Главная / Методические материалы / Преподавание математики
Степень и ее свойства. Определение степени
Автор(ы): Михайличенко Елена Борисовна, учитель математики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Основная цель Ознакомить учащихся со свойствами степеней с натуральными показателями и научить выполнять действия со степенями. Тема “ Степень и её свойства ” включает три вопроса: - Определение степени с натуральным показателем.
- Умножение и деление степеней.
- Возведение в степень произведения и степени.
Контрольные вопросы Сформулируйте определение степени с натуральным показателем, большим 1. Приведите пример. Сформулируйте определение степени с показателем 1. Приведите пример. Каков порядок выполнения действий при вычислении значения выражения, содержащего степени? Сформулируйте основное свойство степени. Приведите пример. Сформулируйте правило умножения степеней с одинаковыми основаниями. Приведите пример. Сформулируйте правило деления степеней с одинаковыми основаниями. Приведите пример. Сформулируйте правило возведения в степень произведения. Приведите пример. Докажите тождество (ab)n = an• bn . Сформулируйте правило возведения степени в степень. Приведите пример. Докажите тождество ( аm )n = аm n . Определение степени. Степенью числа a с натуральным показателем n, большим 1, называется произведение n множителей, каждый из которых равен а. Степенью числа а с показателем 1 называется само число а. Степень с основанием а и показателем n записывается так: аn . Читается “ а в степени n ”; “ n- я степень числа а ”. По определению степени: а1 = а а2 = а•а а3 = а•а•а а4 = а• а•а•а . . . . . . . . . . . . аn = Нахождение значения степени называют возведением в степень. 1. Примеры возведения в степень: 33 = 3• 3• 3 = 27 04 = 0• 0• 0• 0 = 0 ( -5 )3 = ( -5 ) • ( -5 ) • ( -5 ) = -125 71 = 7 2. Представьте в виде квадрата числа: 25 ; 0,09 ; 25 = 52 ; 0,09 = ( 0,3 )2 ; . 3. Представьте в виде куба числа: 27 ; 0,001 ; 8 . 27 = 33 ; 0,001 = ( 0,1 )3 ; 8 = 23 . 4. Найти значения выражений: а) 3• 103 = 3• 10• 10• 10 = 3• 1000 = 3000 б) -24 + ( -3 )2 = 7 24 = 16 ( -3 )2 = 9 -16 + 9 = 7 Вариант 1 1. Запишите произведение в виде степени: а) 0,3• 0,3• 0,3 б) в) b• b• b• b• b• b• b г) ( -х ) • ( -х ) • ( -х ) • ( -х ) д) ( ab ) • ( ab ) • ( ab ) 2. Представьте в виде квадрата числа: 16 ; 0,25 ; . 3. Представьте в виде куба числа: 125 ; 0,027 ; . 4. Найти значения выражений : а) 72 + 43 б) 62 + 53 в) -14 + ( -2 )3 г) -43 + ( -3 )2 д) 100 - 5• 24 Умножение степеней. Для любого числа а и произвольных чисел m и n выполняется: aman = am + n . Доказательство: Правило: При умножении степеней с одинаковыми основаниями основания оставляют прежним, а показатели степеней складывают. amanak = am + nak = a( m + n ) + k = am + n + k 1. Представить в виде степени: а) х5• х4 = х5 + 4 = х9 б) y• y6 = y1 • y6 = y1 + 6 = y7 в) b2 • b5 • b4 = b2 + 5 + 4 = b11 г) 34 • 9 = 34• 32 = 36 д) 0,01• 0,13 = 0,12 • 0,13 = 0,15 2. Представить в виде степени и найти значение по таблице: а) 23 • 2 = 24 = 16 б) 32 • 35 = 37 = 2187 Вариант 1 1. Представить в виде степени: а) х3 •х4 е) х2 •х3 •х4 б) а6 •а2 ж) 33•9 в) у4 •у з) 74•49 г) а• а8 и) 16• 27 д) 23•24 к) 0,33•0,09 2. Представить в виде степени и найти значение по таблице: а) 22•23 в) 8• 25 б) 34•32 г) 27• 243 Деление степеней. Для любого числа а0 и произвольных натуральных чисел m и n, таких, что m>n выполняется: am : an = am - n Доказательство: am - n an = a( m - n ) + n = am - n + n = am по определению частного: am : an = am - n . Правило: При делении степеней с одинаковыми основаниями основание оставляют прежним, а из показателя степени делимого вычитают показатель степени делителя. Определение: Степень числа а, не равного нулю, с нулевым показателем равна единице: а0 = 1 т.к. аn : an = 1 при а0 . 1. Представьте в виде степени частное: а) х4:х2 = х4 - 2 = х2 б) у8:у3 = у8 - 3 = у5 в) а7:а = а7:а1 = а7 - 1 = а6 г) с5:с0 = с5:1 = с5 2. Найдите значения выражений: а) 57:55 = 52 = 25 б) 1020:1017 = 103 = 1000 в) г) д) Вариант 1 1. Представьте в виде степени частное: а) х5 : х2 б) у9 : у4 в) b10 : b г) с10 : с4 д) а7 : а0 2. Найдите значения выражений: а) 36 : 32 б) 715 : 713 в) г) д) Возведение в степень произведения. Для любых а и b и произвольного натурального числа n: ( ab )n = an•bn Доказательство: По определению степени ( ab )n = Сгруппировав отдельно множители а и множители b, получим: = Доказанное свойство степени произведения распространяется на степень произведения трех и более множителей. Например: ( a• b• c )n = an •bn •cn ; ( a• b• c• d )n = an •bn •cn •dn . Правило: При возведении в степень произведения возводят в эту степень каждый множитель и результат перемножают. 1. Возвести в степень: а) ( a• b )4 = a4 •b4 б) (2• х• у )3 =23•х3 •у3 = 8• х3 •у3 в) ( 3• а )4 = 34•а4 = 81• а4 г) ( -5• у )3 = (-5)3 •у3 = -125• у3 д) (-0,2• х• у )2 = (-0,2)2 •х2 •у2 = 0,04• х2 •у2 е) (-3• a• b• c )4 = (-3)4 •a4 •b4 •c4 = 81• a4 •b4 •c4 2. Найти значение выражения: а) (2• 10)4 = 24•104 = 16• 1000 = 16000 б) (3• 5• 20)2= 32•1002= 9• 10000= 90000 в) 24•54 = (2• 5)4 = 104 = 10000 г) 0,2511•411 = (0,25• 4)11 = 111 = 1 д) Вариант 1 1. Возвести в степень: а) ( a• b )9 б) ( 2• а• с )4 в) ( 5• а )3 г) ( -3• у )4 д) ( -0,1• х• у )3 е) 2. Найти значение выражения: а) (3• 10)3 б) (5• 7• 20)2 в) 53•23 г) д) Возведение в степень степени. Для любого числа а и произвольных натуральных чисел m и n: ( аm )n = аm n Доказательство: По определению степени ( аm )n = Правило: При возведении степени в степень основание оставляют тем же, а показатели перемножают. 1. Возвести в степень: ( а3 )2 = а6 ( х5 )4 = х20 ( у5 )2 = у10 ( b3 )3 = b9 2. Упростите выражения: а) а3 •( а2)5 = а3 •а10 = а13 б) ( b3 )2 •b7 = b6 •b7 = b13 в) ( х3 )2 •( х2 )4 = х6 •х8 = х14 г) ( у• у7 )3 = ( у8 )3 = у24 3. Найдите значение выражений: а) б) Вариант 1 1. Возвести в степень: а) ( а4 )2 б) ( х4 )5 в) ( у3 )2 г) ( b4 )4 2. Упростите выражения: а) а4 •( а3)2 б) ( b4 )3 •b5+ в) ( х2 )4 •( х4 )3 г) ( у• у9 )2 3. Найдите значение выражений: а) б) Приложение Определение степени. Вариант 2 1ю Запишите произведение в виде степени: а) 0,4• 0,4• 0,4 б) в) а• а• а• а• а• а• а• а г) ( -у ) • ( -у ) • ( -у ) • ( -у ) д) ( bс ) • ( bс ) • ( bс ) 2. Представьте в виде квадрата числа: 25 ; 0,16 ; . 3. Представьте в виде куба числа: 64 ; 0,125 ; . 4. Найти значения выражений: а) 52 + 33 б) 43 - 72 в) -13 + ( -2 )4 г) -62 + ( -3 )2 д) 4• 52 – 100 Вариант 3 1. Запишите произведение в виде степени: а) 0,5• 0,5• 0,5 б) в) с• с• с• с• с• с• с• с• с г) ( -х ) • ( -х ) • ( -х ) • ( -х ) д) ( ab ) • ( ab ) • ( ab ) 2. Представьте в виде квадрата числа: 100 ; 0,49 ; . 3. Представьте в виде куба числа: 1000 ; 0,008 ; . 4. Найти значения выражений : а) 34 + 72 б) 63 - 92 в) -15 + ( -3 )2 г) -53 + ( -4 )2 д) 5• 42 - 100 Вариант 4 1. Запишите произведение в виде степени: а) 0,7• 0,7• 0,7 б) в) х• х• х• х• х• х г) ( -а ) • ( -а ) • ( -а ) д) ( bс ) • ( bс ) • ( bс ) • ( bc ) 2. Представьте в виде квадрата числа: 81 ; 0,64 ;. 3. Представьте в виде куба числа: 216 ; 0,064 ; . 4. Найти значения выражений : а) 62 + 43 б) 53 - 82 в) -14 + ( -3 )3 г) -34 + ( -5 )...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.03.04 | Просмотров: 7041
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|