Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Мир моих увлечений - Преподавание экологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание экологии

Мир моих увлечений


Автор(ы): Беляева Вера Анатольевна, Учитель биологии и географии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Направление: эколого-биологическое.
Предмет: цветочно-декоративное растениеводство.
Срок реализации: 4 года
Содержание
I. Общий опыт деятельности по предлагаемой программе.
II. Введение
1. Объяснительная записка
2. Цели и задачи
3. Принципы реализации программы
4. Формы реализации программы
5. Участники программы
6. Условия реализации программы
III. Основная часть
IV. Краткое описание занятий
V. Методические разработки занятий
1. Подготовка почвы и почвенной смеси для комнатных растений
2. Размножение комнатных растений
3. Вредители комнатных растений и борьба с ними
4. Болезни комнатных растений и борьба с ними
5. Цветочно-декоративные растения
6. Растения влажных тропических лесов
7. Растения субтропиков
8. Растения пустынь
9. Водные растения
10. Ядовитые растения Татарстана
11. Редко встречающиеся растения на территории Татарстана
12. Лекарственные растения
13. Общие сведения о золотом усе
14. Историческая оранжерея
VI. Используемая литература
I. Общий опыт деятельности по предлагаемой программе
Данная программа реализуется четвертый год. Эффективностью реализации считаю повышенный и устойчивый интерес детей к комнатным растениям, условиям их содержания и разведения. К результатам работы отношу:
  • Большое количество разнообразных растений в классных комнатах, за которыми ухаживают члены кружка;
  • Большое количество растений дети выращивают дома;
  • Много детей стали настоящими коллекционерами комнатных растений;
  • В 2005 году приняла участие в районном конкурсе педагогов дополнительного образования и признана лучшим руководителем кружка в районе.
II. Введение
1. Объяснительная записка
Жизнь каждого человека неповторима, и только от него зависит, какой след он оставит на земле. «Построй дом, посади дерево, вырасти ребёнка»- простые человеческие истины. Радостный труд на земле для себя, своей семьи - это ли не лучшее применение сил. Поэтому учить детей этим истинам, прививать любовь к труду, к земле нужно с детства.
На самой ранней стадии развития человечества люди знакомились с различными свойствами растений. Первобытный человек собирал растения и их плоды с целью использования в пищу. Одни растения оказывались не пригодными для еды по вкусовым или физическим качествам, другие вызывали у людей заболевания, а порой приводили к смерти. Так человек постепенно знакомился с ядовитыми растениями. Мы, живя на своей земле, в Республике Татарстан, обязаны знать о редко встречающихся, исчезающих с лица земли, полезных, лечебных и ядовитых растениях. Влияние хозяйственной деятельности человека на природную среду республики за последнее время резко возросло. Так, например, в пригородной зоне происходит усиленный сбор туристами и отдыхающими красивоцветущих растений на букеты, часто с целью продажи, проводится неконтролируемый сбор лекарственного сырья населением, ведётся неумеренная и неумелая заготовка веточного корма; сохранившиеся естественные угодья повсеместно используются для выпаса скота. Всё это весьма отрицательно влияет на состояние дикорастущих растений, запасы которых сокращаются и многие к настоящему времени находятся на грани исчезновения. Ознакомление с редкими и исчезающими растениями республики, послужит более бережному отношению ребят к окружающей среде и делу восстановления утраченных видов растений. Так же огромное значение сейчас уделяется лекарственным растениям. Во времена дорогих медицинских препаратов, люди всё чаще стали обращаться к лекарственным травам. Они повсюду, вокруг нас, надо только знать, чем полезна «русская красавица» берёза или сильно жгучая крапива. При заготовке лекарственных растений необходимо сохранять достаточное количество экземпляров в местах сбора. Следует выяснять запасы в природе с целью создания делянок редких растений на опытном участке для дальнейшей их интродукции в природе. Подобные работы обогащают учащихся не только познавательным материалом, но и вооружают знаниями по охране растений, правильному их использованию и восстановлению, прививают практические навыки в деле сбережения природных богатств. Все это воспитывает бережное отношение к природе и способствует формированию правильных взглядов на использование природных ресурсов. Ну, а комнатные растения в учебном процессе находят самое разностороннее применение. Комнатные растения являются незаменимыми объектами кружка. Правильно организованная работа с комнатными растениями прививает детям навыки по выращиванию и уходу за растениями, развивает наблюдательность и способствует эстетическому воспитанию учащихся. Работа с комнатными растениями расширяет кругозор ребёнка, заставляет его глубже узнавать тот мир, который ему знаком только по книгам и картинкам.
Данная программа является руководством для работы кружка «Мир увлечений», знакомству и изучения комнатных, лекарственных, аквариумных и других растений, наиболее часто встречающихся в уголках живой природы, биологических и географических кабинетах школы.
Цветы любит каждый, так как цветы способствуют восприятию и пониманию красоты природы, развивают любовь к родной земле. Увлечение цветоводством воспитывается и в школе, и в семье с ранних лет. Лучших результатов в воспитании любви к природе, к растениям можно добиться только путем привития навыков выращивания и ухода за цветами. Дети должны понять, что существа слабее его нуждаются в его защите, заботе.
В школьном цветнике все должно быть просто, удобно, красиво, должно привлекать внимание детей, оказывать на них благотворное эстетическое воздействие, вызывать интерес к растениям. Цветочно-декоративные растения, благодаря разнообразию цветков по окраске и форме, привлекают внимание ребят в большей степени, чем другие растения. Целенаправленное знакомство детей с декоративными растениями – это закономерный процесс приобщения детей к выращиванию садовых и комнатных культур. Этому процессу способствует пришкольный учебно-опытный участок. Возможность выращивания на малых площадях, доступность проведения наблюдений за ростом и развитием растений в течение круглого года, быстрота получения результатов, возможность использования живых растений на уроках делают цветочно-декоративные растения объектом учебной, внеклассной и внешкольной работы с учащимися. Правильно поставленная работа учащихся с растениями помогает им закрепить знания по многим вопросам школьного курса ботаники и биологии, лучше понять связь растения с внешней средой, убедиться в возможности управления ростом и развитием растений.
Программа кружка рассчитана на средний и старший возраст учащихся, и рассчитана на 150 часов в год. Во время школьных каникул, в том числе и летних, работа кружка может быть продолжена за счет практических часов или в летнем лагере труда и отдыха. Особое внимание уделяется практическим работам. Ребята знакомятся с практической деятельностью по выращиванию цветочно-декоративных культур, учатся составлять гербарии, делать рисунки и т.д. Поэтому программа составлена с учетом сезонности природных явлений. Теоретические занятия проводятся в виде бесед, лекций, просмотров диафильмов, видеофильмов. Кружковцы систематически получают самостоятельные работы по подготовке отдельных сообщений, докладов по тем или иным темам. Результаты работы кружка (дневники наблюдений, отчеты об опытах и практических делах, материалы, собранные на экскурсиях, в походах, фотографии, рисунки, доклады, альбомы, стенды и др.) могут быть оформлены в виде итоговой выставки в школьном уголке или музее природы, в краеведческом музее, на районных конференциях.
Жизнь растений тесно связана с окружающей средой. Для нормального роста и развития растений необходимы: питательные вещества, вода, воздух, тепло и свет, которые комплексно действуют на растение в определенном сочетании.
В программе кружка представлены растения, которые без проблем можно выращивать в условиях нашего района.
Почвенно-климатические условия Татарстана неоднородны. По теплообеспеченности, количеству влаги и особенностям почвы территория республики делится на четыре основных агроклиматических района. Наш Новошешминский район расположен во втором агроклиматическом районе – умеренно прохладном, который занимает восточную возвышенную часть Закамья. Таким образом, почвенно-климатические условия нашего района благоприятны для выращивания многих цветочно-декоративных растений, однако необходим учет конкретных потребностей и биологических особенностей растений.
2. Цели и задачи
1.Организовать правильную и интересную работу кружка «Мир увлечений».
2. Формирование практических умений по выращиванию растений и уходу за ними.
3. Формирование интеллектуальных и практических умений, связанных с проведением наблюдений и опытов, с оценкой окружающей среды.
4. Развитие интереса учащихся к изучению растений.
5. Формирование у учащихся ответственного отношения к труду, к окружающей среде, к деятельности по её сохранению и улучшению.
6. Развитие эстетических чувств школьников.
7. Развитие интереса школьников к профессиям, связанным с выращиванием и уходом растений.
8. Озеленение территории и здания школы.
3. Принципы реализации программы
Для повышения эффективности программы следует учитывать следующие принципы:
1. Дифференцированность.
Программа предусматривает дифференциацию целей, задач, предполагаемых результатов с учётом:
  • возраста;
  • специфики работы с работы с детьми определённого возраста.
2. Последовательность.
Предусматривает разделение целей и задач программы на общие стратегические и частные (этапы).
3. Преемственность.
Суть заключается в том, что:
  • каждая предыдущая ступень готовит ребёнка к усвоению знаний и умений на последующей ступени;
  • каждая последующая ступень продолжает предыдущую;
  • знания, получаемые детьми в процессе реализации программы, носят характер уже знакомой информации, но обрастают новым содержанием, развивающим личность.
4. Основные формы реализации программы
В основе реализации программы лежит практическая деятельность - как основа всей деятельности. Она используется во всех этапах прохождения программы, в каждом из которых она имеет свои особенности. Так же используются лекции, беседы, групповые развивающие занятия, анкетирование, тестирование, мозговые штурмы, совещания, конференции, походы, экскурсии.
5. Участники программы
В реализации программы принимают участие:
  • администрация школы;
  • инициативная группа;
  • штат школы;
  • учащиеся;
  • родители;
  • другие заинтересованные лица (медработники, представители органов охраны правопорядка, Совет местного самоуправления.)
6. Условия реализации программы
Для успешной реализации программы важны:
  • поддержка со стороны районного отдела образования;
  • организационная поддержка администрации школы;
  • организация инициативной группы из коллектива учителей, родителей и старшеклассников по сопровождению программы;
  • поддержка со стороны РКШ (родительского комитета школы);
  • инициативная поддержка (предложения педагогов, родителей и школьников);
  • изучение эффективности внедрения программы и оценка того, как она выполняется;
обнародование результатов (обо всех событиях, успехах, проблемах сообщать всем заинтересованным лицам).
III. Основная часть
В первый год занятий кружковцы знакомятся с разнообразием цветочно-декоративных растений открытого и закрытого грунтов, их биологическими особенностями, приобретают навыки по размножению, выращиванию растений и уходу за ними, по ведению наблюдений за ростом и развитием растений. Учатся обобщать итоги проделанной работы. Объектами изучения являются однолетние, двулетние (и комнатные) цветочно-декоративные растения.
Примерный тематический план первого года занятий.
Тема Всего часов Теоретические занятия Практические занятия
  1. Вводноезанятие
2 2 --
  1. Цветочно-декоративныерастения, их значение в жизни человека
2 2 --
  1. Биологическиеособенности однолетних цветочно-декоративных растений
6 2 4
  1. Биологическиеособенности комнатных растений
6 2 4
  1. Размножениекомнатных растений
16 6 10
  1. Вредители иболезни цветочно-декоративных растений и борьба с ними
10 4 6
  1. Изучениекомнатных растений уход за ними
18 6 12
  1. Подготовкапочвы и почвенной смеси для комнатных растений
10 2 8
  1. Выращиваниерассады однолетников
10 2 8
  1. Выращивание цветочно-декоративных растений посевом семян в грунт
12 4 8
  1. Высадка рассады, выращенной в теплице и парниках
10 2 8
  1. Летние работы на участке однолетников
30 10 20
  1. Проведение Праздника цветов
6 -- 6
  1. Сбор и хранение семян
8 2 6
  1. Подведение работы кружка за год
4 -- 4
Итого: 150 46 104
Во второй год занятий кружковцы углубленно изучают виды декоративных растений, разнообразие сортов, их биологические особенности, условия для их лучшего роста, развития, получения хорошего цветения и высококачественных семян. Знакомятся с некоторыми видами аквариумных растений. Изучают редко-встречающиеся и ядовитые растения Татарстана, а также лекарственные растения.
Примерный тематический план второго года занятий.
Тема Всегочасов Теоретическиезанятия Практические занятия
  1. Многолетниецветочно-декоративные растения
8 2 6
  1. Подготовкамноголетников к выгонке
6 2 4
  1. Озеленениешкольного учебно-опытного участка
8 2 6
  1. Посев многолетнихцветочно-декоративных растений
8 2 6
  1. Размножениекомнатных растений выгонкой
8 2 6
  1. Вегетативноеразмножение комнатных растений
16 4 12
  1. Аквариумныерастения
6 2 4
  1. Ядовитые иредко-встречающиеся растения Татарстана
12 4 8
  1. Лекарственныерастения
8 2 6
  1. Весенние работы на участке цветоводства
14 4 10
  1. Вегетативное размножение многолетников
12 4 8
  1. Летние работы на цветочно-декоративном участке
30 10 20
  1. Проведение праздника цветов
4 -- 4
  1. Сбор и хранение семян
8 2 6
  1. Подведениеитогов работы кружка
2 -- 2
Итого: 150 42 108
IV. Краткое описание занятий
Первый год занятий
  1. Вводное занятие. Ознакомление с планом работы кружка, с видами общественно-полезного труда по озеленению, с массовыми мероприятиями, в которых будут участвовать члены кружка.
  2. Цветочно-декоративные растения, их значение в жизни человека. Ознакомление с грунтовыми и комнатными цветочно-декоративными растениями, водными и лекарственными растениями, растениями, а также с редко-встречающимися и ядовитыми растениями Республики Татарстан. Беседа со специалистами, о значении зеленых насаждений в жизни человека, в народном хозяйстве нашей страны.
  3. Биологические особенности однолетних цветочно-декоративных растений. Биологические особенности. Способы выращивания. Разнообразие однолетних цветочно-декоративных растений.
    Практическая работа.
    Сбор и изучение строения семян однолетних цветочно-декоративных растений. Выкапывание и пересадка цветущих растений в горшки. Изготовление наглядных пособий: гербария и коллекций семян однолетников. Работа с книгами и газетами: выписка кратких сведений об однолетних растениях.
  4. Биологические особенности комнатных растений. Значение комнатных растений, их группировка, биологические особенности.
    Практическая работа. Знакомство с комнатными растениями. Паспортизация растений. Работа со справочной литературой по комнатному цветоводству. Изготовление наглядных пособий (например, карты родины комнатных растений).Проведение викторины по распознаванию комнатных растений. их зарисовка.
  5. Размножение комнатных растений (семенное, вегетативное). Размножение комнатных растений различными способами. Растения, размножаемые семенами, черенками, прививками, отводками, усами. Условия, необходимые для укоренения растений. Правила размножения и пересадка укоренившихся растений.
    Практическая работа. Заготовка песка, земли. Подготовка ящиков (парничка, горшочков) для посадки. Посев и черенкование комнатных растений. наблюдения за укоренением черенков и их ростом, температурой и влажностью помещения, посадка укоренившихся черенков; уход за черенками. Изготовление наглядных пособий по размножению комнатных растений. Влияние температуры и влажности помещения на приживаемость и рост молодых растений.
  6. Вредители и болезни цветочно-декоративных растений и борьба с ними. Вредители и болезни цветочно-декоративных растений и вред, причиняемый ими. Меры борьбы с вредителями и болезнями с учетом их биологических особенностей.
    Практическая работа.
    Ознакомление с наиболее распространенными болезнями и вредителями; рассматривание их в лупу и под микроскопом и зарисовка. Работа с определителем вредителей и болезней. Знакомство с устройством опрыскивателя. Обработка растений против вредителей и болезней. Наблюдения за состоянием растений, за появлением вредителей и болезней.
  7. Изучение комнатных растений и уход за ними (растения влажных тропических лесов и субтропиков). Требовательность комнатных растений к влажности почвы и воздуха, температуре, освещению, виды ухода за комнатными растениями и сроки его проведения в связи с биологическими особенностями растений и временем года. Значение перевалки и пересадки для роста и развития растений. Сроки и техника проведения этой работы.
    Практическая работа. Размещение растений соответственно их требованиям к освещению, температуре, обмывание листьев, рыхление почвы в горшках; мытье горшков; удаление пожелтевших листьев. Приготовление почвенных смесей. Определение необходимости перевалки и пересадки растений, проведение работ по перевалке и пересадке растений. Наблюдения за ростом и развитием комнатных растений. Проведение опытов по выяснению лучших агротехнических приемов по уходу за комнатными растениями, выращиванию комнатных растений на разных почвах. Зарисовка цветов.
  8. Подготовка почвы и почвенной смеси для комнатных растений. Понятие о почве, ее свойствах, плодородии. Питание растений из почвы, значение обработки почвы и внесение удобрений для роста и развития растений. Земляные смеси и их приготовление.
    Практическая работа....

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.03.09 | Просмотров: 1525

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340