Главная / Методические материалы / Преподавание химии
Тема урока: Великий труд великого ученого
Автор(ы): Цыбульская Галина Васильевна, учитель химии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели: Образовательная: Обобщить и систематизировать знания о периодическом законе Д.И. Менделеева и строении атома. Продолжить формирование навыков пользованием дидактическим материалом, работой в парах, применяя сигнальные карточки, умение работать с тестами. Воспитательная: О воспитательной цели урока можно сказать словами Д.И. Менделеева “Только упорством и трудом можно достичь результатов”. Развивающая: Способствовать развитию памяти, ответственности за порученное дело, устойчивости внимания, творческого мышления. Оборудование: портрет Д.И. Менделеева, периодическая система Д.И. Менделеева; на столах сигнальные карточки 4-х цветов размером 5х10 см; на столе учителя список класса, таблица с ответами на тест (против номера вопроса теста приклеена цветная бумага (ответ А - красная, Б - синяя, В - желтая, Г - зеленая)) и раздаточный материал для учащихся - тесты на каждый стол; на доске слова Д.И. Менделеева “Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройки и развитие обещает…”, а также девиз урока - тоже слова Д.И. Менделеева “Сами трудясь вы сделаете все и для близких и для себя, а если при труде успеха не будет, будет неудача - не беда, пробуйте еще”. Этот урок проводится после того, как учащиеся изучили электронное строение атома, структуру периодической системы и Периодический закон. Ход урока Учитель: Сегодня мы поговорим о великом ученом Д.И. Менделееве и его великом труде, его служению Родине, народу. В своем дневнике Д.И. Менделеев писал о трех службах Родине “Начав (1855г) с учительства в Семфиропольской гимназии, я выслужил 48 лет Родине и науке. Плоды моих трудов, прежде всего в научной известности, составляющей гордость - не одну мою личную, но и общую русскую. Лучшее время жизни и ее главную силу взяло преподавательство … Третья служба моя Родине … эта служба … на пользу роста русской промышленности, начиная с сельскохозяйственной, в которой лично действовал, показав на деле возможность и выгодность … интенсивного хозяйства … Главный предмет моих занятий ест физическая химия о работах 60-х гг. Всего более 4 предмета составили мое имя: Периодический закон, упругость газов, понимание растворов как ассоциаций и Основы химии”. (Итоговая оценка 1903 г.) Сегодня мы поговорим об одном из основных его трудов - Периодическом законе. Весь мир большой от “А” до “Я” Земля и небо, ты и я Трава, песок и снегопад И ядер атомных распад, И солнца свет, и блеск луны В таблице той заключены И сложность в ней, и простота, Вселенной нашей красота И в каждой клетке и везде: Что? Почему? Зачем и где? Существует легенда о том, что Дмитрий Иванович увидел свою таблицу во сне, сейчас вам расскажут об этом ваши одноклассники. Учащийся №1. Весь мир большой Жара и стужа Планет круженье Свет зари - Все то, что видим мы снаружи, Законом связано внутри. Найдется ль правило простое, Что целый мир объединит? Таблицу Менделеев строит, Природы ищет алфавит О том, как сон Менделеева расставил все элементы по своим местам. С-Петербург 1868 - 69 годы. Учащийся №2. Случилось в Петербурге это Профессор университета Писал учебник для студентов Задумался невольно он: “как рассказать про элементы? Нельзя ли тут найти закон?” Искали многие решение, Но, проходя лишь полпути, Бросали. Мучило сомненье: “А можно ли закон найти?” Мир состоит из элементов (В то время знали 60) А сколько их всего? На это Нельзя ответить наугад. Но не гадал, а верил он “Тут должен, должен быть закон!” Упрямо он искал решение Был труд, надежда и терпение, И вера в то, что он найдет! Он так работал целый год. Учащийся №3. Университетская квартира Менделеева 17 февраля 1869 год. Но вот дела отложены, Расчеты прерываются, С утра в поездку дальнюю ученый собирается Все чемоданы собраны, На козлах кучер мается: “Поспеть бы надо к поезду, А барин все копается”. А барин одевается Он к двери направляется И вдруг! Шляпа брошена в углу! Он бросается к столу И строчи карандашом. Наконец-то! Он нашел! Он на чем попало пишет, Ничего вокруг не слышит Наконец-то понял он, В чем разгадка, в чем закон! Учащийся №4. В любом труде, в любом творенье Необходимо вдохновенье И озарения момент, Порой - важнейший элемент! Из кабинета не выходит: “Не упустить бы мысли той!” Он элементы ставит в строй, Но все ж таблица не выходит… Тогда усталостью сражен Лег на диван видит сон… Учащийся №5. То кружились, то мелькали, То водили хоровод, То взрывались, то пылали, То в покое пребывали: Алюминий, Натрий, Калий, Фтор, Бериллий, Водород… Перепутали все свойства, Не далеко до беды. Вдруг команда: “Стройся, войско!” Стали строится рады. Во втором ряду волнение: Все боятся окисления. - Поглядите! - злится Литий - Фтор ужасный окислитель! Я не встану в этот ряд! Пусть другие здесь горят! И Бериллий мрачно мыслит: - Кислород нас всех окислит! И, простите за повтор, Как не сносен этот Фтор! Учащийся №6. Бор кивает головой, Но не рвется сразу в бой! И Азот не лезет в спор, Но зато взорвался Фтор: - Ах, так мы для вас не пара! Кислород! Поддай им жару! Окисляй! За мной ! Вперед! - Стойте! - крикнул Углерод - Я и уголь, и алмаз, И за них я, и за вас! Я сражаться не горю. Я вас лучше помирю! Встану Я посередине!… Третий ряд! Трубите сбор! - Натрий, Магний, Алюминий, Кремний, Фосфор, Сера, Хлор. По порядку, по закону Элементы встали в ряд. И выходит, что в колонну, Все похожие стоят. Учащийся №7. Кремний встал под Углеродом, Сера схожа с кислородом. Алюминий встал под Бор - Замечательный подбор! Ряд пристраивают к ряду А радов - то десять к ряду. Металлы под металлами, Едкие под едкими, Ковкие под ковкими Идут своими клетками. По порядку всё стоит Вот Природы Алфавит! Кому - то сон веселый снится, Кому - то страшный снится сон, А Менделееву - таблица приснилась. Он открыл Закон, А также правило простое “Ученый должен отдыхать, Но и во сне не знать покоя, Тогда открытие любое Во век не сможет он проспать”. Учащийся №8. Быть может, раз в тысячелетье, Совершить подобное дано. Но мир открытья не заметил Иль не поверил, Все равно. И кто-то говорил по - свойски: “Забудь об этой ерунде! Как можно обнаружить свойство веществ, Не найденных нигде”. Учитель: О чем идет речь в последнем стихотворении? Почему ученые не поверили открытию Менделеева? ( Ребята отвечают - Менделеев переставил элементы Аргон и Калий, оставив их в семействах инертных газов и щелочных металлов, соответственно изменив формулировку Периодического закона “Свойства элементов, а также формы и свойства их соединений находятся в периодической зависимости от порядковых номеров”, но не смог объяснить физический смысл порядкового номера. Оставил пустые клетки под неоткрытые элементы, но описал их свойства.) Учащийся №9. О том, как Менделеев доказал, что таблица правильна. Был четвертый ряд нарушен Элемент не обнаружен, Элемент не обнаружен - Тот, что в этом месте нужен. Но напрасно беспокойство Существует где-то он! “Я найду сначала свойство И поможет мне Закон!” Удельный вес назвал и цвет, Летуч на воздухе иль нет, Как плавится, В чем растворим… Законом, пользуясь своим. Три элемента предсказал, Как будто их в глаза видал! Учащийся №10. Париж. Квартира Ликока де Буабодрана 1875 год. Вот как-то раз узнали Ученые всех стран Металл чудесный Галлий (В честь Франции назвали) Открыл Буабодран. Довольный и счастливый Рассматривал металл Но писем из России Никак не ожидал. Он взял письмо, прочел, От русского ученого!? - Ошибся я! Слыхали!? Француз был удивлен. В глаза не видел Галлий, А свойство знает он! Вес высчитал удельный Точней, чем я, стократ Какой-то Менделеев, Еще пять лет назад! Глаза его сверкали, Топорщились усы, Но вот металл свой Галлий Он кинул на весы!… Учащийся №11. Ответ в Россию мчится: “Прекрасная таблица! Я Вами восхищен! Проверен мной практически Закон периодический И я категорически приветствую закон!” У химиков переполох! Ведь Галлий был одним из трех, Предсказанных заранее!… И следом, как из под земли Вдруг Скандий в Швеции нашли, На свет Германий извлекли (Естественно, в Германии). Потом дополнилась таблица Узнали новые частицы. Прославят, подтвердят закон Открытья будущих времен. Учитель: Теперь мы знаем, что-то, что явилось сначала недостатком (не мог объяснить смысл порядкового номера) побудило ученых к дальнейшим открытиям. Менделеев шел впереди своего времени. Сейчас вы знаете, что порядковый номер равен заряду ядра атома. А сейчас небольшая самостоятельная работа в парах. (Ученикам раздается на стол по одному листку с вопросами теста и сигнальные карточки: красная - ответ А, желтая - Б, синяя - В, зеленая - Д). Учитель говорит номер вопроса, учащиеся поднимают карточку нужного цвета. После 10 минут работы учитель и два ученика проверяют выполнения задания с помощью сигнальных карточек и в списки класса против...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.03.02 | Просмотров: 1821
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|