Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Статья: Физкультурно-оздоровительная работа с часто болеющими детьми (приложение: презентация программы Лучики здоровья - Работа с дошкольниками - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Работа с дошкольниками

Статья: Физкультурно-оздоровительная работа с часто болеющими детьми (приложение: презентация программы Лучики здоровья


Автор(ы): Рапиева Татьяна Владимировна, инструктор по ФК


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В последнее время заметна тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. Уровень заболеваемости детей в дошкольном возрасте очень высок. Первое место в структуре заболеваемости (65% всей патологии) занимают болезни органов дыхания, среди которых 90% - ОРЗ и грипп.
Наибольшее число перенесенных острых заболеваний приходится на часто болеющих детей, абсолютный уровень заболеваемости которых в 2-4 раза выше, чем у редко болеющих. Часто болеющими детьми, принято считать детей, которые за год переболели 4 и более раз ОРВИ и ОРЗ. Высокая распространенность ОРВИ и ОРЗ объясняется тем, что они передаются воздушно-капельным путем, отличаются выраженной контагеозностью и наличием большого числа серологических типов разнообразных респираторных вирусов. Часто болеющий ребенок заболевает практически независимо от времени года, поэтому таких детей следует оздоравливать круглогодично.
Мной была разработана физкультурно-оздоровительная программа “Лучики здоровья”, направленная на оздоровление ЧБД в условиях ДОУ и дома Приложение. Она определяет основные направления, задачи, а также выполнение поставленных задач в течение одного года.
Почему такой срок? (1 год)
Дело в том, что данная программа начинает свою работу не с сентября, как все воспитательно-образовательные программы, а с января по декабрь, - (один календарный год).
Диагноз ЧБД – ставит педиатр, курирующий ДОУ.
Цель программы
Основная цель – перевод из группы часто болеющих в группу эпизодически болеющих.
Программа “Лучики здоровья” направлена на реабилитацию ЧБД, профилактику ОРВИ, ОРЗ и повышение резистентности организма часто болеющих детей.
Формирование у детей, родителей, педагогов ответственного отношения к собственному здоровью.
Ожидаемые результаты
  1. Снижение уровня заболеваемости.
  2. Расширение знаний взрослых и детей о понятии “здоровья” и влияния образа жизни на состояние здоровья.
  3. Умение использовать полученные знания для самооздоровления.
Основные принципы программы
  1. Принцип научности – все предложенные и используемые мероприятия научно обоснованны и практически апробированы, направлены на укрепление здоровья.
  2. Принцип доступности – основывается на том, что все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Такой выбор объясняется тем, что игра в дошкольном возрасте является основным видом деятельности, а значит понятным и доступным для ребенка. Все составляющие части занятия просты и в основном уже знакомы детям и взрослым.
  3. Принцип активности и сознательности – польза от занятий может быть только в том случае, когда взрослые и дети осознают что и для чего они делают. Весь коллектив взрослых, как педагогов, так и родителей, нацелен на поиск новых, эффективных методов оздоровления себя и детей и применение найденных методов на практике.
  4. Принцип интегрированности – решение оздоровительных задач в системе “детский сад – дом” по возможности во всех видах деятельности (учеба, игра, гуляние, сон, свободная деятельность, и т.п.).
Принцип адресности и преемственности – учет разноуровневого развития и состояния здоровья, участвующих в оздоровлении; умение адаптировать содержание программы категориям разного возраста.
Основные направления и задачи программы
I. Профилактические:
  1. Решение реабилитационных задач ЧБД всеми средствами физической культуры;
  2. Предупреждение ОРВИ и ОРЗ методами неспецифической профилактики;
  3. Выполнение санитарно- гигиенического режима;
  4. Обеспечение семей ЧБД всей имеющейся информацией о передовых и эффективных технологиях и методиках по оздоровлению детей;
  5. Предоставление родителям права выбора метода закаливания ребенка.
  6. Обеспечение оптимального режима реабилитации с индивидуализацией ее отдельных компонентов после перенесенного острого заболевания.
  7. Соблюдение единых требований к режиму детей дома и в ДОУ (продленный дневной сон, регулярные закаливающие процедуры (не прекращать после ОРВИ, а только снизить интенсивность), полоскание рта после еды, дотация фруктов и овощей по сезону, в том числе лука и чеснока; настойка шиповника; средства для повышения аппетита; витамины в возрастной дозе).
  8. Формирование навыка правильного дыхания, правильной осанки, профилактика плоскостопия.
ІІ. Учебные:
Обучение основам оздоровительной гимнастики.
Совершенствование навыков владения точечным и самомассажем.
Обучение всем видам дыхательной гимнастики и дыхательных упражнений.
ІІІ. Коррекционные:
  1. Увеличение жизненной емкости легких.
  2. Увеличение физической работоспособности и выносливости.
  3. Повышение сопротивляемости организма простудным и другим заболеваниям.
ІV. Валеологические:
  1. Формирование осознанного отношения к своему здоровью и здоровью близких людей (стремление к здоровому образу жизни).
  2. Создание благоприятных условий для оздоровления организма.
  3. Формирование умений определять собственное плохое самочувствие и умение регулировать его.
  4. Выработка гигиенических навыков.
V. Психологические:
  1. Улучшение эмоционального состояния.
  2. Снятие психологической напряженности.
  3. Воспитание воли, сознательной дисциплины, организованности.
  4. Развитие коммуникативных навыков.
Общие рекомендации по организации занятий с ЧБД
Для ЧБД я предлагаю два дополнительных оздоровительных интегрированных занятия в неделю, направленных на профилактику ОРВИ и ОРЗ и повышение резистентности организма.
Группа ЧБД – это разновозрастная группа (от ясельного до подготовительного к школе возраста), поэтому оздоровительные занятия варьируются по времени от 10-15 мин до 30 мин, и рекомендуется проводить их во второй половине дня.
При разработке занятий использовала рекомендации Министерства образования Р.Ф. и Министерства образования Республики Саха (инструктивно-методическое письмо “О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения” от 14.03.2000 №65/23-16), где предпочтение отдается интегрированным занятиям, включающим развитие физкультурных способностей, речи, движения, познавательную деятельность с оздоровительной направленностью. В занятии используются различные виды массажа, динамические и оздоровительные паузы, пальчиковая и дыхательная гимнастика, хождение босиком и др. виды закаливания.
Весь представленный материал можно использовать частично, либо по своему усмотрению. Так один и тот же массаж можно повторять на нескольких занятиях, в чередовании или подряд.
Методика проведения всех видов массажа, пальчиковой гимнастики, упражнений на развитие дыхания соответствует существующим научно обоснованным оздоровительным системам.
Т.к ЧБД это дети, страдающие заболеваниями верхних дыхательных путей, то большое внимание уделяется дыхательной гимнастике и дыхательным упражнениям.
Желательно использовать в каждом занятии упражнения с озвученным выдохом: “тик-так”, “у-ух”, “р-р-р”, “п-ф-ф” и т.д. (методика Б.С. Толкачева).
Выполняя дыхательную гимнастику по методике А.Н. Стрельниковой, следует соблюдать следующие правила:
  • делать короткий активный вдох носом;
  • выдох выполнять через рот;
  • вдох делать одновременно с движением;
  • все вдохи-движения выполнять в темпе марша;
  • считать мысленно, про себя (счет в данной гимнастике идет по 8, а не по 5 или 10, как в традиционной).
Очень полезно развивать дыхательную систему игровым методом: надувать воздушные шары, пускать мыльные пузыри, дуть на плавающие игрушки (шарики, бумажные лодочки), дуть на вертушки, нюхать цветы, гасить пламя свечи, дуть на горячий чай, рисовать через трубочку, при помощи дыхания, играть на игрушечных музыкальных инструментах (дудочки, губные гармошки и т.д.).
При подготовке детей к проведению массажа, рекомендуется объяснять им:
  • Не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая.
  • Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру (от кистей рук к плечу и т.д.).
  • При массаже пальцев рук можно использовать следующие приемы:
  1. вытягивание каждого пальца и надавливание на него;
  2. растирание пальцев одной руки пальцами другой, как бы надевая на каждый пальчик колечко.
При проведении занятия рекомендуется учитывать самочувствие детей, их эмоциональное состояние. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. Педагог должен обеспечивать эмоциональное тепло и поддержку каждому ребенку, демонстрировать только положительное эмоционально выраженное отношение к детям.
Ход занятия можно изменять. В занятие можно включать:
  • познавательную деятельность (теоретическая часть занятия);

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.03.04 | Просмотров: 2295

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340