Главная / Методические материалы / Преподавание географии
Урок-практикум Целебное лукошко
Автор(ы): Якимова Людмила Николаевна, учитель географии и экономики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
(для учащихся 6 класса при изучении темы “Природный комплекс” с использованием национально-регионального компонента. Время – два урока по 40 минут с переменой между ними) Цели урока: 1. Закрепление навыков работы с текстом: а) быстрое просматривание текста в поисках новой информации; б) выбор содержания, заданного планом работы; в) составление рассказа по предложенной схеме и в определенном временном объеме. 2. Продолжить формирование умения заполнять предложенную учителем таблицу в ходе прослушивания выступлений одноклассников. 3. Поддержание интереса к предмету: использование игровых моментов и приема выбора выступающего с помощью разгадывания кроссворда. 4. Знакомство учащихся с лекарственными растениями своей местности. Оборудование: На столах учащихся: – Тексты с описанием лекарственных растений Удмуртии (индивидуальные для каждого учащегося); – Инструктивные карточки – таблицы для подготовки рассказа; – Карточки с названиями лекарственных растений. На доске: – “Травники” – плакаты о лекарственных растениях; – “Лукошко” для карточек с названиями растений; – Картосхема “Лекарственные растения Удмуртии” (Приложение 1); – Кроссворд “Лабиринт лекарственных растений”. Ход урока I урок – практическая работа 1. Вводное слово учителя. На прошлом уроке мы с вами знакомились с понятием “природный комплекс”. Сегодня мы рассмотрим более подробно один из компонентов природного комплекса – лекарственные растения Удмуртии. У каждого из вас есть необходимый для работы на первом уроке материал: лист с текстом об одном из лекарственных растений, инструктивная карточка – таблица для составления рассказа. Таблица 1. Карточка – инструкция для подготовки рассказа о лекарственном растении. Название научное и народное. | | Наиболее типичные места произрастания. | | Как используется и какими лекарственными свойствами обладает. | | Но прежде, чем приступать к практической работе необходимо прослушать историческую справку. Содержание исторической справки. Давно заметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Стал запоминать, что от чего помогает. Вспомнил, что звери тоже травами и кореньями лечатся. Да и вы сами, наверное, видел и, как лечатся кошки и собаки. Выберут листочек, в основном тонкий и длинный, оторвут зубами и проглотят, не разжевывая. Сведения о целебных свойствах растений передавались из поколения в поколение. Издавна существовало поверье, что откроется клад тому, кто пойдет в лес в ночь на Ивана Куполу и увидит цветок папоротника, который распускается только раз в году, в то время, когда день равен ночи, т.е. 22 июня. Сбор диких лекарственных растений окружался ареалом таинственности. Проверенные на практике умения применять целебную силу растений передавали из рода в род как величайшую ценность. Постепенно знания о целебных свойствах растений стали собирать воедино. Описывались растения, их целебные свойства, создавались первые ботанические книги. Древние книги по лечению травами так и назывались “травники”, “зелъники”, “цветники”. Постепенно год за годом складывалась, формировалась наука о лекарственных растениях – фармакогнозия – одна из древнейших наук человечества (на доску вывешивается карточка с названием науки и учащиеся записывают в тетрадь новое для них слово и его определение). В настоящее время в научной медицине в России применяется более 200 видов лекарственных растений. Из них на территории Удмуртии произрастает 80 видов. 2. Самостоятельная работа учащихся с индивидуальными консультациями учителя: подготовка сообщения о лекарственном растении по предложенному материалу и плану (Время – оставшаяся часть первого урока.) 11 урок – “Путешествие по лабиринту лекарственных растений”. 1. Вводное слово учителя. А сейчас мы с вами отправляемся на поиски лекарственных растений. Нужно “наполнить” наше целебное лукошко. Но прежде познакомимся с правилами сбора, сушки и хранения лекарственного сырья. В 1650 году царь Алексей Михайлович приказал в ночь на Ивана Купалу направить крестьян для сбора трав, а затем и описать, где какие растут. Собранные травы доставляли лекарям бережно, по особой инструкции:” Надрав тое травку, велено перебрать начисто и высушить на ветре или в избе на легком духу, чтобы та травка от жару не зарумянела, и тое траву зашить в холстины и положить в лубяные коробки, зашить в рогожки накрепко, чтобы из тое травы дух не вышел.” У современных сборщиков лекарственного сырья существуют тоже определенные правила: 1. Большинство видов растений собирают в сухую солнечную погоду, когда обсохнет роса. Лучше, если сбор будет закончен до 12 часов дня. 2. Чистота сбора – одно из основных правил заготовки. 3. Сырье ядовитых растений – белены,травы чистотела, корневищ чемерицы – лучше всего заготовлять в перчатках резиновых и не прикасаться этими растениями к губам , глазам, лицу! 4. Не следует собирать сырье в рюкзаки, полиэтиленовые пакеты. В них сырье быстро согревается и теряет свои качества. Лучшей тарой являются плетеные корзинки (и ящики с отверстиями на стенках). 5. Через 2–3 часа сырье должно быть доставлено к месту сушки. Если такой возможности нет, разложите его для провяливания на досках, брезенте в тени. 6. Не вытаптывайте растения. Два-три лучших экземпляра на один квадратный метр оставьте для возобновления заросли. Каждое растение собирают в определенный срок. Для этого нужно посмотреть на “Календарь сбора лекарственных растений”. (Приводим два-три примера). На картосхеме “Лекарственные растения Удмуртии” можно определить специализацию отдельных районов по заготовке лекарственных растений. (Называем лекарственные растения Можгинского района. См. Приложение № 1). 2. Расчерчивание в тетрадях таблицы для записи названий лекарственных растении и их свойств при прослушивании рассказов учащихся по следующей форме: Таблица № 2. Лекарственные растения и их свойства. № пп | Название растения | Лекарственные свойства и применение | | | | 3. Итак, отправляемся в путь... (На доску вывешивается кроссворд и объясняются правила разгадывания растений) Таблица № 3. Лабиринт лекарственных растений. П | А | П | О | Р | О | Т | Н | И | Е | О | П | О | Д | О | Р | О | Д | И | Ж | Ч | Е | О | Л | Л | У | Б | Л | Л | У | Р | О | Д | Е | В | М | Е | Х | Л | М | А | К | Е | И | Ь | Г | М | Ж | С | О | Я | А | С | Н | О | К | Н | У | Р | Е | Х | Р | А | Н | О | М | С | И | Р | Е | Н | Ь | Я | Р | У | З | А | И | Н | И | Л | А | Н | Л | Е | Т | М | И | Н | К | А | Н | Ю | Б | А | Ф | Н | Л | Д | Ы | Ш | Ы | С | Я | Ч | А | Й | И | Р | Ы | Т | У | Е | И | Ч | И | С | Т | О | Т | У | Л | И | С | Т | Н | И | К | Ч | Н | У | Р | У | Д | А | Р | Ы | У | Н | М | О | Ж | У | Х | Н | А | М | Я | Т | Л | Ю | Б | Ш | Н | Р | О | Р | О | С | Щ | И | Р | Е | К |
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
Добавлено: 2012.03.06 | Просмотров: 1529
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|