Главная / Методические материалы / Преподавание химии
Обобщение и закрепление знаний по теме: Спирты. 11-й класс
Автор(ы): Еньшина Ирина Владимировна, учитель химии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
При подготовке урока химии использую различные литературные источники При подготовке урока химии использую различные литературные источники, содержащие интересную информацию по какой-то конкретной теме. Поэтому в представленном мною уроке “Обобщение и закрепление знаний по теме “Спирты”” коллеги могут встретить фрагменты своих уроков. Тип: урок-семинар. Цель: обобщить и систематизировать пройденный материал по теме “Спирты”. Образовательные задачи: закрепить знания учащихся о составе, строении и свойствах предельных одноатомных и многоатомных спиртов. Познавательные задачи: совершенствовать умения учащихся анализировать, сравнивать, устанавливать взаимосвязь между строением и свойствами; проследить связь от простого вещества к сложному. Воспитательные задачи: особое внимание уделить проблеме вредного (наркотического) воздействия этанола на организм человека. Активизировать работу по профилактике алкоголизма с целью пропаганды здорового образа жизни. Методическая цель: показать формы и методы самостоятельных работ на уроке обобщения, опираясь на химический эксперимент и блоковую схему. Оборудование: подставка для пробирок, пробирки, держатели, металлические ложки, стеклянные палочки, фарфоровые чашечки, спиртовки, спички, газоотводные трубки, химический стакан. Реактивы: сульфат меди(II), гидроксид натрия, этиловый спирт, серная кислота (концентрированная), металлический натрий, мясо сырое. На столах учеников блок-схема, учебники, тетради, таблицы, карточки-задания. Опережающие задания (рефераты): 1. Применение метанола и этанола. 2. Применение глицерина и этиленгликоля. 3. Влияние этилового спирта на организм человека. Необходимо сдвинуть столы по два вместе и посадить ребят по 5-6 человек за один стол. План обсуждения (на доске): Виды спиртов. Строение. Физические свойства. Химические свойства. Получение и применение. Генетическая связь между углеводородами и спиртами. ХОД УРОКА. 1. Урок начинается с небольшого вступления учителя о необходимости систематизации и обобщения изученного материала о спиртах. 2. Химический диктант (выполняют все на отдельных листочках) - Формула этилового спирта.
- К каким спиртам он относится? (По числу функциональных групп)
- Формула глицерина.
- К каким спиртам относится?
- Тип химической реакции в спиртах?
- Функциональная группа спиртов.
- Тип химической связи.
- Какой класс органических соединений получается в результате взаимодействия спирта со спиртом?
- Формула реактива для обнаружения многоатомного спирта (глицерина).
- Как называется вещество, полученное в результате реакциии этанола с натрием?
3. Фронтальный опрос (по плану обсуждения с использованием блоковой схемы). 3.1. При рассмотрении вопроса о сходстве спиртов учитель демонстрирует опыт “Образование алкоголятов натрия”. Методика опыта: В сухую пробирку наливают 2 мл этилового спирта и вносят по маленькому кусочку (размером с горошину) очищенного от оксидного слоя металлического натрия. Пробирку закрывают пробкой с газоотводной трубкой, конец которой оттянут. Через 1-2 мин после начала реакции поджигают выделяющийся газ у отверстия газоотводной трубки. (Если реакция этанола с натрием замедлится, можно слегка подогреть пробирку). Задания: - Напишите уравнение реакции спиртов (R-OH) с натрием.
- Как расщепляется s -связь О-Н в этой реакции?
- Какие свойства спиртов (основные или кислотные) проявляются в реакции с металлическим натрием?
Добавляют в пробирку по 1 капле раствора фенолфталеина. Изменяется ли окраска индикаторов? Доводят реакцию этанола с натрием до конца. Для этого открывают пробирку (снимают пробку) и осторожно нагревают ее. На дне пробирки образуется белый твердый этилат натрия (Кусочков натрия в пробирке не должно быть!). 3.2. Для рассмотрения черт различия спиртов проводят коллективную работу с реактивами (раздаточный материал в ящичках, по количеству групп). При работе с кислотами и щелочами соблюдайте технику безопасности! Групповая работа № 1. Задание: Провести качественную реакцию на глицерин (получение глицерата меди (II)). Реактивы: растворы CuSO4, NaOH, глицерин. Ход опыта: В пробирку наливают 3-4 капли раствора CuSO4 и 2-3 капли NaOH . К образовавшемуся осадку голубого цвета приливают несколько капель глицерина и смесь перемешивают. Осадок растворяется и появляется васильковое окрашивание раствора от образовавшегося комплексного соединения глицерата меди (II). Ответить на вопросы: Написать реакцию получения Cu(OH)2. Написать качественную реакцию на глицерин. Написать реакцию получения нитроглицерина. Групповая работа № 2. Задание: Получить простой диэтиловый эфир. Реактивы: C2H5OH, H2SO4 (конц). Ход опыта: Наливают в сухую пробирку 3 мл смеси этилового спирта и серной кислоты (1:1) и осторожно нагревают её до начинающегося кипения. После этого спиртовку убирают и к горячей смеси приливают по стенке пробирки из пипетки 5-10 капель этилового спирта. Образующийся диэтиловый эфир обнаруживают по запаху. Ответить на вопросы: Написать уравнение реакции получения диэтилового эфира. Применение метанола и этанола. Влияние этанола на организм человека. Групповая работа № 3. Задание: Провести реакцию окисления этилового спирта хромовой смесью. Реактивы: растворы H2SO4 , K2Cr2O7; C2H5OH. Ход опыта: В пробирке смешайте 2 мл 5%-ного раствора дихромата калия (K2Cr2O7), 1мл 20%-ного раствора серной кислоты и 0,5 мл этилового спирта. Отметьте цвет раствора. Осторожно нагрейте смесь на пламени спиртовки до начала изменения цвета. При этом ощущается характерный запах уксусного альдегида, образующегося в результате реакции. Ответить на вопросы: Почему ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.03.10 | Просмотров: 2450
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|