Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Интегрированный урок (физика + литература) Красота и почему ее обожествляют люди - Преподавание физики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание физики

Интегрированный урок (физика + литература) Красота и почему ее обожествляют люди


Автор(ы): Кадыржанова Ахжан Васиевна, учитель физики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель урока:
  • образовательная повторить особенности строения тел в различных состояниях на основе МКТ, показать красоту кристаллов, рассмотреть их свойства в зависимости от расположения молекул;
  • развивающая развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы, самостоятельно добывать знания;
  • воспитательная акцентировать внимание учащихся на красоте и гармонии физических процессов в природе, расширить кругозор учащихся по данному вопросу, показать связь изучаемого материала с химией, историей, литературой.
Оборудование: таблица “Кристаллы”, модели кристаллических решеток, алмаза, решеток, образцы некоторых металлов, минералов, дерева.
Опережающее задание: подготовить сообщение о дисперсии, об использовании алмаза.

Ход урока

  1. Организационный этап.
Учитель: Физика — это наука о природе. И мы сегодня убедимся, как многообразен и красив мир.
“Блажен, кто явственно узрел
Хотя бы скорлупу природы”.
Всего две строки из стихотворения И. Гете, а какой глубокий смысл в них заложен. У природы много тайн и загадок, некоторые из которых мы постараемся раскрыть сегодня на уроке.
Давайте сначала заглянем в себя. Однажды великого мыслителя Сократа спросили о том, что, по его мнению, легче всего в жизни. Он ответил, что легче всего - поучать других, а труднее - познать самого себя. Как мы воспринимаем себя. Как мы воспринимаем окружающий мир? Как художники или как мыслители?
Психологический тест.
  1. Переплетите пальцы рук. Большой палец правой или левой руки оказался у вас сверху? Запишите результаты буквами “Л” или “П”.
  2. Скрестите руки на груди (“поза наполеона”). Кисть какой руки оказалась сверху? Запишите.
  3. Изобразите “бурные аплодисменты”. Ладонь какой руки у вас сверху? Запишите.
Подведите итоги:
  1. Если ЛЛЛ- вы художники, у вас образное мышление, т.к. более развито правовое полушарие.
  2. ППП - вы мыслители, у вас логическое мышление, более развито левое полушарие.
  3. Л и П или ЛПП – вы – гармонично развитая личность (вам свойственно как логическое, так и образное мышление).
Вот и познакомились глубже: вы – с собой, а я – с вами. Можно переходить к познанию внешнего мира. Откройте тетради, запишите дату и тему сегодняшнего урока.
  1. Актуализация знаний.
Вспомните, какими свойствами обладают газы, жидкости, твердые тела.
Учащийся: Газ занимает весь предоставленный ему объем и принимает форму данного тела. Газы легко сжимаются, т.к. молекулы находятся на большом расстоянии друг от друга, при сжатии уменьшается среднее расстояние между молекулами.
Жидкости малосжимаемы, т.е. их молекулы находятся непосредственно друг возле друга. При попытке сжатия начинается деформация самих молекул, поэтому жидкость обладает текучестью. Не сохраняют форму, но сохраняют объем.
Учитель: переходим к свойствам твердых тел (демонстрирует образцы некоторых металлов, минералов, дерева). Что вы можете сказать о них?
Учащийся: Твердые тела сохраняют форму и объем, они плохо сжимаются, т.к. расстояние между молекулами очень малы, при сжатии начинается деформация самих молекул. Атомы или молекулы твердых тел колеблются около определенных положений равновесия.
  1. Изучение нового материала.
Учитель: А теперь обратим внимание на кристаллы. С помощью лупы внимательно рассмотрите кусочки соли, сахарного песка, кусочки сахарного рафинада, изюм вара. Это кристаллы - откроем учебники на стр.192 и прочитаем определение (читает учащийся).
Итак, кристалл – это устойчивое, упорядоченное образование частиц в твердом состоянии вещества. Кристаллы отличаются пространственной периодичностью всех свойств. Какие свойства кристаллов вы можете сформулировать.
Учащийся: Сохранение формы и объема при отсутствии внешних воздействий, обладают прочностью , определенной температурой плавления.
Учитель: Верно. Кристаллам также присуще свойство - анизотропия - это различие физических свойств кристалла от выбранного направления. Расщепите слюду на отдельные пластины в одном направлении, в другом, сделайте вывод.
Учащиеся: Опыт доказывает анизотропность кристаллов.
Учитель: Хорошо. Ученые выяснили, что правильная форма кристалла обусловлена тесным, упорядоченным расположением частиц в кристалле.
Давайте рассмотрим углерод. Красоту и многообразие окружающего мира, проследим на его примере. Что вы знаете об углероде?
Учащийся:
  1. Это вещество в газообразном состоянии.
  2. Это обыкновенный грифель карандаша - графит
  3. Это кусочки сажи.
Учитель: Верно. А я хочу представить вам алмаз, переливающийся всеми цветами радуги. Посмотрите на плакат (демонстрация камней). Но алмаз и графит- это атомы одного того же элемента углерода, но почему результат разный? (Демонстрация модели кристаллических решеток алмаза и углерода).
Учащийся: Я думаю, в расположении атомов в кристаллической решетке.
Учитель: Да. Алмаз и графит это атомы одного и того же элемента углерода, но расположенные в разном порядке и имеющие разные кристаллические решетки. Алмаз - самый твердый среди минералов, это царь всех камней. Издавна считали мерой богатства - золото, а символом - бриллиант, алмаз. Существуют алмазы, которые являются героями литературных произведений. Какие из них вы знаете?
Учащийся:
  1. “Три мушкетера” А. Дюма (алмазные подвески королевы Франции).
  2. Желтый алмаз из романа “Лунный камень” английский писатель Уилки Коллинза.
  3. Алмаз “Синей” бургундского герцога Карла Смелого. Уверовав чудодейственную силу алмаза, носил его в шлеме. Однако талисман не помог. Герцог был убит, во время сражения при Нанси в 1488 г. Вражеский солдат вынул алмаз из шлема и продал его за 1 флорин (позже этот камень был оценен в 1 млн. ливров). Этот случай описан академиком Ферсманом.
Учитель: Хорошо. А в произведении Куприна есть такое описание игры света в бриллианте “ ……это не камень- это странный таинственный огонь. Вот блеснул синей сноп лучей. Такого ц...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.03.11 | Просмотров: 1258

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340