Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Внеклассная работа по экологическому воспитанию школьников Дни защиты от экологической опасности - Преподавание экологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание экологии

Внеклассная работа по экологическому воспитанию школьников Дни защиты от экологической опасности


Автор(ы): Надь Людмила Геннадьевна, учитель биологии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278

Пояснительная записка

Об окружающей среде в наше время много говорят и пишут, и часто можно услышать или прочитать, что она загрязняется и гибнет, что может наступить её всемирное разрушение, тогда не выживет и человек. Во всех странах мира созданы экологические организации, которые ведут борьбу за сохранение чистоты воды и воздуха, плодородия почвы, за охрану леса и животных. Однако сохранить окружающую среду можно при условии, что каждый человек осознаёт эту необходимость и будет разумно и бережно относиться к природным богатствам. Например, организации по защите лесов будут напрасно бороться за их сохранение, если туристы, грибники будут оставлять непотушенными костры, а лесорубы – вырубать все деревья подряд. Поэтому в наше время каждый человек должен обладать минимальным набором экологических знаний и способов деятельности, необходимыми для использования природы без нанесения ей существенного вреда, для того чтобы его поведение было экологически осмысленным. Древнекитайская мудрость гласит: “Если не получаешь желаемого, измени свои действия”. Следовательно мы должны проанализировать привычный образ жизни, свои поступки с точки зрения их дружественности по отношению к окружающей среде и постараться изменит или даже отказаться от тех из них, которые пагубно влияют на окружающую среду и на нас самих.
Предлагаемая вниманию разработка рекомендуется для использования во внеклассной работе. Она позволяет проиллюстрировать теоретические положения примерами. Мини-сценарии можно использовать и в обобщении темы: “Взаимосвязи живых организмов. Влияние деятельности человека” в разделе “Организм и среда”.
“Экологический бумеранг” - возникновение экологических затруднений, вызываемых плохим знанием законов, принципов и правил.
Целью моей работы, в рамках школьного проекта “Экологический календарь”, является углубление и расширение знаний детей о законах жизни, взаимосвязи всего живого и неживого в природе. Привлечение детей к активной деятельности, способствовать росту информированности об экологических проблемах.
Задачи:
  • Активизировать знания детей через нестандартные формы работы;
  • Научить правильно, оценивать роль живых организмов в поддержании; экологического равновесного состояния среды;
  • Привлечь внимание к информации экологической направленности;
  • Расширить знания детей о законах жизни.

Концептуальное обоснование

Для младших школьников характерно целостное мировосприятие, основанное на сопряжении рационального и эмоционального начала, однако очень быстро, к 6-7 классу, преобладающим становиться рациональное мышление. Для подростков характерен высокий уровень познавательной активности, стремление познать себя и окружающий мир, выработать своё отношение к социоприродному окружению, проявить себя в деятельности.
С учётом этих психологических особенностей подросткового возраста следует рассматривать специфику данного этапа экологического образования в школе, направленного на развитие у обучающихся экологической культуры.
Ведущие специалисты в области экологического образования И.Т. Суравегина и Н.М. Мамедов для основной школы (5-9 классы) предлагают в качестве цели рассматривать становление экологической культуры, организацию реальной экологической деятельности на основе знаний о системном строении окружающей среды и понимании опасности надвигающейся экологической катастрофы.
В процессе реализации такой цели появляется необходимость в выделении трёх ведущих аспектов:
  • Когнитивного – включение знаний из различных сфер постижения мира (науки, искусства, техники, философии, мифологии, народной культуры и др.), что позволяет детям осознать целостность и многогранность мира, его хрупкость и красоту, включённость человека во все процессы Мироздания;
  • Аксиологического (ценностного) – осознание универсального значения природы в жизни каждого человека и человечества в целом, формирование нравственного и эстетического отношения к окружающей среде, готовности к принятию моральных и правовых принципов, норм и правил поведения в социоприродной среде.
Ценностные ориентации нормативно-правового уровня: необходимость знаний о правилах поведения в природе и их точного выполнения, следование экологическому императиву “Не навреди” во всех проявлениях своего взаимодействия с окружающим миром, в сохранении своего здоровья и личной безопасности;
  • Деятельностно-процессуального – развитие различных сфер личности: познавательной, эмоциональной, волевой, трудовой и др. Только в процессе деятельности происходит социализация, “вызревание” личности, развитие человеческой индивидуальности.
Надпредметные и общеучебные умения, реализуемые на экологическом содержании позволяют творчески выразить своё отношение к природе в художественной форме (сочинение, стихи, рисунки, театрализованные сценки и т.п.).
Сумма знаний, не затронувшая душу и сердце ребёнка, не ставшая для него лично значимой, будет только дополнительной нагрузкой на память, от которой ребёнок постарается побыстрее избавиться. Эмоциональная реакция очень доброго ребёнка, увидевшего “беспомощного” птенца-слётка: необходимо защитить, унести от опасного места, покормить… без знания особенностей развития гнездовых птиц (птенцы учатся летать недалеко от родного гнезда) принесёт не ожидаемую пользу, а непоправимый вред птенцу.
У ребёнка внутренняя энергия и активность личности требует постоянного проявления. Поэтому очень важно предоставить подростку как можно больше различных видов деятельности для самореализации. А, это, безусловно, требует изменение технологий образовательного процесса на уроках, включения детей в развивающую деятельность в системе внеклассных занятий, выхода в ближайшее социоприродное окружение.
Для учащихся 5-7-х классов, как мы уже отмечали, характерно целостное восприятие мира с помощью различных форм постижения действительности, поэтому более отвечающими специфике возраста будут варианты обучения разнообразной экологической деятельности в системе внеклассной и внешкольной работы с учащимися. Осуществление просветительской деятельности (выступать перед младшими школьниками и родителями с беседами, инсценировками природоохранного характера, рисовать плакаты, декорации экологической направленности). Участвовать в акциях и движениях: “Дни защиты от экологической опасности”, “Экологический календарь”, предполагающими просветительскую и практическую работу по охране окружающей среды.
ДНИ ЗАЩИТЫ ОТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОПАСНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Кемеровская область является инициатором проведения “Дней защиты” в России с 1994 года.
Дни защиты от экологической опасности в Кемеровской области проводятся с 1999 года в соответствии с распоряжением Администрации Кемеровской области с 20 марта по 5 июня. В рамках акции проводятся торжественные и массовые мероприятия,...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1851

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340