Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Занятие элективного курса История в лицах. А.Д. Сахаров - ученый и гражданин - Преподавание истории - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание истории

Занятие элективного курса История в лицах. А.Д. Сахаров - ученый и гражданин


Автор(ы): Дегтярева Ольга Васильевна, учитель истории


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Технологическая карта занятия.
Вид занятия Элективный курс «История XX века в лицах»
Класс
9, 10
Тема
«А.Д. Сахаров – ученый игражданин»
Цели
  • познакомить учащихся с биографией А.Д. Сахарова;
  • способствовать становлению у учащихся гуманистических нравственных ориентиров;
  • совершенствование умений работы с учебными текстами и документами.
Средства обучения
  • компьютер,
  • проектор,
  • экран,
  • магнитофон,
  • раздаточные материала (тексты, буквы),
  • слайд-программа.
  • слайд- программу о Сахаровеможно подготовить с использованием фотографий из книги СахароваА.Воспоминания.(Приложение №1)
  • слайд-программа «Природа родного края» готовиться сиспользованием местных материалов,желательно, чтобы места были узнаваемы детьми (Приложение №3)
  • видеоролик «Ядерный взрыв» (Приложение№2).
Формы работы
Фронтальная, групповая(учащиеся перед занятием рассаживаются по группам по 4-5 человек в каждой)
Структура занятия
1. Организационный момент. 2. Актуализация знаний учащихся.Уточнение понятия «гражданин». 3. Первое знакомство с героемзанятия. (Имя, портрет). 4. Работа с учебным текстом.Биография ученого. 5. Видеоролик «Ядерный взрыв».Просмотр, обсуждение. 6. Работа с фрагментом документа «Размышления о прогрессе,мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе». 7. Рассказ учителя о второй половине жизни Сахарова. 8. Размышления над стихотворением Евтушенко «Когда придет вРоссию человек» 9. «Эмоциональная точка» занятия. Песня «Я люблю тебяРоссия». Слайд-программа «Природа родного края».
Литература
  1. Сахаров А.Воспоминания. Изд. «Права человека», М., 1996
  2. Колосков А.Г. Дидактические материалы к урокам истории по теме «СССР в середине 60-х- начале 80-х гг.» // Преподавание истории и обществознания в школе. №7, 2004
  3. Элиасберг Н.И. XX век. Время. Личность. Судьба. Учебное пособие для элективного курса и книга для чтения по обществознанию, истории, литературе и искусству. С-Пб, 2006
Примерный ход занятия 1.Организационный момент. 2.Актуализация знаний учащихся. Уточнение понятия «гражданин».
Приложение №1. Слайд 1. Строки: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»
Н.А. Некрасов. - Эти строки вам знакомы давно. А что значит – быть гражданином? Задание: «Записать ассоциации связанные с понятием гражданин». Работа индивидуально, а затем в группах. По одному представителю от группы выходят к доске, зачитывают результаты работы групп. Обобщая работу, учитель делает вывод о том, что гражданин – это не только «лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся всеми правами, обеспеченными конституцией, и исполняющее все установленные конституцией обязанности» (Ожегов), но и человек не равнодушный к делам общества, способный взять ответственность на себя, готовый к совершению общественно-полезных дел. Педагог предлагает поаплодировать учащимся, которые выходили к доске за то, что они не побоялись взять ответственность за представление результатов обсуждения на себя. 3. Первое знакомство с героем занятия. -Сегодня мы с вами познакомимся с жизнью удивительного человека настоящего гражданина. О нем Дмитрий Сергеевич Лихачев писал так: «Он спас и сохранил нашу честь и достоинство, подав голос в защиту людей, преследуемых властями. Его тихий голос был слышен во всем мире, и чем яростнее старались заглушить его, тем громче он звучал. Я убежден, что нашу эпоху назовут в истории человечества его именем». Задание: из предложенных букв сложите фамилию, имя и отчество этого человека. Так как имя человека, о котором пойдет речь на занятии, детям еще не известно, задание становиться достаточно сложным. Упростить его можно, предложив не буквы, а слоги. Задание позволяет акцентировать внимание на имени и отчестве нашего героя. Проверка результатов работы. Слайд №2. Фотография «Сахаров на демонстрации». -«Кто видел облик Андрея Дмитриевича, никогда его не забудет. Задумчивый наклон головы и плеч, пригнутых под незримой ношей мысли и совести, рыцарская прямота осанки. Негромкий голос и непреложная твердость того, что выговаривается этим голосом. Хрупкость физическая и сила духа» - писал современник. Почему слово этого человека было столь весомо? Почему именно к его мнению прислушивались руководители государства? Как ему удавалось влиять на ход событий? Ответить на эти вопросы поможет знакомство с биографией Сахарова. 4.Работа с учебным текстом. Биография ученого. Задание: Вставить пропущенные слова из предложенного списка. «Андрей Дмитриевич Сахаров родился 21 мая ______________в Москве в интеллигентной и дружной семье. Отец был преподавателем _______________________, автором широко известных учебных и научно-популярных книг. « С детства, - отмечал впоследствии Сахаров, я жил в атмосфере порядочности, взаимопомощи, такта и трудолюбия». В_________ году закончил среднюю школу и поступает в_____________________________, который оканчивает в 1942г. Дальше работа ___________________ на военном заводе. В ________ году он становится аспирантом известного ученого, физика-теоретика И.Е. Тамма, а через несколько месяцев после успешной защиты кандидатской диссертации, его включают в исследовательскую группу по разработке_____________________________. « Я не сомневался, - вспоминал Сахаров,- в жизненной важности создания советского сверхоружия для нашей страны и для равновесия сил во всем мире. Увлеченный грандиозностью задачи, я работал с максимальным напряжением сил, стал автором или соавтором некоторых ключевых идей». На Западе Сахарова часто называли ______________________________».
  1. «Отец водородной бомбы»;
  2. Термоядерное оружие;
  3. Физика;
  4. 1945;
  5. 1938;
  6. Московский университет;
  7. Инженер;
  8. 1921.
Ответ: 8, 3, 5, 6, 7,4,2,1 Проверка выполнения задания. 5.Видеоролик «Ядерный взрыв». Просмотр, обсуждение Слайды № 3,4. Сахаров в кругу семьи. - Казалось, судьба Сахарова складывалась удачно. Работа на секретном объекте, достойная по советским временам зарплата, признание его заслуг государством, трижды Герой Социалистического труда, счастливый брак. Казалось бы, о чем еще может мечтать человек. И вдруг все изменилось. Точнее изменился он сам. С 1957 года он выступает против ядерных испытаний. Просмотр видеоролика «Ядерный взрыв». Приложение№2. - Что почувствовали? О чем думали? Почему Сахаров выступил против испытаний? Вот как он сам объяснял это: «Ежедневно я видел, как огромные материальные, интеллектуальные и нервные силы тысяч людей вливаются в создание средств тотального разрушения, потенциально способного уничтожить всю человеческую цивилизацию» (Сахаров). Молчать нельзя! - Докладные записки руководителям государства, выступления на съездах ученых… Наконец, в 1968 году сначала в самиздате, а потом за границей входит его книга «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе». Эта книга многократно издавалась за рубежом большими тиражами и вызвала огромный интерес, поскольку носила общественно-политический характер и вышла из-под пера крупного ученого-атомщика. Сам Сахаров был отстранен от секретных работ. Это означало понижение в служебном и материальном положении. 6. Работа с фрагментом документа. Демонстрируется книга «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе». Учащиеся получают текст документа. Задание: прочитать, определить, какие проблемы поднимает автор? Работа в группах. «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе».
  1. Необходимо всемерно углублять стратегию мирного сосуществования и сотрудничества.
  2. Необходимо разработать научные методы и принципы международной политики, основанные на научном предвидении отдаленных и ближайших последствий.
  3. Необходимо разработать, широко обсудить и принять «Закон о печати и информации», преследующий цели не только ликвидировать безответственную идеологическую цензуру, но и всемерно поощрять самоизучение в нашем обществе, поощрять дух бесстрашного обсуждения и поисков истины…
  4. Отменить все антиконституционные законы и указания, нарушающие права человека.
  5. Необходимо амнистировать политических заключенных, а также пересмотреть ряд имевшихся в последнее время политических ...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.03.08 | Просмотров: 1396

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340