Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Мероприятие по истории на тему Памяти жертв политических репрессий посвящается... - Внеклассная работа - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Внеклассная работа

Мероприятие по истории на тему Памяти жертв политических репрессий посвящается...


Автор(ы): Ефремова Елена Геннадьевна


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
“Знать надо, чтобы помнить, помнить, чтобы не забывать, чтобы трагедий, подобных той, что была на нашей земле более полувека назад не повторялось…”
(Р. Рождественский)
Цель мероприятия: воспитать у обучающихся уважение к историческому прошлому своего народа через сопереживания к судьбам конкретных людей;
Основные задачи:
  • углубить знания учащихся о сложной и противоречивой судьбе страны ХХ века – периоде политических репрессий;
  • показать бессмысленную жестокость репрессий с одной стороны, и необыкновенную стойкость и преданность своей стране людей, прошедших через “маховик” репрессий на примере земляков – шумерлинцев, пострадавших от репрессий 30 – х годов.
Оборудование:
  • мультимедиа,
  • телевизор,
  • синтезатор.
На мероприятие приглашена Гришина Е.В. – дочь “врага народа”.
Ход мероприятия
На экране слайд: “30 октября – День памяти жертв политических репрессий”
Вступительное слово учителя о целях и задачах мероприятия. Слово передается ученикам.
Звучит музыка Шопена. На экране слайд со словами Роберта Рождественского.
Ученица:
Восточное небо синее
На западе солнце красно,
Я знаю: живёт Россия,
Я верю, что не напрасно.
Легко – не бывает вечно,
А чаще бывает трудно,
А небо глядит беспечно,
И солнце глядит минутно!
Кто днём не боится смерти
Тот в тёмное время – смелый
А смелость нужна Отчизне,
А снег он и – ночью белый.
Восточное небо синее,
На западе солнце красно,
Я знаю: живёт Россия,
Я верю, что не напрасно!
(стихотворение Л. Мосиной, ученицы Кудеихинской средней школы Порецкого района Чувашской Республики.)
Ученица:
Листаем страницы истории – судьбы, судьбы, судьбы. Какие они были у тех людей, год рождения которых приходится на 20, 27, 30.
Страна представляла собой огромную строительную площадку, вступали в строй гиганты I пятилеток – Днепрогэс, Магнитогорск, Турксиб.
(слайд “Индустриализация страны в 30-50 годы”)
Ученица:
И была другая страна – страна “большого террора”, страна, где царил произвол, страна, где царило насилие и бесправие.
(слайд “Репрессия – карательная мера, наказание, применяемые государственными органами”)
До недавнего времени отдельные страницы российской истории тщательно замалчивались. К ним относятся и репрессии 30-50-х годов. Своего апогея это беззаконие достигло в 1937 году. Был перекрыт рекорд политического террора: по материалам НКВД было вынесено смертных приговоров – приговорено к расстрелу – 353 тысячи 680 человек. Всего по политическим мотивам в эти годы было арестовано около 5 миллионов человек. (Цифры выведены на слайд)
Службой госбезопасности уточнены данные по общему количеству репрессированных в нашей республике. Начиная с 1917 года, в Чувашии уголовные дела по политическим мотивам были заведены приблизительно на 14 тысяч человек. Среди безвинно пострадавших много наших земляков шумерлинцев и жителей Шумерлинского района – 56 человек.
(слайд “Репрессии на территории нашего края”)
Ученица:
Но не были врагами народа ни тысячи инженеров, арестованных в связи с “шахтинским делом”, ни сотни тысяч замученных, расстрелянных, загубленных в 1937-1938 г.г. партийцев, наивно веривших, что они – ум, честь и совесть эпохи – строят светлое будущее для всех трудящихся, ни миллионы крестьян, поверивших в “НЭП”, объявленную в 1921г., и оказавшиеся через 7 лет жертвами “политической ликвидации кулачества как класса””.
(показ фрагмента кинохроники “Труд заключенных”, видеозапись на компактдиске Т.С. Антонова, А.Л. Харитонов, А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России XX век.- М.: Клио Софт, 2002,ч.2 “Репрессии”.)
Ученица:
25 ноября 1938г. На пост народного комиссара внутренних дел был назначен Берия, большинство ежовских следователей арестовано и расстреляно, 327400 ежовских узников освобождено. Сам Ежов назначен народным комиссаром водного транспорта, затем этот наркомат упразднили, а Ежов арестован и расстрелян. Но о его аресте, суде и расстреле никогда не сообщалось официально, лишь в языке возникло слово “ежовщина”, но официально и оно не употреблялось.
(слайд “Историческая справка. Ежов Н.И. Берия Л.П.”)
Ученик:
При разборке экспонатов школьного музея мое внимание привлекла скромная папка с документами. Пожелтевшие листки, скупые строки старых документов. Что за ними? Какие-то события, чьи-то судьбы…
Открывая папку, я еще не подозревал, свидетелем каких трагических событий и судеб стали эти не примечательные на первый взгляд бумаги. Жертвы политических репрессий. В списках – знакомая фамилия – Яргунин- Каплин Кузьма Кузьмич. В начале 30-х годов прошлого века он работал завучем нашей школы, преподавал русский язык и литературу. Мне стало интересно, чем же провинился перед сталинским режимом этот замечательный, разносторонне эрудированный человек, талантливый педагог? За что на него повесили ярлык “враг народа”?
Ученица:
Кузьма Кузьмич Яргунин – Каплин строил планы относительно дальнейшего повышения своего образования, подал заявление для поступления в институт востоковедения. Казалось бы, что может помешать его карьере? Сын крестьянина, после окончания Красночетайской второклассной учительской школы он работал педагогом в Красночетайском районе, после педагогического техникума – школьным работником в Чебоксарской опытно-показательной школе и Красночетайском педтехникуме, после учебы на педагогическом факультете 2-го Московского университета – заведовал Аликовской школой крестьянской молодежи, руководил рабфаком Шумерлинской ФЗС, работал завучем в школе №1 города Шумерли. Учеба давалась Кузьме Кузьмичу легко. Активный, общительный, он умел играть на многих музыкальных инструментах: гитаре, баяне, балалайке, мандолине, прекрасно рисовал акварелью. Кроме чувашского и русского языков он знал немецкий и английский, самостоятельно изучил французский и эсперанто. Сотрудничал со многими журналами, за рассказ “Педер Яушев”, опубликованный в журнале Максима Горького “Наши достижения”, был отмечен премией в 200 рублей.
В будущем К.К. Яргунин-Каплин мог бы сделать многое для просвещения и образования в родной республике, но арест в неполные 37 лет положил конец всем мечтам молодого педагога. Талант Кузьмы Кузьмича Яргунина-Каплина так и не раскрылся до конца. (слайд “фотография К.К. Яргунина-Каплина”)
Звучит песня “Черный ворон” в исполнении учителя музыки.
Ученица:
Узнала я, как опадают лица,
Как из-под век выглядывает страх,
Как клинописи жесткие страницы
Страдание выводит на щеках,
Как локоны из пепельных и чёрных
Серебряными делаются вдруг,
Улыбка вянет на губах покорных,
И в сухоньком смешке дрожит испуг.
И я молюсь не о себе одной,
А обо всех, кто там стоял со мною
И в лютый холод, и в июльский зной
Под красною ослепшею стеною.
(А.Ахматова. Эпилог)
Ученица:
Эти слова можно посвятить и той женщине, которая живёт рядом с нами на улице Щербакова, 28. Её судьба – судьба страны. В полной мере познала она и репрессии, и бесправие, и нужду. Дочь “врага народа”…
Ученик:
29 апреля 1934 года Евгении Васильевне не забыть. День ареста отца Василия Ивановича Антонова для одиннадцатилетней Жени стал прелюдией того кошмара, который впоследствии она назовет "адской жизнью".
В тот день военные перерыли весь дом – разбросанные вещи и книги, клочья пуха изрезанных подушек... Не найдя того, что искали, "энкэвэдэшники" арестовали отца – рядового колхозника, как стало известно позже по ст.ст. 58-2, 58-11 УК РСФСР, предусматривающим каторжные работы сроком до 8 лет.
Ученица:
Мать терялась в догадках "за что?" Возможно, оттого, что друг был служителем церкви... А может, доносчику-завистнику не понравилось то, что вечерами в избе учительницы села Медяны Анны Степановны Антоновой собиралась молодежь. Читали книги, газеты, слушали детекторный приемник.
Ученица:
Через несколько месяцев после ареста главы семьи "гости&q...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.03.11 | Просмотров: 2101

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340