Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба
Психолого-педагогическое сопровождение детей-логопатов посредством психологических и логопедических интегрированных занятий
Автор(ы): Стебенева Наталия Викторовна, зам.директора; Страхова Олеся Васильевна, учитель
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Психолого-педагогическое сопровождение детей-логопатов является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, в рамках которого у них происходит развитие памяти, внимания, мышления, коррекция речевых нарушений и адаптация в социуме. В Липецкой области, на протяжении ряда лет, действует государственное (областное) образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, центр диагностики и консультирования. Одной из главных задач Центра является психолого-педагогическое сопровождение детей, имеющих сложную речевую патологию. Известно, что эффективность усвоения речевых и психологических навыков зависит от возможности их переноса в повседневную жизнь, поэтому психолого-логопедическая работа по преодолению личностных и речевых нарушений должна осуществляться в тесной взаимосвязи между психологом, логопедом, родителями, педагогами. Цель такой работы мы видим в гармоничной интеграции логопедических проблем ребенка с психологическим механизмом адаптации его в социуме. На наш взгляд, для успешной работы в рамках психолого-педагогического сопровождения детей по коррекции речевых нарушений будут наиболее эффективны групповые интегрированные занятия психолога и логопеда. В этой связи мы предлагаем программу интегрированных занятий “От общения к обучению” на первый период обучения для детей с ОНР, которая была апробирована на базе пяти муниципальных ППМС-центров Липецкой области. Цель программы: обучение грамоте детей-логопатов посредством интегрированного специально организованного психологического и логопедического сопровождения. Задачи: - Развитие навыков конструктивного взаимодействия детей с речевыми проблемами со сверстниками и взрослыми.
- Снижение психоэмоционального напряжения, агрессивных проявлений, тревожности у детей.
- Повышение навыков адаптивных возможностей детей-логопатов исходя из их социального опыта, психического состояния.
- Обучение детей-логопатов грамоте посредством новейших технологий в области логопедии и психологии.
- Развитие доброго, внимательного отношения детей к ближайшему социальному окружению и друг к другу.
Программа занятий состоит из 3 блоков:> - 1 блок – диагностический (комплектование группы).
- 2 блок – коррекция и развитие детей-логопатов посредством оказания интегрированной психологической и логопедической помощи.
- 3 блок – психолого-логопедическое сопровождение детей-логопатов (оказание консультативной помощи родителям и педагогам).
Структура каждого интегрированного занятия включает в себя 3 этапа: 1 этап – подготовительный (разогрев). Разогрев включает в себя ритуал приветствия, игры и упражнения направленные на снятие нервно-психического напряжения, повышение эмоционального фона настроения, что способствует большей включенности детей в продуктивную дальнейшую умственную деятельность. 2 этап – основной. Повторение пройденного, изучение нового, закрепление изученного материала посредством специально организованных технологий (дидактические игры, упражнения, игры с песком, сказкотерапия, и пр.). Подведение итогов занятия. 3 этап – завершающий. Психологическое завершение групповой работы. Ритуал прощания. Условия проведения Занятия проводятся в кабинете психолога, логопеда который состоит из двух зон: обучающая и игровая. Зоны должны быть достаточно просторными и хорошо освещенными, где можно поставить стулья, столы, разместить коррекционно-развивающее оборудование, различные изобразительные средства, песочницу. Численность группы Оптимальной является группа из 6–8 человек (количество участников желательно, чтобы было четное для работы в парах). Комплектование группы Группа формируется из детей подготовительной группы детского сада или 1 класса одной параллели, имеющих проблемы в освоении грамоты. Периодичность занятий. Наиболее реальным и эффективным является проведение занятий 2 раза в неделю, продолжительностью 40–45 мин. Тематика и планы занятий не являются фиксированными и могут меняться, но при условии соблюдения последовательной взаимосвязи между содержанием тем и усвоение навыков. Тематический план-сетка интегрированных занятий “От общения к обучению” на первый период обучения для детей с ОНР № | Название темы | Кол-во академических часов | 1. | Речевое общение через предложения. | 1 час | 2. | Мир слов и предложений. | 1 час | 3. | Город “Алфавит” (звуки и буквы).. | 1 час | 4. | Улица гласных (звуки и буквы, пройденные в классе) | 1 час | 5. | В гостях у слов (деление слов на слоги). | 1 час | 6. | Незнайка в “Стране ударений”. | 1 час | 7. | Переулок согласных (звуки и буквы, пройденные в классе). | 1 час | 8. | На празднике в королевствах “Твердости” и “Мягкости”. | 1 час | 9. | Волшебный лес чудес (звонкие и глухие согласные). | 1 час | 10. | Путешествие по стране “Игрочитания”. Обобщающее занятие | 1 час | Мы предлагаем приблизительный план-конспект одного из занятий по программе для детей 1 класса с общим недоразвитием речи (ОНР). План-конспект интегрированного обобщающего занятия психолога и логопеда для детей 1 класса с ОНР Тема: “Путешествие по стране “Игрочитания”. Цели: - развитие сплоченности, группового взаимодействия, коммуникативных навыков;
- обучение навыкам снятия нервно-психического напряжения, агрессивности;
- расширение представлений о школе.
- развитие внимания, долговременной памяти, логического мышления;
- совершенствование умений различать на слух все звуки русского языка, проводить звуковой и слоговой анализ и синтез слов;
- обобщение представлений о звуке, слоге, слове, предложении; помощь в осмыслении взаимосвязи между элементами языка
- обучение детей чтению коротких слов с открытым и закрытым слогом, простых предложений. Побуждение к самостоятельному чтению.
Время: 45 минут. Материал: магнитофон, мультимедийная система, ладони разных цветов (синяя, красная, желтая), газетные листы, различные изобразительные средства, карточки со слогами, словами, предложениями, матрешки, 2 дерева, цветик-семицветик, д.и. “Чей домик?”, маленькие цветики-семицветики, полоски разных цветов. 1 этап – подготовительный (психологическая часть) 1. Упражнение “Здравствуйте по-разному” Цель: развитие внимания, группового взаимодействия, коммуникативных навыков. Время: 5 минут Техника проведения: Участники группы хаотично передвигаются по классу. У ведущего три “ладони” (синяя, красная, желтая), вырезанные из цветного картона. Ведущий поднимает “ладонь” определенного цвета вверх. Каждый должен поздороваться как можно с большим количеством играющих. Здороваться надо разными способами. Материал: красная, синяя и желтая ладони, вырезанные из картона. Инструкция: Вы будете молча ходить по аудитории. Разговаривать нельзя. Как только я подниму вверх красную “ладонь” нужно пожать руку как можно большему количеству игроков. Синяя “ладонь” – погладить по плечу друг друга, желтая “ладонь” – поздороваться спинами. Анализ: – Какое из приветствий вам больше всего понравилось? – Смогли ли вы поздороваться со всеми? – Какое у вас настроение? 2. Упражнение "Только бумага" Цель: снять нервно-психическое напряжение, агрессивные проявления, поднять настроение. Время: 5 минут. Техника проведения: Каждый человек из группы берет по листу бумаги и пытается изобразить с помощью него свое настроение. По сигналу ведущего каждый передает свое настроение соседу слева. Тот дорабатывает его и по сигналу опять передает следующему и так по кругу. Ведущий ускоряет темп. Желательно, чтобы после завершения упражнения из листа бумаги остались лишь мелкие кусочки. Ведущий предлагает подросткам раскрасить бумажки и сделать праздничный салют. После выполнения задания участники собирают бумажки-искорки и оставляют кусочки группового настроения себе на память. Материал: магнитофон, различные изобразительные средства, по газетному листу на каждого участника. Инструкция: Сейчас мы с вами будем лепить из газеты свое настроение. Возьмите по газетному листу и разверните его. По моему хлопку вы начнете лепить из газеты свое настроение. Бумагу можно рвать, мять, скреплять скотчем, жевать и т.д. Нельзя лишь рисовать на ней. Как только вы услышите еще один хлопок, каждый передаст свое настроение соседу слева. Тот дорабатывает его и по хлопку передает соседу слева и так по кругу. А теперь посмотрите, что стало с настроением! Оно превратилось в тысячу мельчайших бумажек-искорок. Но они только черного и белого цвета и совсем не сверкают! А ведь салют, как и наше настроение, раскрашен разными цветами, он и синий, и желтый, и зеленый, и красный. Давайте раскрасим бумажки разными цветами. А теперь подбросим их вверх. Посмотрите, сколько разных цветов и оттенков! И все эти искорки – итог нашего общего труда. Они ослепительно сверкают и наполнены теплотой наших сердец. Я вам предлагаю по моей команде набрать себе как можно больше разноцветных искорок. Вы оставите их себе и можете отнести домой. А если случится так, что у вас будет настроение серого или черного цвета вы посмотрите на эти искорки, и оно обязательно улучшится и постепенно станет раскрашиваться в разные цвета. Анализ: – Какого цвета сейчас у вас настроение? – Влияет ли настроение на наши поступки? 3. Упражнение "Школа – это целый мир" Цель: расширение представлений о школе, развитие группового взаимодействия, умений слушать и слышать окружающих. Время: 5 минут. Техника проведения: Участники сидят по кругу. Каждый отвечает на вопрос “Школа – это…”. Например: школа – это учеба, уроки, директор, учитель, пенал, тетрадь, фломастер и т.д. Побеждает тот, кто назовет слово последним. Инструкция: Сейчас мы с вами будем по кругу называть слова, относящиеся к школе. Кто не сможет назвать слово, выбывает из игры. Играем до последнего игрока. Победит тот, кто назовет слово последним. Вы представляете, сколько слов связано со школой. Школа – это целый мир, где мы находимся очень много времени. Учимся, отдыхаем, занимаемся спортом, рисуем и так далее. Анализ: – Узнали ли вы что-то новое о школе? – У кого изменилось представление о школе? 2 этап – основной (логопедическая часть) Тема: “Путешествие по стране “Игрочитания”. Цели: - развитие внимания, долговременной памяти, логического мышления;
- совершенствование умений различать на слух все звуки русского языка, проводить звуковой и слоговой анализ и синтез слов;
- обобщение представлений о звуке, слоге, слове, предложении; помощь в осмыслении взаимосвязи между элементами языка.
- обучение детей чтению коротких слов с открытым и закрытым слогом, простых предложений. Побуждение к самостоятельному чтению.
Время: 20 минут. Материал: мультимедийная система, карточки со слогами, словами, предложениями, матрешки, 2 дерева, цветик-семицветик, д.и. “Чей домик?”, маленькие цветики-семицветики. Предварительная работа: 1. Чтение сказки В.Катаева “Цветик – семицветик”. 2. Беседа по содержанию сказки. 1. Организационный момент Логопед: Посмотрите, дети, что за чудесный цветок появился у нас в зале (стоит цветок – на него направлен свет). А кто из вас знает, из какой сказки он к нам попал? Дети: Он к нам попал из сказки “Цветик – семицветик”, которую написал Валентин Катаев. Логопед: Верно. А в чем заключается волшебство? Дети: Волшебство заключается в том, что если сказать волшебные слова, сорвав лепесток, то исполнятся желания девочки Жени. Логопед: Кто помогал девочке Жене? Посмотрите на экран (картинка волшебницы). Дети: В ска...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.03.04 | Просмотров: 2991
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|