Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Урок-практикум Целебное лукошко - Преподавание географии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание географии

Урок-практикум Целебное лукошко


Автор(ы): Якимова Людмила Николаевна, учитель географии и экономики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
(для учащихся 6 класса при изучении темы “Природный комплекс” с использованием национально-регионального компонента.
Время – два урока по 40 минут с переменой между ними)
Цели урока:
1. Закрепление навыков работы с текстом:
а) быстрое просматривание текста в поисках новой информации;
б) выбор содержания, заданного планом работы;
в) составление рассказа по предложенной схеме и в определенном временном объеме.
2. Продолжить формирование умения заполнять предложенную учителем таблицу в ходе прослушивания выступлений одноклассников.
3. Поддержание интереса к предмету: использование игровых моментов и приема выбора выступающего с помощью разгадывания кроссворда.
4. Знакомство учащихся с лекарственными растениями своей местности.
Оборудование:

На столах учащихся:

– Тексты с описанием лекарственных растений Удмуртии (индивидуальные для каждого учащегося);
– Инструктивные карточки – таблицы для подготовки рассказа;
– Карточки с названиями лекарственных растений.
На доске:
– “Травники” – плакаты о лекарственных растениях;
– “Лукошко” для карточек с названиями растений;
– Картосхема “Лекарственные растения Удмуртии” (Приложение 1);
– Кроссворд “Лабиринт лекарственных растений”.
Ход урока
I урок – практическая работа

1. Вводное слово учителя.

На прошлом уроке мы с вами знакомились с понятием “природный комплекс”. Сегодня мы рассмотрим более подробно один из компонентов природного комплекса – лекарственные растения Удмуртии.
У каждого из вас есть необходимый для работы на первом уроке материал: лист с текстом об одном из лекарственных растений, инструктивная карточка – таблица для составления рассказа.
Таблица 1. Карточка – инструкция для подготовки рассказа о лекарственном растении.
Название научное и народное.
Наиболее типичные места произрастания.
Как используется и какими лекарственными свойствами обладает.
Но прежде, чем приступать к практической работе необходимо прослушать историческую справку.
Содержание исторической справки.
Давно заметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Стал запоминать, что от чего помогает. Вспомнил, что звери тоже травами и кореньями лечатся. Да и вы сами, наверное, видел и, как лечатся кошки и собаки. Выберут листочек, в основном тонкий и длинный, оторвут зубами и проглотят, не разжевывая.
Сведения о целебных свойствах растений передавались из поколения в поколение.
Издавна существовало поверье, что откроется клад тому, кто пойдет в лес в ночь на Ивана Куполу и увидит цветок папоротника, который распускается только раз в году, в то время, когда день равен ночи, т.е. 22 июня.
Сбор диких лекарственных растений окружался ареалом таинственности. Проверенные на практике умения применять целебную силу растений передавали из рода в род как величайшую ценность.
Постепенно знания о целебных свойствах растений стали собирать воедино. Описывались растения, их целебные свойства, создавались первые ботанические книги. Древние книги по лечению травами так и назывались “травники”, “зелъники”, “цветники”.
Постепенно год за годом складывалась, формировалась наука о лекарственных растениях – фармакогнозия – одна из древнейших наук человечества (на доску вывешивается карточка с названием науки и учащиеся записывают в тетрадь новое для них слово и его определение).
В настоящее время в научной медицине в России применяется более 200 видов лекарственных растений. Из них на территории Удмуртии произрастает 80 видов.

2. Самостоятельная работа учащихся с индивидуальными консультациями учителя: подготовка сообщения о лекарственном растении по предложенному материалу и плану (Время – оставшаяся часть первого урока.)
11 урок – “Путешествие по лабиринту лекарственных растений”.

1. Вводное слово учителя.
А сейчас мы с вами отправляемся на поиски лекарственных растений. Нужно “наполнить” наше целебное лукошко. Но прежде познакомимся с правилами сбора, сушки и хранения лекарственного сырья.
В 1650 году царь Алексей Михайлович приказал в ночь на Ивана Купалу направить крестьян для сбора трав, а затем и описать, где какие растут. Собранные травы доставляли лекарям бережно, по особой инструкции:” Надрав тое травку, велено перебрать начисто и высушить на ветре или в избе на легком духу, чтобы та травка от жару не зарумянела, и тое траву зашить в холстины и положить в лубяные коробки, зашить в рогожки накрепко, чтобы из тое травы дух не вышел.”
У современных сборщиков лекарственного сырья существуют тоже определенные правила:
1. Большинство видов растений собирают в сухую солнечную погоду, когда обсохнет роса. Лучше, если сбор будет закончен до 12 часов дня.
2. Чистота сбора – одно из основных правил заготовки.
3. Сырье ядовитых растений – белены,травы чистотела, корневищ чемерицы – лучше всего заготовлять в перчатках резиновых и не прикасаться этими растениями к губам , глазам, лицу!
4. Не следует собирать сырье в рюкзаки, полиэтиленовые пакеты. В них сырье быстро согревается и теряет свои качества. Лучшей тарой являются плетеные корзинки (и ящики с отверстиями на стенках).
5. Через 2–3 часа сырье должно быть доставлено к месту сушки. Если такой возможности нет, разложите его для провяливания на досках, брезенте в тени.
6. Не вытаптывайте растения. Два-три лучших экземпляра на один квадратный метр оставьте для возобновления заросли.
Каждое растение собирают в определенный срок.
Для этого нужно посмотреть на “Календарь сбора лекарственных растений”. (Приводим два-три примера).
На картосхеме “Лекарственные растения Удмуртии” можно определить специализацию отдельных районов по заготовке лекарственных растений. (Называем лекарственные растения Можгинского района. См. Приложение № 1).
2. Расчерчивание в тетрадях таблицы для записи названий лекарственных растении и их свойств при прослушивании рассказов учащихся по следующей форме:
Таблица № 2. Лекарственные растения и их свойства.
№ пп Название растения Лекарственные свойства и применение
3. Итак, отправляемся в путь... (На доску вывешивается кроссворд и объясняются правила разгадывания растений)
Таблица № 3. Лабиринт лекарственных растений.



П А П О Р О Т Н И Е О П О Д О Р
О Д И Ж Ч Е О Л Л У Б Л Л У Р О
Д Е В М Е Х Л М А К Е И Ь Г М Ж
С О Я А С Н О К Н У Р Е Х Р А Н
О М С И Р Е Н Ь Я Р У З А И Н И
Л А Н Л Е Т М И Н К А Н Ю Б А Ф
Н Л Д Ы Ш Ы С Я Ч А Й И Р Ы Т У
Е И Ч И С Т О Т У Л И С Т Н И К
Ч Н У Р У Д А Р Ы У Н М О Ж У Х
Н А М Я Т Л Ю Б Ш Н Р О Р О С Щ
И Р Е К
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.03.06 | Просмотров: 1529

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340