Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Обобщение и закрепление знаний по теме: Спирты. 11-й класс - Преподавание химии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание химии

Обобщение и закрепление знаний по теме: Спирты. 11-й класс


Автор(ы): Еньшина Ирина Владимировна, учитель химии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
При подготовке урока химии использую различные литературные источники При подготовке урока химии использую различные литературные источники,
содержащие интересную информацию по какой-то конкретной теме.
Поэтому в представленном мною уроке “Обобщение и закрепление знаний по теме “Спирты””
коллеги могут встретить фрагменты своих уроков.
Тип: урок-семинар.
Цель: обобщить и систематизировать пройденный материал по теме “Спирты”.
Образовательные задачи:
закрепить знания учащихся о составе, строении и свойствах предельных одноатомных и многоатомных спиртов.
Познавательные задачи:
совершенствовать умения учащихся анализировать, сравнивать, устанавливать взаимосвязь между строением и свойствами; проследить связь от простого вещества к сложному.
Воспитательные задачи:
особое внимание уделить проблеме вредного (наркотического) воздействия этанола на организм человека. Активизировать работу по профилактике алкоголизма с целью пропаганды здорового образа жизни.
Методическая цель:
показать формы и методы самостоятельных работ на уроке обобщения, опираясь на химический эксперимент и блоковую схему.
Оборудование: подставка для пробирок, пробирки, держатели, металлические ложки, стеклянные палочки, фарфоровые чашечки, спиртовки, спички, газоотводные трубки, химический стакан.
Реактивы: сульфат меди(II), гидроксид натрия, этиловый спирт, серная кислота (концентрированная), металлический натрий, мясо сырое.
На столах учеников блок-схема, учебники, тетради, таблицы, карточки-задания.
Опережающие задания (рефераты):
1. Применение метанола и этанола.
2. Применение глицерина и этиленгликоля.
3. Влияние этилового спирта на организм человека.
Необходимо сдвинуть столы по два вместе и посадить ребят по 5-6 человек за один стол.
План обсуждения (на доске):
  1. Виды спиртов.
  2. Строение.
  3. Физические свойства.
  4. Химические свойства.
  5. Получение и применение.
  6. Генетическая связь между углеводородами и спиртами.

ХОД УРОКА.

1. Урок начинается с небольшого вступления учителя о необходимости систематизации и обобщения изученного материала о спиртах.

2. Химический диктант

(выполняют все на отдельных листочках)
  1. Формула этилового спирта.
  2. К каким спиртам он относится? (По числу функциональных групп)
  3. Формула глицерина.
  4. К каким спиртам относится?
  5. Тип химической реакции в спиртах?
  6. Функциональная группа спиртов.
  7. Тип химической связи.
  8. Какой класс органических соединений получается в результате взаимодействия спирта со спиртом?
  9. Формула реактива для обнаружения многоатомного спирта (глицерина).
  10. Как называется вещество, полученное в результате реакциии этанола с натрием?

3. Фронтальный опрос

(по плану обсуждения с использованием блоковой схемы).
3.1. При рассмотрении вопроса о сходстве спиртов учитель демонстрирует опыт “Образование алкоголятов натрия”.
Методика опыта: В сухую пробирку наливают 2 мл этилового спирта и вносят по маленькому кусочку (размером с горошину) очищенного от оксидного слоя металлического натрия. Пробирку закрывают пробкой с газоотводной трубкой, конец которой оттянут. Через 1-2 мин после начала реакции поджигают выделяющийся газ у отверстия газоотводной трубки. (Если реакция этанола с натрием замедлится, можно слегка подогреть пробирку).
Задания:
  • Напишите уравнение реакции спиртов (R-OH) с натрием.
  • Как расщепляется s -связь О-Н в этой реакции?
  • Какие свойства спиртов (основные или кислотные) проявляются в реакции с металлическим натрием?
Добавляют в пробирку по 1 капле раствора фенолфталеина. Изменяется ли окраска индикаторов?
Доводят реакцию этанола с натрием до конца. Для этого открывают пробирку (снимают пробку) и осторожно нагревают ее. На дне пробирки образуется белый твердый этилат натрия (Кусочков натрия в пробирке не должно быть!).
3.2. Для рассмотрения черт различия спиртов проводят коллективную работу с реактивами (раздаточный материал в ящичках, по количеству групп).
При работе с кислотами и щелочами соблюдайте технику безопасности!
Групповая работа № 1.
Задание:
Провести качественную реакцию на глицерин (получение глицерата меди (II)).
Реактивы: растворы CuSO4, NaOH, глицерин.
Ход опыта:
В пробирку наливают 3-4 капли раствора CuSO4 и 2-3 капли NaOH . К образовавшемуся осадку голубого цвета приливают несколько капель глицерина и смесь перемешивают. Осадок растворяется и появляется васильковое окрашивание раствора от образовавшегося комплексного соединения глицерата меди (II).
Ответить на вопросы:
  1. Написать реакцию получения Cu(OH)2.
  2. Написать качественную реакцию на глицерин.
  3. Написать реакцию получения нитроглицерина.
Групповая работа № 2.
Задание: Получить простой диэтиловый эфир.
Реактивы: C2H5OH, H2SO4 (конц).
Ход опыта:
Наливают в сухую пробирку 3 мл смеси этилового спирта и серной кислоты (1:1) и осторожно нагревают её до начинающегося кипения. После этого спиртовку убирают и к горячей смеси приливают по стенке пробирки из пипетки 5-10 капель этилового спирта. Образующийся диэтиловый эфир обнаруживают по запаху.
Ответить на вопросы:
  1. Написать уравнение реакции получения диэтилового эфира.
  2. Применение метанола и этанола.
  3. Влияние этанола на организм человека.
Групповая работа № 3.
Задание:
Провести реакцию окисления этилового спирта хромовой смесью.
Реактивы: растворы H2SO4 , K2Cr2O7; C2H5OH.
Ход опыта:
В пробирке смешайте 2 мл 5%-ного раствора дихромата калия (K2Cr2O7), 1мл 20%-ного раствора серной кислоты и 0,5 мл этилового спирта. Отметьте цвет раствора. Осторожно нагрейте смесь на пламени спиртовки до начала изменения цвета. При этом ощущается характерный запах уксусного альдегида, образующегося в результате реакции.
Ответить на вопросы:
  1. Почему ...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.03.10 | Просмотров: 2450

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340