Главная / Методические материалы / Преподавание биологии
Биолого-экологическое обучение и воспитание со здоровьесберегающими технологиями
Автор(ы): Поликарпова Ольга Петровна, учитель биологии и экологии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Сегодня человечество ежегодно тратит на вооружение, на уничтожение жизни 1 трлн. долларов, а на поддержание жизни, на все экологические программы ООН около 10 млрд долларов, т.е. в 100 раз меньше. В настоящее время в мире производится 2465 химических соединений . Из них детально проверено в отношении безопасности для человека и окружающей среды только 31 соединение. Очевидно, что наше время - время максимально негативного влияния антропогенных факторов на биосферу. Мы обязаны сохранить самую уникальную ценность человека – его здоровье и здоровую природную среду. Поэтому особенно в преподавании биологии приоритетным, я считаю, экологическое направление со здоровьесберегающими технологиями. В результате чего, учащиеся должны научиться строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы. При этом учащиеся должны понимать и ощущать свою ведущую роль в поддержание устойчивости природной среды. В процессе обучения и воспитания я обязана формировать ответственное отношение к окружающей среде, экокультуру мышления и поведения, здоровый образ жизни, гигиенические нормы и правила, что без сомнения помогает моим ученикам-выпусникам правильно оценивать своё место в жизни, осознанно себя профессионально ориентировать. Нового я ничего не открою, но хотелось бы поделиться наиболее эффективными и интересными моментами в моей работе, которые помогают мне с учащимися находить оптимальные решения многих жизненно важных проблем. В первую очередь, это интегрированные уроки. Значительную часть тем курса “Биология растений” и курса “Биология животных” провожу интегрированными уроками (используя знания и понятия биологии – географии – экологии, или биологии – географии – экологии - изобразительного искусства), используя при этом географические карты, диаграммы; конструируя и анализируя с учащимися всевозможные таблицы, графики с основами экологии. Например, тема “Закономерности размещения животных. Ареалы обитания. Миграции” - очень объёмна и интересна. Ребята с особым увлечением выполняют и удачно комментируют суть таблицы “Зоогеографические области мира”, а некоторые учащиеся ещё успевают и нанести на контурную карту: - возрастную миграцию животных; - сезонную миграцию животных. В курсе “Биология растений” темы “Роль бактерий в природе и в жизни человека”, “Распространение и разнообразие растений”, “Взаимосвязь растений в сообществе” и многие другие очень информативно объёмны, поэтому анализируя таблицы, диаграммы, схемы, интегрируя знания по биологии, географии и основам экологии, удачнее усваиваются новые понятия, составляются правильные выводы по соответствующей теме. Ну а интеграция междисциплинарных знаний и человеческих ценностей в изучении практически всех тем курса “Биология человека в большей степени помогают утверждать необходимость здорового образа жизни, что, как считаю я, особенно важно для соответствующей возрастной категории учащихся. Некоторые темы позволяют интегрировать сведения, знания и понятия таких наук, как анатомия – физиология – химия - экология; или анатомия – физиология – психология – экология. Иногда такие уроки реализуются сложно, но вызывают особую заинтересованность и увлечённость со стороны учащихся. Например, такая объемная тема как “Пищеварение и гигиена питания” эффективнее усваивается учащимися с помощью интегрированных уроков, которые сопровождаются творческой работой учащихся (индивидуальной или групповой) в виде: -“режим питания и рацион питания” -“функции питательных веществ” -“правила гигиены питания” -“расщепление питательных веществ в различных органах пищеварительной системы”; -“виды регуляции отделения пищеварительных соков” В ходе работы по отдельным вопросам темы возникает стремление отдельных учащихся подготовить сообщения и плакаты о влиянии вредных привычек и нездорового образа жизни на органы пищеварения и на организм в целом. В данном случае удается нам интегрировать знания по анатомии, физиологии, химии, экологии, этики, медицины и изобразительному искусству. Буквально при изучении любой темы курса “Биология человека” уделяем внимание негативному влиянию вредных привычек на здоровье, самочувствие человека и его трудоспособность. А также ежеурочно утверждаем необходимость здорового образа жизни. С учащимися старших классов мы обратили внимание на такую информацию, что XXI век объявлен ЮНЕСКО веком образования. Система образования названа стратегически важной сферой человеческой деятельности в решении глобальных проблем выживания и развития человечества. Названы две взаимосвязанные глобальные функции образования: гуманистическая и экологическая. Я считаю, что на сегодняшний день реализация этих функций только через повседневную урочную работу будет не совсем достаточна, интересна и удачна. Поэтому мы выполняем биолого-экологические проекты, которые могут быть коллективными, масштабными по своему содержанию и целям, и малые индивидуальные. Работа над проектами развивает умения самостоятельно конструировать систему своих знаний, ориентироваться в информационном пространстве, развивает критическое мышление, исследовательские и творческие навыки. Увлеченно работают над проектами старшеклассники; восьмиклассники, изучая курс “Человек и его здоровье”, более старшие, изучая курс “Общая биология”. Учащиеся могут выбрать тему и объекты исследований самостоятельно, а могут работать над темой, предложенной мною. Такой проект как “Красота и здоровье неразделимы” включает в себя три составные блока: - теоретический - исследовательский - творческий. Теоретический блок представляет собой информацию по теме проекта; исследовательский блок состоит из практической работы “Оценка состояния здоровья” в результате чего подростки учатся оценивать функциональное состояние организма, используя субъективные и объективные показатели, зависимость здоровья от особенностей психосоциальных условий жизни и режима дня. Наблюдения проводят в течение двух недель и результаты фиксируют в таблице: После наблюдений и исследований формируется учащ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1338
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|