любом творенье
Необходимо вдохновенье
И озарения момент,
Порой - важнейший элемент!
Из кабинета не выходит:
“Не упустить бы мысли той!”
Он элементы ставит в строй,
Но все ж таблица не выходит…
Тогда усталостью сражен
Лег на диван видит сон…
Учащийся №5.
То кружились, то мелькали,
То водили хоровод,
То взрывались, то пылали,
То в покое пребывали:
Алюминий, Натрий, Калий,
Фтор, Бериллий, Водород…
Перепутали все свойства,
Не далеко до беды.
Вдруг команда: “Стройся, войско!”
Стали строится рады.
Во втором ряду волнение:
Все боятся окисления.
- Поглядите! - злится Литий -
Фтор ужасный окислитель!
Я не встану в этот ряд!
Пусть другие здесь горят!
И Бериллий мрачно мыслит:
- Кислород нас всех окислит!
И, простите за повтор,
Как не сносен этот Фтор!
Учащийся №6.
Бор кивает головой,
Но не рвется сразу в бой!
И Азот не лезет в спор,
Но зато взорвался Фтор:
- Ах, так мы для вас не пара!
Кислород! Поддай им жару!
Окисляй! За мной ! Вперед!
- Стойте! - крикнул Углерод -
Я и уголь, и алмаз,
И за них я, и за вас!
Я сражаться не горю.
Я вас лучше помирю!
Встану Я посередине!…
Третий ряд! Трубите сбор! -
Натрий, Магний, Алюминий,
Кремний, Фосфор, Сера, Хлор.
По порядку, по закону
Элементы встали в ряд.
И выходит, что в колонну,
Все похожие стоят.
Учащийся №7.
Кремний встал под Углеродом,
Сера схожа с кислородом.
Алюминий встал под Бор -
Замечательный подбор!
Ряд пристраивают к ряду
А радов - то десять к ряду.
Металлы под металлами,
Едкие под едкими,
Ковкие под ковкими
Идут своими клетками.
По порядку всё стоит
Вот Природы Алфавит!
Кому - то сон веселый снится,
Кому - то страшный снится сон,
А Менделееву - таблица приснилась.
Он открыл Закон,
А также правило простое
“Ученый должен отдыхать,
Но и во сне не знать покоя,
Тогда открытие любое
Во век не сможет он проспать”.
Учащийся №8.
Быть может, раз в тысячелетье,
Совершить подобное дано.
Но мир открытья не заметил
Иль не поверил,
Все равно.
И кто-то говорил по - свойски:
“Забудь об этой ерунде!
Как можно обнаружить свойство веществ,
Не найденных нигде”.
Учитель: О чем идет речь в последнем стихотворении? Почему ученые не поверили открытию Менделеева? ( Ребята отвечают - Менделеев переставил элементы Аргон и Калий, оставив их в семействах инертных газов и щелочных металлов, соответственно изменив формулировку Периодического закона “Свойства элементов, а также формы и свойства их соединений находятся в периодической зависимости от порядковых номеров”, но не смог объяснить физический смысл порядкового номера. Оставил пустые клетки под неоткрытые элементы, но описал их свойства.)
Учащийся №9.
О том, как Менделеев доказал, что таблица правильна.
Был четвертый ряд нарушен
Элемент не обнаружен,
Элемент не обнаружен -
Тот, что в этом месте нужен.
Но напрасно беспокойство
Существует где-то он!
“Я найду сначала свойство
И поможет мне Закон!”
Удельный вес назвал и цвет,
Летуч на воздухе иль нет,
Как плавится,
В чем растворим…
Законом, пользуясь своим.
Три элемента предсказал,
Как будто их в глаза видал!
Учащийся №10.
Париж. Квартира Ликока де Буабодрана 1875 год.
Вот как-то раз узнали
Ученые всех стран
Металл чудесный Галлий
(В честь Франции назвали)
Открыл Буабодран.
Довольный и счастливый
Рассматривал металл
Но писем из России
Никак не ожидал.
Он взял письмо, прочел,
От русского ученого!? -
Ошибся я! Слыхали!?
Француз был удивлен.
В глаза не видел Галлий,
А свойство знает он!
Вес высчитал удельный
Точней, чем я, стократ
Какой-то Менделеев,
Еще пять лет назад!
Глаза его сверкали,
Топорщились усы,
Но вот металл свой Галлий
Он кинул на весы!…
Учащийся №11.
Ответ в Россию мчится:
“Прекрасная таблица!
Я Вами восхищен!
Проверен мной практически
Закон периодический
И я категорически приветствую закон!”
У химиков переполох!
Ведь Галлий был одним из трех,
Предсказанных заранее!…
И следом, как из под земли
Вдруг Скандий в Швеции нашли,
На свет Германий извлекли
(Естественно, в Германии).
Потом дополнилась таблица
Узнали новые частицы.
Прославят, подтвердят закон
Открытья будущих времен.
Учитель: Теперь мы знаем, что-то, что явилось сначала недостатком (не мог объяснить смысл порядкового номера) побудило ученых к дальнейшим открытиям. Менделеев шел впереди своего времени. Сейчас вы знаете, что порядковый номер равен заряду ядра атома.
А сейчас небольшая самостоятельная работа в парах.
(Ученикам раздается на стол по одному листку с вопросами теста и сигнальные карточки: красная - ответ А, желтая - Б, синяя - В, зеленая - Д). Учитель говорит номер вопроса, учащиеся поднимают карточку нужного цвета.
После 10 минут работы учитель и два ученика проверяют выполнения задания с помощью сигнальных карточек и в списки класса против...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.03.02 | Просмотров: 1821

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340