Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Методические рекомендации по ознакомлению дошкольников с живой и неживой природой - Преподавание экологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание экологии

Методические рекомендации по ознакомлению дошкольников с живой и неживой природой


Автор(ы): Шаехова Надиха Максутовна, воспитатель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Программное содержание: Научить детей правилам безопасности на улице, если “чужой” пришел в дом, рассмотреть ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого человека и научить детей как действовать в таких ситуациях.
Материал: Иллюстрации по данной теме и из рассматриваемых сказок.
Методика: Занятия проходит в форме беседы – диалога с элементами обсуждения.
ХОД ЗАНЯТИЯ
В жизни встречаются не только опасные предметы, но и опасные люди. Таких людей называют преступниками. Они могут ограбить квартиру, украсть ребенка или даже убить человека.
А преступник – гадости,
Чтоб ребенка усыпить,
Фанту даст ему попить,
В очень вкусные конфетки
Сунет сонные таблетки.
Принесет наклеек пачку
И отравленную жвачку.
Надо помнить: такая еда
Принесет вам немало вреда!
Сейчас мы рассмотрим опасности, которые могут подстерегать нас возле дома и на улице.
И так первая ситуация:
1. Если ты потерял родителей в незнакомом месте (рынок, новый город, магазин), твои действия? (Выслушиваются мнения детей)
И так из всего вами сказанного выводим правила: стой там, где их потерял, если их долго нет обратитесь за помощью к милиционеру, продавцу, к дежурному.
2. Ты гуляешь на улице, к тебе подходит добрый и ласковый мужчина, предлагает сладости и завет покататься на автомобиле, ваши действия? (Мнения детей)
И так из всего вами сказанного выводим правила:
а) идя на улицу ставить родителей в известность, где вы будите играть;
б) ели уже стемнело лучше вернуться домой;
в) не принимай от незнакомых взрослых угощенья;
г) никогда не разговаривай на улице с пьяными и незнакомыми людьми;
д) не соглашайся идти с незнакомыми ребятами или взрослыми в чужой подъезд, подвал, пустырь или другие безлюдные места.
3. Ситуация: ты возвращаешься домой по темному переулку или лесу, и почувствовал, что кто-то бежит за тобой, что предпримем? (Мнения детей)
А теперь подытожим:
а) не оглядываясь, беги в людное место: к магазину, к автобусной остановке, к родителям;
б) если он применяет силу – сопротивляйся, кричи, зови на помощь: “Помогите, меня уводит незнакомый человек”
в) на вопросы и просьбы незнакомого, отвечай “Нет!”.
4. Ситуация: если ребята постарше тебя, подростки, зовут и уговаривают пойти с ними поиграть в подвале, чужом подъезде или просят деньги, ваши действия? (Мнения детей)
И так выводим правила:
а) со старшими ребятами лучше не общаться, для игр есть свои сверстники;
б) если будут упорно звать, не обращая внимания на твои отказы, сошлись на головную боль или проголодался и бегом домой;
в) если просят деньги и при этом угрожают, отдай, но, придя, домой обязательно расскажи родителям;
г) умейте сказать “Нет!” приятелю, который пытается вовлечь вас в опасную ситуацию – залезть на крышу, пойти одним в лес.
5.
А теперь я предлагаю вам поиграть в игру “Сказочные герои”. Правило игры: педагог показывает иллюстрации с изображением героев сказок: “Буратино”, “Кот, петух и лиса”, “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”, “Сказка о спящей царевне”, “Волк и семеро козлят”, “Дудочка и кувшинчик”, “Колобок”; а дети должны сказать, какое из правил нарушили герои, и как нужно было им поступить, чтобы не попасть в сложные ситуации.
6.
Подвести итог занятия:
Каждый грамотный ребенок
Должен твердо знать с пеленок:
Если вас зовут купаться,
В телевизоре сниматься,
Обещают дать конфет.
Отвечайте твердо “Нет!”
Вам предложат обезьянку
Или даже денег банку,
Или даже в цирк билет
Отвечайте твердо “Нет!”
Затем предлагается провести тренинг.
7. Тренинг
В нем отрабатывается защитное поведение ребенка в случае насильственных действий. Чрезвычайно важно научить ребенка громко кричать, призывая на помощь и привлекая внимание окружающих,
Вначале педагог просит позвать на помощь, как это делал петушок в сказке:
Несет меня лиса за темные леса,
За быстрые реки, за высокие горы…
Кот и дрозд спасите меня!
Разыгрывается сценка, где один из детей изображает лису, а другой – петушка. При этом лиса старается насильно тащить петушка, а петушок кричит, призывает на помощь.
В следующем сюжете тренинга предлагается вообразить ситуацию: незнакомый, чужой человек на улице хватает ребенка за руку и тащит куда-то. Пусть дети попарно изображают “чужого человека” и “ребенка”, которого похищают и насильно желают посадить в машину. Важно чтобы в роли “похищенного” побывал каждый ребенок. Закончите ситуацию счастливым концом, когда ребенок вырывается и убегает или ему приходят на помощь другие дети в роли взрослых.
Предложите детям подумать о других способах защиты: укусить за руку, ударить по ноге ботинком, кинуть песком в лицо обидчику и т.д.
Интеллектуальная телевикторина
“Турнир эрудитов”
Программное содержание:
Закрепить понятие ОБЖ; сформировать умение действовать правильно в экстремальных ситуациях. Обобщить знания о правилах техники безопасности в быту на улице. Развивать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями. Воспитывать уверенность в своих силах.
Материал: Телевизор с магнитофоном, аудиокассета с музыкой, кассета на которой записаны вопросы сказочных животных. Волшебный ящик, в котором лежит 3 мешочка с изображением: утюг, фен, игрушечная газовая плита, спички, нож и ножницы. Мнемотаблицы и дорожные знаки; карточки с номерами телефонов службы спасения в 2-х экземплярах; карточки с изображением органов человека: легкие, сердце, глаз, ухо, мозг, пищевод, ноги, руки и т.д. План-схема здания детского сада в 3-х экземплярах. Цветы на всех гостей, пришедших на занятие. Эмблемы 3-х команд. Вопросы для зрителей. Цветные ценники для отметки балла.
Ход игры:
Воспитатель:
Уважаемые гости сегодня вашему вниманию мы представляем интеллектуальную телеигру “Турнир эрудитов”. Просим вас принять активное участие. На ваших стульчиках располагались вопросы, каждый имеет свой цвет. По ходу игры я буду обращаться к вам, а вы зачитываете вопрос четко и ясно. Начинаем игру
- И так наши эрудиты!
Звучит музыка, входят дети и располагаются полукругом. Они поделены на три команды. Каждая команда обозначена знаковыми эмблемами.
Сегодня мы проводим турнир эрудитов. В турнире учавствуют три команды: “Знайки”, “Почемучки”, “Умники”. Против вас, эрудиты, играют телезрители и гости студии. Ваша задача. Как можно больше собрать огоньков. Начало турнира объявляю открытым!
На земле жизнь светла и прекрасна
Все мы дети природы родной
Но не мало явлений опасных
Угрожает нам с вами бедой.
Пред бедой не теряйся. Будь смелым
Подави страх невольный в душе
Чтобы грамотно браться за дело
Юный друг. Изучай ОБЖ! (Ю.Форостенко)
Уважаемые эрудиты. Что входит в понятие ОБЖ? Совершенно верно ОБЖ – это основы безопасной жизнедеятельности.
Первый труд “Школа светофора”
(на телеэкране выступает Дядя степа)
Я прочту стихи сейчас
Я начну. А вы кончайте
Хором, дружно отвечайте
Вот зажегся красный свет
Всем известно, хода… (нет)
С вами так условимся
Желтый… (приготовимся)
А зеленый говорит
Путь для вас сейчас… (открыт).
Дядя Степа: Вы оправдали звание эрудитов. А сейчас вам задание высший класс! Я высылаю вам задание в конверте. (Отключение телевизора).
Ведущий: Конверт от Дяди Степы уже у нас в студии (открывает конверт и зачитывает вопрос). Логика для современного человека весьма важна, поэтому найдите и назовите сходство между квадратами на мнемотаблицах (игра по мнемотаблицам).
Еще одно задание:
- Узнайте и покажите из имеющихся знаков нужный знак.
  • пешеходный переход;
  • проезд запрещен;
  • осторожно, дети.
А сейчас блиц-опрос игра с гостями нашей студии. Вопросы задают с желтых карточек.
  1. Можно ли выходить из автобуса, если двери закрываются?
  2. Мальчик с любопытством рассматривая улицу выглядывает в открытое окно автобуса и машет рукой проезжающему мимо транспорту. Правильно ли он поступает?
  3. Можно ли играть на проезжей части улицы?
Ведущий: Молодцы! Первый тур пройден успешно. Давайте немного отдохнем.
Физкультминутка “Машины”.
На улице нашей
Машины, машины,
Машины малютки,
Машины большие,
Спешат грузовые
Фырчат легковые,
Торопятся, мчатся,
Как-будто живые
Эй, машины, полный ход
Я примерный пешеход:
Торопиться не люблю,
Вам дорогу уступлю. (Я.Тайц)
Дети двигаются по кругу топающим шагом держа в руках воображаемый руль.
Поворачиваются на 180° и продолжают движение.
Ставят руки на пояс и выполняют пружинящие приседания.
Ведущий: Объявляется начало второго тура “Волшебный сундучок”. Внимание на экран, вопрос задается один раз (на телеэкране появляется Кощей Бессмертный).
“Я Кощей зовусь Бессмертный
Вы ответ мне дайте верный
И предметы назовите
Чем страшны они скажите!”
В группу ввозится сундучок в нем три мешочка с разрезанными картинками на которых изображены: утюг, газовая плита, затем рассказывают правила обращения с этими предметами.
Предметы для команды “Знайки”: утюг, фен, все предметы являются электроприборами. Уходя из дома. Проверьте, выключены ли электроприборы и свет. Если нет, то нужно попросить взрослых обязательно их выключить. Не прикасайтесь к тому, что находится под током электрического тока, не трогайте руками висящий или торчащий провод, не наступайте на него. Если от работающего телевизора или пылесоса пахнет горелой резиной, надо сразу позвать взрослых.
Предметы для команды “Почемучка”: газовая плита, спички. Без взрослых никогда не включайте газ. помните – что спички детям не игрушка. Не оставляйте включенной не зажженную газовую горелку. Если пахнет газом, а ты дома один, надо срочно вызвать аварийную службу газа по телефону 04, позвонить родителям на работу или позвать на помощь соседей.
Предметы для команды “Умники”: нож, ножницы, иголка. Работать этими предметами можно только в присутствии взрослых, очень аккуратно, чтобы не порезаться и не уколоться. Когда нарезается хлеб или овощи, не держите пальцы близко к лезвию. Работая ножницами, нужно опускать их концы вниз. Поработав нужно обязательно убрать режущие и колющие предметы на место. Нельзя нож брать за острие, а иголки держать во рту. Нельзя бегать и размахивать ножом и ножницами.
Пальчиковая игра “Наперсток”
Вышивает, шьет иголка
Пальцу больно
Пальцу колко
А наперсток в тот же миг
К нам на пальчик прыг!
Говорит иголке “Шей!”
А колоться ты...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.03.09 | Просмотров: 1417

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340