Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Подходы к разработке элективных курсов по математике - Преподавание математики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание математики

Подходы к разработке элективных курсов по математике


Автор(ы): Небесская Альбина Михайловна, учитель математики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
ВВЕДЕНИЕ
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. предусматривает создание “системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда… отработка гибкой системы профилей”. Широкий переход на профильное обучение в старших классах общеобразовательных учреждений Российской Федерации должен начаться с 2006/07 учебного года, а с 2005/06 учебного года – введение предпрофильной подготовки в 9-х классах.
В России имеется опыт обучения, дифференцированного по предпрофессиональной подготовке. Еще в 1864 г. было введено разделение на “классическое” (открывающее путь для поступления в университет) и реальное образование. Проект реформы образования 1915–1916 гг. предусматривал разделение на три варианта: новогуманитарное, гуманитарное и реальное образование. С 1918 по 1934 г. в старших классах выделялось три направления: гуманитарное, естественно-математическое и техническое. В 1934 г. были введены единые учебные планы и единые учебные программы. Однако дальнейшее развитие социалистического строительства вызвало необходимость дифференциации обучения, которая была реализована путем создания школ (классов) с углубленным изучением отдельных предметов, а также введение массовых факультативных курсов в общеобразовательных школах (с 1966 г.).
В 1970–1980 гг. обучение старшеклассников было увязано с получением массовых профессий в системе учебно-производственных комбинатов. Однако этот опыт оказался малоэффективным: существенные затраты на узкопрофильное обучение не восполнялись из-за невостребованности этих профессий на рынке труда. Диверсификация образования (Федеральный закон “Об образовании”, 1992) открыла возможности для создания широкого спектра общеобразовательных учреждений (лицеев, гимназий, колледжей), широко реализующих вариативные программы обучения, в том числе и профильной предпрофессиональной подготовки.
Переход на массовое профильное обучение в настоящее время обусловлен рядом причин:
  • отчетливая дифференциация интересов и жизненных планов учащихся (более 70% старшеклассников изъявляют желание изучать большинство образовательных предметов на уровне основ, а углубленно – лишь те, которые необходимы для дальнейшей профессиональной специализации);
  • недостаточные, по мнению учащихся, условия школы для построения успешной профессиональной карьеры и подготовки к будущей профессиональной деятельности;
  • необходимость осознанного выбора будущей профессии большинством выпускников общеобразовательной школы, что должно повысить экономическую эффективность затрат на образование, а также способствовать успешной социализации выпускников общеобразовательных школ;
  • специфические требования, предъявляемые к выпускникам школ учреждениями профессионального (в частности, высшего)образования, необходимость преемственности между школой и вузом, устранение недостатков довузовской подготовки.
В связи с этим переход к профильному обучению предусматривает следующие основные цели:
  • обеспечить углубленное изучение отдельных общеобразовательных предметов;
  • создать условия для дифференциации и индивидуализации обучения, выбора учащимися разных категорий индивидуальных образовательных траекторий в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями;
  • расширить возможности социализации учащихся, в частности, более эффективно готовить выпускников к профессиональному самоопределению;
  • обеспечить преемственность общего и профессионального образования, устранив расхождения в требованиях, предъявленных к подготовке выпускников в школе и абитуриентов в вузе.
Таким образом, выбранная мной тема “Подходы к разработке элективных курсов по математике злободневна в связи с переходом с 2005–2006 г. на предпрофильное обучение в 9-х классах. Соответственно цель работы заключается в разработке требований к элективным курсам, ориентации их на различные группы учащихся.
Объектом исследования является процесс профилизации школы, предметом – технологическое обеспечение разработки элективного курса.
Гипотеза исследования заключается в том, что отчетливая дифференциация интересов и жизненных планов, индивидуализации обучения, выбора учащимися разных категорий индивидуальных образовательных траекторий в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями будет успешна, если будут использованы элективные курсы.
В соответствии с целью, объектом предметом и гипотезой исследования выдвигаются следующие задачи исследования:
– изучить подходы и проанализировать опыт разработки элективных курсов;
– обосновать целесообразность выбора элективных курсов;
– разработать рекомендации по созданию программ элективных курсов.
В ходе исследования были использованы следующие методы:
– анализ литературы;
– изучение первого опыта работы элективных курсов
– наблюдение;
– беседы с учащимися, учителями
База исследовательской работы: школа № 2 г. Тынды
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
(Приложение 1)
ГЛАВА II. ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ “МАТЕМАТИКА”
Среди школьных предметов математика занимает совершенно особое место. В середине прошлого века в старших классах отечественной школы много внимания и как следствие учебного времени уделялось математике. Школьный учебный план содержал три предмета, относящихся к образовательной области “Математика”: алгебра, тригонометрия и геометрия. Изменения учебного плана, произошедших в ходе реформы 1960-х, привели к тому, что тригонометрия была интегрирована с алгеброй и частично геометрией. Эта система сохранилась до наших дней. В старших классах школы изучаются два предмета, составляющих образовательную область “Математика”, – алгебра и основы математического анализа и геометрия.
Однако сейчас наметилась тенденция наличия в учебном плане школы одного предмета – математики. Можно предположить, что в создаваемой профильной школе, скорее всего, в классах естественно-научного математического профиля, сохранится раздельное обучение алгебре и геометрии. А вот в классах других профилей в учебном плане, вероятнее всего, будет присутствовать интегрированный курс математики. (Приложение 2 )
2.3. Требования к разработке элективных курсов и оценка результатов обучения.
Учебный план профильного обучения включает четыре предметных блока. [ 3 ]
Блок 1-й базовые общеобразовательные предметы, обязательные для всех учащихся и инвариантные практически для всех профилей обучения: математика, история, русский и
иностранные языки, физическая культура, а также интегрированные курсы обществознания (для естественно-научного профиля) или естествознания (для гуманитарных профилей).
Блок 2-йпрофильные общеобразовательные предметы, определяющие общую направленность соответствующего профиля и обязательные для учащихся, выбравших данный профиль.
Содержание учебных предметов первых двух блоков определяется Государственным образовательным стандартом общего образования (ГОС). Соответствие подготовки выпускников требованиям ГОС определяется по результатам единого государственного экзамена (ЕГЭ).
Блок 3-йэлективные курсы, обязательные для изучения учебные предметы по выбору учащихся, которые реализуются за счет школьного компонента учебного плана. Каждый учащийся в течение двух лет обучения должен выбрать и изучить 5–6 элективных курсов.
Соотношение объема учебного времени по 1, 2 и 3 блокам составляет примерно 50% : 30% : 20%.
Блок 4-й – учебные практики, проекты, исследовательская деятельность.
Цель изучения элективных курсов – ориентация на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, на подготовку к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности. Исходя из этого, а также принимая во внимание
отмеченные выше цели профилизации обучения, тематика и содержание элективных курсов должны отвечать следующим требованиям:
  • иметь социальную и личностную значимость, актуальность как с точки зрения подготовки квалифицированных кадров, так и для личностного развития учащихся;
  • способность социализации и адаптации учащихся, предоставлять возможность для выбора индивидуальной образовательной траектории, осознанного профессионального самоопределения;
  • поддерживать изучение базовых и профильных общеобразовательных предметов, а также обеспечивать условия для внутрипрофильной специализации обучения;
  • обладать значительным развивающим потенциалом, способность формированию целостной картины мира, развитию общеучебных, интеллектуальных и профессиональных навыков, ключевых компетенций учащихся.
В соответствии с целями и задачами профильного обучения элективные курсы могут выполнять различные функции: [ 4 ]
  • изучение ключевых проблем современности;
  • ориентация в особенностях будущей профессиональной деятельности, “профессиональная проба”;
  • ориентация на совершенствование навыков познавательной, организационной деятельности;
  • дополнение и углубление базового предметного образования; компенсация недостатков обучения по профильным предметам.
Каждая из указанных функций может быть ведущей, но в целом они должны выполняться комплексно. [ 5 ]
а) Психолого-педагогические требования к разработке элективных курсов. [ 8 ] (Приложение 4 )
Правила оформления программ
Программа элективного курса должна включать следующие структурные элементы:
  • титульный л...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.03.10 | Просмотров: 1639

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340