Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Интегрированный урок в 7-м классе: повторение и обобщение по физике с элементами экологического воспитания по теме: Первоначальные сведения о строении вещества. Взаимодействие тел - Преподавание физики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание физики

Интегрированный урок в 7-м классе: повторение и обобщение по физике с элементами экологического воспитания по теме: Первоначальные сведения о строении вещества. Взаимодействие тел


Автор(ы): Калугина Любовь Ильинична, учитель физики, химии и информатики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Девиз урока: Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу приведи в порядок свою планету.
Цель урока:
1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о физических явлениях природы, диффузии и инерции, строении вещества и три состояния вещества, взаимодействие тел; формировать понятия о физических величин (путь, время, скорость, масса, плотность, объем). Формировать экологические знания и практические умения.
2. Воспитывать интерес, доброту и любовь к природе, спасителя жизни на Земле, ощущать красоту и изящества опыта, товарищескую взаимопомощь, умение радоваться за удачу друга, аккуратность, вежливость.
3. Развивать проблемное и образное мышление, умение решать задачи применяя формулы, умение запоминать формулы, составлять законченные смысловые ответы при устных и письменных ответах.
Приборы и материалы:
Глобус, мензурка, сосуд с водой, раствор соли, масло, пипетка, открытка с монетой, заводная игрушка, линейка и брусок, раздаточные материалы, динамометр.
План урока:
1. Организационный момент.

Проверка домашнего задания. Разгадывание кроссвордов.
2. Основная часть.
Выступления юного эколога, физика, химика, географа, биолога.
- Для чего нужна физика.
- Из чего состоят окружающий нас мир, животные, растения. Модель молекулы воды.
- Диффузия в газах и жидкостях. Опыт.
- Три состояния вещества. Опыт с маслом.
- Движение. Скорость. Задачи на движения.
- Плотность. Задачи.
Оперативная обратная связь.
Решение задач, работа с раздаточными материалами.
3. Подведение итога урока.
Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, дети. Сегодня у нас урок повторения, обобщения и закрепления. Сначала мы будем отгадывать кроссворды, в качестве разминки. Итак, вопросы по горизонтали для кроссворда №1.
1. Физическая величина, введенная для характеристики быстроты движения.
2. Единица пути в СИ.
3. Линия, вдоль которой движется тело.
4. Длина линии, по которой тело перемещается.
5. Свойство тела, для описания которого введена физическая величина “масса”.
6. Изменения положения тела относительно другого тела.
7. Единица массы в СИ.
По вертикали:
Единица времени в СИ.
Кроссворд №2
1. Слова “физика” происходит от греческого слова “ фюзис”, что это означает?
2. Кто из ученых ввел в русский язык слово “физика”?
3. Прибор для измерения объема тела.
4. Мельчайшая частица любого вещества.
5. Из каких частиц состоит молекула воды?
6. Явления взаимного проникновения молекул одного вещества между молекулами другого вещества.
7. Состояние вещества легко менять свою форму, но сохранять объем.
8. Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел.
9. Имя ученого, который открыл явление инерции.
Формулы.
Скорость=путь/ время Плотность=масса/объем
Путь=скорость·время Масса=плотность·объем
Время=путь/скорость Объем=масса/плотность
2. Выступление учителя. Защита жизни на Земле от экологической катастрофы становится самой важной проблемой для человечества. Хорошее знание физики поможет нам в этом. Если мы будем хорошо знать причину опасных явлений в окружающей среде, то сумеем найти способы их устранения. Каждый из нас понимает, что Земля - это наш общий дом, который нужно беречь и украшать. Об этом очень хорошо сказал французский писатель и летчик Антуан де Сент-Экзюпери в своей сказке “Маленький принц”: “Есть такое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу приведи в порядок свою планету”.
Посмотрим вокруг себя. Нас окружает сложный и большой мир. Это дома и улицы, люди, растения, животные, реки, поля, леса, горы. А если посмотреть на Землю из Космоса, то мы увидим зелено-голубой шар с белыми пятнами облаков на фоне черного пространства с яркими капельками звезд.
Теперь давайте вместе оценим, в каком состоянии находится сейчас наша планета. Сначала ответим на вопрос: а сколько людей находится на Земле? Это важно, потому что каждый из нас по-разному влияет на происходящие вокруг процессы. В 1800 г. население Земли было примерно 1 млрд., а в 2000 г. на Земле стало 6 млрд. Потребности человека в 1800 г. были довольно скромными. Не было авиации, не было автомобилей, радио, телевидения, электростанций и многого, чем пользуется современный человек, и того, что было создано благодаря достижениям физики.
Давайте разберемся вместе.
Что изучает физика? Для чего нужна эта наука?
Ответ:
1.Чтобы понимать явления природы и предсказывать их.
2.Чтобы понимать, как действуют различные технические устройства, и конструировать новые.
3.Использование физики для сохранения устойчивого окружающего мира, природы.
Юный физик. Физика помогает нам не только использовать различные ресурсы. Но и преобразовывать их в замечательные вещи. Мы берем у природы воду, кислород, песок, глину, руды, газ, нефть, растения, животных для обеспечения своей жизни. При добыче полезных ископаемых, их переработке, транспортировке применяются физические законы. Правильно ли мы используем природные ресурсы? Только 2-3% из всего, что забираем у природы, идет в дело. Остальное выбрасывается. А раз выбрасывается, то загрязняет воздух, воду, почву, растения, животных, организм человека.
В окружающем нас мире постоянно происходят различные физические явления и процессы: движения воздуха и облаков, воды в морях и реках, испарение и замерзание воды, таяние льда, распространение солнечного света, возникновение электрического тока в атмосфере, человеческом теле и в проводах, молнии и многое другое.
Мы ежедневно наблюдаем за тем, что происходит вокруг нас. Одни наблюдают за этим специально. И за многими явлениями природы ведется постоянное наблюдение. Например, температура воздуха измеряется наземными станциями, шарами-зондами, самолетами, спутниками. Так, по фотографиям, сделанным со спутников с использованием невидимого инфракрасного (теплового) излучения, определяют температуру на огромной площади. По температуре участков поверхности можно судить о состоянии растительности, влажности и засоленности почвы, о загрязнении земной и морской поверхности. Важным является и определение количества пыли в воздухе. Для этого существует различная сложная аппаратура.
Из чего состоят окружающий нас мир, животные, растения.
Юный химик. Нас окружает: твердые тела, газы, жидкости. Все физические тела состоят из молекул и атомов. Строение и свойства тел зависят от составляющих их частиц-атомов и молекул, от того, как частицы связаны друг с другом, как движутся. Примеси “чужих” молекул или атомов по-разному изменяют свойства тел. В технике это используется для улучшения качества материалов. Например, мягкое железо можно сделать твердым, добавляя в него атомы углерода. Такое железо мы называем сталью.
Для живых существ введение примесей в природную воду, воздух или в почву допустимо в очень малых количествах до определенного предела. Этот предел определяется санитарными нормами как предельно допустимая концентрация, или сокращенно ПДК. При превышении этого предела примеси становятся загрязнителями, опасными для человека и живых существ.
Примеси в результате теплового движения молекул с течением времени распространяются в воде или в воздухе, а ветры и течения разносят их на большие расстояния. Например, ядохимикаты, смытые дождем с полей у Коломны, доплывут по Оке до Нижнего Новгорода и по Волге до Астрахани. Из-за этого, пропали знаменитые осетры в Оке и намного меньше их стало в Волге, а большое число рыб поражено различными болезнями. Кроме ядохимикатов, огромное количество других вредных и ядовитых веществ сбрасывается предприятиями в реки и озера.
Диффузия в газах и жидкостях.
Юный эколог. Явление диффузии, при котором происходит взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого, мы наблюдаем каждый день: наливаем ли заварку чая в кипяток, приготавливаем ли красящий раствор. И даже когда сгорает картошка на сковороде, а запах чувствуется по всей квартире, мы вновь сталкиваемся с явлением диффузии.
Посмотрим на дымовые трубы предприятий и выхлопные трубы автомобилей. Во многих случаях вблизи труб виден дым. А потом он куда-то исчезает. Что с ним происходит? Дым растворяется в воздухе за счет диффузии. Дымовые газы состоят в основном из углекислого газа и небольшого количества оксидов азота, серы и большого количества пара. В настоящее время общее количество эмиссии газов в атмосферу составляет около 40 млрд. т в год.
Избыток углекислого газа в атмосфере опасен для живого мира Земли, нарушает круговорот углерода в природе, приводит к образованию кислотных дождей, потеплению климата из-за “парникового” эффекта.
Процесс диффузии играет большую роль в загрязнении рек, морей и океанов. Например, можно быть уверенным, что моющие средства, слитые в канализацию, окажутся у берегов соседних деревень из-за диффузии и существующих течений. Годовой сброс производственных и бытовых стоков в мире равен 9,3 трлн. т.
Загрязнение водоемов приводит к тому, что в них исчезает жизнь, а воду, используемую для питья, приходится очищать, что очень дорого. Кроме того, в загрязненной воде происходят химические реакции с выделением тепла. Температура воды повышается, при этом снижается содержание кислорода в воде, что плохо для водных организмов. Из-за повышения температуры воды многие реки теперь зимой не замерзают.
Опыт 1. Налейте в стакан воды, капните в нее раствор йода, “зеленки” или крепкого чая и наблюдайте за тем, что происходит в стакане.
Три состояния вещества.
Юный химик. Вещества в окружающем нас мире могут существовать в трех основных состояниях: в виде твердого тела, жидкости и газа. Если воду охладить ниже 0 С, она превратится в лед, а нагревая, ее можно испарить, перевести в газообразное состояние. Испарение жидкостей происходит при любой температуре, нагревание лишь увеличивает скорость испарения. Железо при комнатной температуре - твердое тело, а выше 1535 С оно плавится и превращается в жидкость, которую при дальнейшем нагревании можно испарить. Испаряются или сублимируются и твердые тела, правда, очень медленно. Однако есть вещества, испаряющиеся достаточно быстро и в твердом состоянии, например нафталин.
Пары многих веществ, попавшие в воздухе, могут нанести серьезный вред здоровью. К ним относятся ртуть. Пары ртути способствуют разрушению зубов, выпадению волос, пагубно влияют на состав крови. А так же и многие органические жидкости, например ацетон.
Может ли человеческая деятельность повлиять на процесс испарения воды в водоеме? Давайте проделаем простой опыт.
Опыт 2. Налейте в стакан воды и осторожно опустите на ее поверхность 3-4 капли растительного масла. С течением времени они расплывутся и покроют всю поверхность воды тонкой пленкой. Повлияет ли такая пленка на испарение воды? Конечно. Молекулам воды трудно пробиться через вязкую пленку масла. Испарение будет происходить значительно медленнее. А теперь обратите внимание на отражение света от поверхности чистой воды и поверхности, покрытой масляной пленкой. Свет отражается по-разному. Во втором случае оно сильнее. А это значит, что солнечного света, необходимого для жизни водных животных и растений, проникнет в воду меньше.
Для того чтобы в воде жили рыбы, растения, помимо света необходим еще и кислород, который растворяется в воде, попадая в неё сквозь поверхность. Кислород также важен и при самоочищении воды от органических примесей, таких, как навоз, остатки растений и животных. Кислород способствует их окислению и разложению на элементарные безвредные соединения и элементы. Недостаток кислорода приводит к росту сине-зеленых водорослей и гибели многих обитателей водоемов. Много ли мы выливаем нефти, бензина масел в Мировой океан? В1970 г. было вылито 70 млн.т, а в 2000 г. 190 млн. т. в результате аварий танкеров, морских буровых платформ и нефтепродуктов. Нефть, вылитая в одном месте, распространяется по поверхности Мирового океана. Вода Мирового океана загрязняется и меняет свои свойства.
Неприятные изменения происходят и с газовой оболочкой нашей планеты- атмосферой. Атмосферный воздух состоит в основном из азота-78%, кислорода-21% и небольшого количества других газов, в состав которых входит озон. Озона в атмосфере очень мало, но роль его велика. Слой атмосферы с наибольшей концентрацией озона, расположенный на высоте около 25 км, защищает все живое на Земле от губительного ультрафиолетового излучения Солнца. В последние годы, начиная с 1985 г., наблюдается разрушение озонового слоя.Это происходит из-за выбросов в атмосферу большого количества фреона и соединений, содержащих азот. Фреон используется в холодильниках, в баллончиках с краской, парфюмерий, в металлургической и химической промышленности. Озон в результате взаимодействия с фреоном превращается в обычный кислород, Через который свободно проходит ультрафиолетовое излучение, которое при длительном воздействии способно разрушать органические молекулы живых организмов и вызвать в них опасные изменения. Наиболее разрушительное действие фреона замечено над Антарктидой, где образовалась так называемя озоновая “дыра”. Многие страны подписали соглашение об уменьшении производства фреона и о запрете на его выброс в атмосферу.
Твердое состояние - это основное состояние вещества на Земле. Для нас важен вопрос об устойчивости твердых тел в окружающем мире: земной коры, почвы, растений, животных. Состояние более глубоких слоев литосферы нарушается шахтными выработками, глубинными взрывами, сооружением высотных плотин в горах. Все это нарушает устойчивость пород и является причиной их сдвига, оползней и даже землетрясений. Особенно сильно загрязняется и разрушается почва из-за чрезмерного внесения минеральных удобрений и ядохимикатов, использования тяжелой сельскохозяйственной техники, воздействия ветров и дождей.
Вывод ясен. Человек может повлиять своим вмешательством на состояние вещества и на превращение его из одного состояния в другое как в лабораторных, так и в природных условиях.
Опыт 3. Возьмите три кубика льда. Один посыпьте солью, другой растолченным углем или грифелем от карандаша. После этого положите три кубика в тарелку и поставьте на окно. Заметьте, какой из кубиков начнет таять быстрее. Почему?
Движение. Скорость.
Юный географ. Все тела взаимодействуют друг с другом. Взаимодействуют материковые плиты, морская вода с дном, воздух с водой, молекулы и атомы. При этом происходят различные физические явления, например движение тел. Скорость - одна из основных характеристик движения. Измерение и контроль за скоростью движения транспортных средств позволяют выбирать более экономичный режим движения, регулировать расход горючего и уменьшить выброс вредных веществ в окружающую среду. Воздушные течения, ветры, океанские течения давно сформировались на Земле и обладают большой устойчивостью. Под их влиянием формировалась жизнь на поверхности Земли и в морских глубинах. Человек своим вмешательством в природные явления повлиял на воздушные течения. Это произошло из-за потепления климата, вырубки лесов, распашки целинных земель, опустынивания. Там где никогда не было ураганов, они появились.
Устойчивость многих природных процессов зависит от постоянства их скорости, например от скорости течения воды или скорости движения воздуха.
Так, 40 лет назад вода от истоков Волги текла до впадения в Каспийское море около 45 дней. Позже на Волге был построен каскад из 14 плотин для орошения и получения электроэнергии. Скорость движения воды сильно уменьшилась, и в наши дни волжской воде требуется больше года, чтобы добраться до Каспия. Может показаться, что изменение скорости течения рек не связано с экологическими проблемами. Это не так. Уменьшение скорости воды привело к уменьшению перемешивания слоев. От этого снизилась способность воды растворять кислород, упала температура воды на глубине, а из-за этого ухудшаются условия жизни водных растений и животных.
Уменьшение скорости течения связано с подъемом воды в русле. Поднявшаяся вода заливает наиболее плодородные пойменные земли, дороги, деревни, города. В результате разлива рек происходит засоление почвы. Так как соли, растворенные водой под поверхностью, поднимаются вместе с ней к плодородным слоям и тем самым снижают их продуктивность.
Разлив рек около плотин резко увеличивает площадь испарения воды, вследствие чего в этом районе начинает меняться погода.
Прежде чем начинать какое-либо изменение природных процессов, нужно внимательно анализировать физику связанных с этим явлений, чтобы избежать неприятных последствий.
Плотность.
Юный биолог. Плотность – это свойство тел и их физическая характеристика. Использование материалов с малой плотностью в строительстве и машиностроении выгодно с экологической и экономической точки зрения. Замена алюминия и стали в корпусах самолетов и ракет на более легкий и прочный титан позволяет экономить горючее и перевозить больше полезного груза. Экономия топлива, как известно, ведет к уменьшению выбросов в атмосферу. Знание плотности почвы необходимо для ее правильного использования. Очень плотная почва плохо поглощает влагу и воздух, необходимый для растений, насекомых, микроорганизмов. Плотная почва хорошо пропускает тепло, поэтому промерзает на большую глубину.
Выступление учителя. Ребята, а как вы будете защищать окружающий мир? Ваше участие с целью защиты нашей планеты.
...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.03.05 | Просмотров: 2107

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340