Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Психолого-педагогическое сопровождение детей-логопатов посредством психологических и логопедических интегрированных занятий - Школьная психологическая служба - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба

Психолого-педагогическое сопровождение детей-логопатов посредством психологических и логопедических интегрированных занятий


Автор(ы): Стебенева Наталия Викторовна, зам.директора; Страхова Олеся Васильевна, учитель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Психолого-педагогическое сопровождение детей-логопатов является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, в рамках которого у них происходит развитие памяти, внимания, мышления, коррекция речевых нарушений и адаптация в социуме.
В Липецкой области, на протяжении ряда лет, действует государственное (областное) образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, центр диагностики и консультирования.
Одной из главных задач Центра является психолого-педагогическое сопровождение детей, имеющих сложную речевую патологию.
Известно, что эффективность усвоения речевых и психологических навыков зависит от возможности их переноса в повседневную жизнь, поэтому психолого-логопедическая работа по преодолению личностных и речевых нарушений должна осуществляться в тесной взаимосвязи между психологом, логопедом, родителями, педагогами.
Цель такой работы мы видим в гармоничной интеграции логопедических проблем ребенка с психологическим механизмом адаптации его в социуме.
На наш взгляд, для успешной работы в рамках психолого-педагогического сопровождения детей по коррекции речевых нарушений будут наиболее эффективны групповые интегрированные занятия психолога и логопеда. В этой связи мы предлагаем программу интегрированных занятий “От общения к обучению” на первый период обучения для детей с ОНР, которая была апробирована на базе пяти муниципальных ППМС-центров Липецкой области.
Цель программы: обучение грамоте детей-логопатов посредством интегрированного специально организованного психологического и логопедического сопровождения.
Задачи:
  • Развитие навыков конструктивного взаимодействия детей с речевыми проблемами со сверстниками и взрослыми.
  • Снижение психоэмоционального напряжения, агрессивных проявлений, тревожности у детей.
  • Повышение навыков адаптивных возможностей детей-логопатов исходя из их социального опыта, психического состояния.
  • Обучение детей-логопатов грамоте посредством новейших технологий в области логопедии и психологии.
  • Развитие доброго, внимательного отношения детей к ближайшему социальному окружению и друг к другу.
Программа занятий состоит из 3 блоков:>
  • 1 блок – диагностический (комплектование группы).
  • 2 блок – коррекция и развитие детей-логопатов посредством оказания интегрированной психологической и логопедической помощи.
  • 3 блок – психолого-логопедическое сопровождение детей-логопатов (оказание консультативной помощи родителям и педагогам).
Структура каждого интегрированного занятия включает в себя 3 этапа:
1 этап – подготовительный (разогрев). Разогрев включает в себя ритуал приветствия, игры и упражнения направленные на снятие нервно-психического напряжения, повышение эмоционального фона настроения, что способствует большей включенности детей в продуктивную дальнейшую умственную деятельность.
2 этап – основной. Повторение пройденного, изучение нового, закрепление изученного материала посредством специально организованных технологий (дидактические игры, упражнения, игры с песком, сказкотерапия, и пр.). Подведение итогов занятия.
3 этап – завершающий. Психологическое завершение групповой работы. Ритуал прощания.
Условия проведения
Занятия проводятся в кабинете психолога, логопеда который состоит из двух зон: обучающая и игровая. Зоны должны быть достаточно просторными и хорошо освещенными, где можно поставить стулья, столы, разместить коррекционно-развивающее оборудование, различные изобразительные средства, песочницу.
Численность группы
Оптимальной является группа из 6–8 человек (количество участников желательно, чтобы было четное для работы в парах).
Комплектование группы
Группа формируется из детей подготовительной группы детского сада или 1 класса одной параллели, имеющих проблемы в освоении грамоты.
Периодичность занятий. Наиболее реальным и эффективным является проведение занятий 2 раза в неделю, продолжительностью 40–45 мин.
Тематика и планы занятий не являются фиксированными и могут меняться, но при условии соблюдения последовательной взаимосвязи между содержанием тем и усвоение навыков.
Тематический план-сетка интегрированных занятий “От общения к обучению” на первый период обучения для детей с ОНР
Название темы Кол-во академических часов
1. Речевое общение через предложения. 1 час
2. Мир слов и предложений. 1 час
3. Город “Алфавит” (звуки и буквы).. 1 час
4. Улица гласных (звуки и буквы, пройденные в классе) 1 час
5. В гостях у слов (деление слов на слоги). 1 час
6. Незнайка в “Стране ударений”. 1 час
7. Переулок согласных (звуки и буквы, пройденные в классе). 1 час
8. На празднике в королевствах “Твердости” и “Мягкости”. 1 час
9. Волшебный лес чудес (звонкие и глухие согласные). 1 час
10. Путешествие по стране “Игрочитания”. Обобщающее занятие 1 час
Мы предлагаем приблизительный план-конспект одного из занятий по программе для детей 1 класса с общим недоразвитием речи (ОНР).
План-конспект интегрированного обобщающего занятия психолога и логопеда для детей 1 класса с ОНР
Тема: “Путешествие по стране “Игрочитания”.
Цели:
  • развитие сплоченности, группового взаимодействия, коммуникативных навыков;
  • обучение навыкам снятия нервно-психического напряжения, агрессивности;
  • расширение представлений о школе.
  • развитие внимания, долговременной памяти, логического мышления;
  • совершенствование умений различать на слух все звуки русского языка, проводить звуковой и слоговой анализ и синтез слов;
  • обобщение представлений о звуке, слоге, слове, предложении; помощь в осмыслении взаимосвязи между элементами языка
  • обучение детей чтению коротких слов с открытым и закрытым слогом, простых предложений. Побуждение к самостоятельному чтению.
Время: 45 минут.
Материал: магнитофон, мультимедийная система, ладони разных цветов (синяя, красная, желтая), газетные листы, различные изобразительные средства, карточки со слогами, словами, предложениями, матрешки, 2 дерева, цветик-семицветик, д.и. “Чей домик?”, маленькие цветики-семицветики, полоски разных цветов.

1 этап – подготовительный (психологическая часть)

1. Упражнение “Здравствуйте по-разному”
Цель: развитие внимания, группового взаимодействия, коммуникативных навыков.
Время: 5 минут
Техника проведения: Участники группы хаотично передвигаются по классу. У ведущего три “ладони” (синяя, красная, желтая), вырезанные из цветного картона. Ведущий поднимает “ладонь” определенного цвета вверх. Каждый должен поздороваться как можно с большим количеством играющих. Здороваться надо разными способами.
Материал: красная, синяя и желтая ладони, вырезанные из картона.
Инструкция: Вы будете молча ходить по аудитории. Разговаривать нельзя. Как только я подниму вверх красную “ладонь” нужно пожать руку как можно большему количеству игроков. Синяя “ладонь” – погладить по плечу друг друга, желтая “ладонь” – поздороваться спинами.
Анализ:
– Какое из приветствий вам больше всего понравилось?
– Смогли ли вы поздороваться со всеми?
– Какое у вас настроение?
2. Упражнение "Только бумага"
Цель: снять нервно-психическое напряжение, агрессивные проявления, поднять настроение.
Время: 5 минут.
Техника проведения: Каждый человек из группы берет по листу бумаги и пытается изобразить с помощью него свое настроение. По сигналу ведущего каждый передает свое настроение соседу слева. Тот дорабатывает его и по сигналу опять передает следующему и так по кругу. Ведущий ускоряет темп. Желательно, чтобы после завершения упражнения из листа бумаги остались лишь мелкие кусочки. Ведущий предлагает подросткам раскрасить бумажки и сделать праздничный салют.
После выполнения задания участники собирают бумажки-искорки и оставляют кусочки группового настроения себе на память.
Материал: магнитофон, различные изобразительные средства, по газетному листу на каждого участника.
Инструкция: Сейчас мы с вами будем лепить из газеты свое настроение. Возьмите по газетному листу и разверните его. По моему хлопку вы начнете лепить из газеты свое настроение. Бумагу можно рвать, мять, скреплять скотчем, жевать и т.д. Нельзя лишь рисовать на ней. Как только вы услышите еще один хлопок, каждый передаст свое настроение соседу слева. Тот дорабатывает его и по хлопку передает соседу слева и так по кругу.
А теперь посмотрите, что стало с настроением! Оно превратилось в тысячу мельчайших бумажек-искорок. Но они только черного и белого цвета и совсем не сверкают! А ведь салют, как и наше настроение, раскрашен разными цветами, он и синий, и желтый, и зеленый, и красный. Давайте раскрасим бумажки разными цветами. А теперь подбросим их вверх. Посмотрите, сколько разных цветов и оттенков! И все эти искорки – итог нашего общего труда. Они ослепительно сверкают и наполнены теплотой наших сердец.
Я вам предлагаю по моей команде набрать себе как можно больше разноцветных искорок. Вы оставите их себе и можете отнести домой. А если случится так, что у вас будет настроение серого или черного цвета вы посмотрите на эти искорки, и оно обязательно улучшится и постепенно станет раскрашиваться в разные цвета.
Анализ:
– Какого цвета сейчас у вас настроение?
– Влияет ли настроение на наши поступки?
3. Упражнение "Школа – это целый мир"
Цель: расширение представлений о школе, развитие группового взаимодействия, умений слушать и слышать окружающих.
Время: 5 минут.
Техника проведения: Участники сидят по кругу. Каждый отвечает на вопрос “Школа – это…”. Например: школа – это учеба, уроки, директор, учитель, пенал, тетрадь, фломастер и т.д.
Побеждает тот, кто назовет слово последним.
Инструкция: Сейчас мы с вами будем по кругу называть слова, относящиеся к школе. Кто не сможет назвать слово, выбывает из игры. Играем до последнего игрока. Победит тот, кто назовет слово последним.
Вы представляете, сколько слов связано со школой. Школа – это целый мир, где мы находимся очень много времени. Учимся, отдыхаем, занимаемся спортом, рисуем и так далее.
Анализ:
– Узнали ли вы что-то новое о школе?
– У кого изменилось представление о школе?

2 этап – основной (логопедическая часть)

Тема: “Путешествие по стране “Игрочитания”.
Цели:
  • развитие внимания, долговременной памяти, логического мышления;
  • совершенствование умений различать на слух все звуки русского языка, проводить звуковой и слоговой анализ и синтез слов;
  • обобщение представлений о звуке, слоге, слове, предложении; помощь в осмыслении взаимосвязи между элементами языка.
  • обучение детей чтению коротких слов с открытым и закрытым слогом, простых предложений. Побуждение к самостоятельному чтению.
Время: 20 минут.
Материал: мультимедийная система, карточки со слогами, словами, предложениями, матрешки, 2 дерева, цветик-семицветик, д.и. “Чей домик?”, маленькие цветики-семицветики.
Предварительная работа:
1. Чтение сказки В.Катаева “Цветик – семицветик”.
2. Беседа по содержанию сказки.
1. Организационный момент
Логопед: Посмотрите, дети, что за чудесный цветок появился у нас в зале (стоит цветок – на него направлен свет). А кто из вас знает, из какой сказки он к нам попал?
Дети: Он к нам попал из сказки “Цветик – семицветик”, которую написал Валентин Катаев.
Логопед: Верно. А в чем заключается волшебство?
Дети: Волшебство заключается в том, что если сказать волшебные слова, сорвав лепесток, то исполнятся желания девочки Жени.
Логопед: Кто помогал девочке Жене? Посмотрите на экран (картинка волшебницы).
Дети: В ска...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.03.04 | Просмотров: 2991

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340