Главная / Методические материалы / Внеклассная работа
Психолого-педагогические ресурсы музейной педагогики
Автор(ы): Титкова Мария Сергеевна, зам.директора УВР, педагог-психолог
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Искусство есть такая потребность для человека, как есть и пить. Потребность красоты и творчества, воплощающего ее, - неразлучна с человеком, и без нее человек, может быть, не захотел бы жить на свете. Ф. М. Достоевский Музейная педагогика является особым видом педагогической практики: эта форма организации обучения соединяет в себе учебный процесс с реальной жизнью и обеспечивает учащимся через непосредственное наблюдение знакомство с предметами и явлениями Практика проведения уроков, экскурсий и занятий в музее показывает интерес и высокий уровень мотивации учащихся к таким формам организации обучения. Это дает основания полагать, что такие уроки, внеклассные занятия имеют ряд важных психолого-педагогических ресурсов, повышающих успеваемость и качество усвоения материала учащимися. Первое на что следует обратить внимание, это - большой воспитательный потенциал уроков, проводимых в музее, а также их направленность на развитие личности учащегося. Также отметим, что наблюдение за учащимися младших классов, беседы с ними, анкетирование доказывают, что поездка в музей, занятия в музее являются наиболее запоминаемыми событиями, проводимыми в течение учебного года (наряду со спортивными праздниками и посещением цирка). Вторым психолого-педагогическим ресурсом можно назвать системность восприятия. Во время урока, проводимого в музее, включаются различные каналы восприятия информации: визуальные, аудиальные, кинестетические, развивается образное восприятие предмета или явления и художественный вкус, формируются условия для развития конвергентного и творческого мышления, актуализируются рефлексивные навыки и процессы. В структуре урока или занятия в музее нами выделяются 3 важных этапа: 1) подготовка урока, экскурсии в музее; 2) проведение урока, экскурсии; 3) подведение итогов. На всех этапах необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. Тщательность подготовки и планирования - важный компонент организации урока в музее, от которого зависит эффективность и успешность проведения занятия. На первом этапе ставятся цели и формулируются задачи урока, проводится отбор содержания и подбор способов для активного восприятия информации (постановка серии проблемных вопросов перед началом урока-экскурсии; постановка творческих задач - сделать наброски заинтересовавших предметов, ответить письменно на поставленные вопросы) и т.д. Так, в начальной школе мотивация создается за счет комфортности образовательной среды (внешние условия и психологическая атмосфера занятий - внешний вид педагога, его голос, интонации, и т.д.). Для учащихся младших классов интересны соревнования со сверстниками, одобрение референтного взрослого (педагога, родителей). Истоками учебной мотивации в любом возрасте могут быть: интерес к информации (познавательная потребность); интерес к способу действия (понять, как что делается); интерес к людям, организующим процесс обучения; потребность в самовыражении и самопрезентации; актуализация творческой позиции; осознание значимости происходящего для себя и других (осознанная мотивация). Отметим, что с психологической точки зрения, большое значение имеет воздействие экспозиции, которое должно быть полимодальным, т.е. построено таким образом, чтобы включались различные органы чувств (посредством цветового и светового оформления, включения материалов различной фактуры, звукового сопровождение и др.). На этапе проведения любого урока важен благоприятный эмоциональный фон и психологический климат урока (доброжелательность, взаимоуважение, комфорт, сотрудничество). Психологически и физиологически обосновано включение в такие уроки игровых моментов - конкурсов, соревнований, физкультпаузы. Хорошо, если урок в музее организован не с целым классом, а с его частью (10-12 человек - оптимальное количество для полноценного усвоения информации). Это можно организовать в рамках факультатива, спецкурса или элективного курса. Проведение урока в виде лекции слабо актуализирует мотивационные процессы. По данным различных психологических исследований лекция дает небольшой процент сохранения информации. Третьим психолого-педагогическим ресурсом является развивающий потенциал уроков в музеях (например, развитие критического мышления, самостоятельности суждений). Развитие личности учащегося происходит через включение в урок рефлексивных вопросов, таких как "Что я уже знаю по этой теме?", &q...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2784
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
Наш психолог работает с детьми по специальной программе. |