Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Биолого-экологическое обучение и воспитание со здоровьесберегающими технологиями - Преподавание биологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание биологии

Биолого-экологическое обучение и воспитание со здоровьесберегающими технологиями


Автор(ы): Поликарпова Ольга Петровна, учитель биологии и экологии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Сегодня человечество ежегодно
тратит на вооружение, на уничтожение
жизни 1 трлн. долларов, а на поддержание жизни,
на все экологические программы ООН около
10 млрд долларов, т.е. в 100 раз меньше.
В настоящее время в мире производится 2465 химических соединений .
Из них детально проверено в отношении безопасности для человека и
окружающей среды только 31 соединение.
Очевидно, что наше время - время максимально негативного влияния антропогенных факторов на биосферу. Мы обязаны сохранить самую уникальную ценность человека – его здоровье и здоровую природную среду. Поэтому особенно в преподавании биологии приоритетным, я считаю, экологическое направление со здоровьесберегающими технологиями. В результате чего, учащиеся должны научиться строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы.
При этом учащиеся должны понимать и ощущать свою ведущую роль в поддержание устойчивости природной среды.
В процессе обучения и воспитания я обязана формировать ответственное отношение к окружающей среде, экокультуру мышления и поведения, здоровый образ жизни, гигиенические нормы и правила, что без сомнения помогает моим ученикам-выпусникам правильно оценивать своё место в жизни, осознанно себя профессионально ориентировать.
Нового я ничего не открою, но хотелось бы поделиться наиболее эффективными и интересными моментами в моей работе, которые помогают мне с учащимися находить оптимальные решения многих жизненно важных проблем.
В первую очередь, это интегрированные уроки. Значительную часть тем курса “Биология растений” и курса “Биология животных” провожу интегрированными уроками (используя знания и понятия биологии – географии – экологии, или биологии – географии – экологии - изобразительного искусства), используя при этом географические карты, диаграммы; конструируя и анализируя с учащимися всевозможные таблицы, графики с основами экологии. Например, тема “Закономерности размещения животных. Ареалы обитания. Миграции” - очень объёмна и интересна. Ребята с особым увлечением выполняют и удачно комментируют суть таблицы “Зоогеографические области мира”, а некоторые учащиеся ещё успевают и нанести на контурную карту:
- возрастную миграцию животных;
- сезонную миграцию животных.
В курсе “Биология растений” темы “Роль бактерий в природе и в жизни человека”, “Распространение и разнообразие растений”, “Взаимосвязь растений в сообществе” и многие другие очень информативно объёмны, поэтому анализируя таблицы, диаграммы, схемы, интегрируя знания по биологии, географии и основам экологии, удачнее усваиваются новые понятия, составляются правильные выводы по соответствующей теме.
Ну а интеграция междисциплинарных знаний и человеческих ценностей в изучении практически всех тем курса “Биология человека в большей степени помогают утверждать необходимость здорового образа жизни, что, как считаю я, особенно важно для соответствующей возрастной категории учащихся. Некоторые темы позволяют интегрировать сведения, знания и понятия таких наук, как анатомия – физиология – химия - экология; или анатомия – физиология – психология – экология. Иногда такие уроки реализуются сложно, но вызывают особую заинтересованность и увлечённость со стороны учащихся.
Например, такая объемная тема как “Пищеварение и гигиена питания” эффективнее усваивается учащимися с помощью интегрированных уроков, которые сопровождаются творческой работой учащихся (индивидуальной или групповой) в виде:
  • выполнения схем:
-“режим питания и рацион питания”
-“функции питательных веществ”
-“правила гигиены питания”
  • выполнения таблиц:
-“расщепление питательных веществ в различных органах пищеварительной системы”;
-“виды регуляции отделения пищеварительных соков”
В ходе работы по отдельным вопросам темы возникает стремление отдельных учащихся подготовить сообщения и плакаты о влиянии вредных привычек и нездорового образа жизни на органы пищеварения и на организм в целом. В данном случае удается нам интегрировать знания по анатомии, физиологии, химии, экологии, этики, медицины и изобразительному искусству.
Буквально при изучении любой темы курса “Биология человека” уделяем внимание негативному влиянию вредных привычек на здоровье, самочувствие человека и его трудоспособность. А также ежеурочно утверждаем необходимость здорового образа жизни.
С учащимися старших классов мы обратили внимание на такую информацию, что XXI век объявлен ЮНЕСКО веком образования. Система образования названа стратегически важной сферой человеческой деятельности в решении глобальных проблем выживания и развития человечества.
Названы две взаимосвязанные глобальные функции образования: гуманистическая и экологическая. Я считаю, что на сегодняшний день реализация этих функций только через повседневную урочную работу будет не совсем достаточна, интересна и удачна. Поэтому мы выполняем биолого-экологические проекты, которые могут быть коллективными, масштабными по своему содержанию и целям, и малые индивидуальные. Работа над проектами развивает умения самостоятельно конструировать систему своих знаний, ориентироваться в информационном пространстве, развивает критическое мышление, исследовательские и творческие навыки. Увлеченно работают над проектами старшеклассники; восьмиклассники, изучая курс “Человек и его здоровье”, более старшие, изучая курс “Общая биология”. Учащиеся могут выбрать тему и объекты исследований самостоятельно, а могут работать над темой, предложенной мною.
Такой проект как “Красота и здоровье неразделимы” включает в себя три составные блока:
- теоретический
- исследовательский
- творческий.
Теоретический блок представляет собой информацию по теме проекта; исследовательский блок состоит из практической работы “Оценка состояния здоровья” в результате чего подростки учатся оценивать функциональное состояние организма, используя субъективные и объективные показатели, зависимость здоровья от особенностей психосоциальных условий жизни и режима дня. Наблюдения проводят в течение двух недель и результаты фиксируют в таблице:

После наблюдений и исследований формируется учащ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1338

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340