Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Развитие ключевых компетенций в проектном обучении - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Развитие ключевых компетенций в проектном обучении


Автор(ы): Миронова Ольга Андреевна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В настоящее время акценты образовательных целей смещены в сторону формирования мобильной, активной личности, имеющей свой опыт, свои способности, превращающейся из потенциального исполнителя в самостоятельного хозяина, потенциального работодателя и предпринимателя.
Приоритетным направлением в своей работе я считаю внедрение в образовательный процесс проектной технологии. Почему привлекает именно этот метод, возрожденный не так давно в нашей педагогике?
В проектном обучении, на мой взгляд, воплощается в реальность идея развивающего обучения, так как ходьбе можно научиться только на собственных ногах, школа должна быть школой действия, она должна учить ребенка мыслить, а не пичкать его знаниями (Л.С. Выготский).
В педагогической литературе под проектным обучением понимается такая организация образовательного процесса, которая направлена на решение учащимися учебных задач на основе самостоятельного сбора информации, обязательного обоснования и корректировки последующей продуктивной учебной деятельности, ее самооценки и презентации результата. Обучение при этом приобретает большой личностный смысл, что заметно повышает мотивацию учения.
Учебный проект - это интегративное динамическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно учить:
  • Проблематизации (рассмотрение проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задачи, вытекающей из этой проблемы)
  • Целеполаганию и планированию деятельности
  • Самоанализу и рефлексии (самоанализу успешности и результативности решения проблемы проекта)
  • Презентации (самопредъявлению) хода своей деятельности и результатов
  • Умению готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования
  • Поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля
  • Практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях
  • Выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования
  • Проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).
Кроме того, под проектной методикой понимается использование широкого спектра проблемных, исследовательских методов, система учебно-познавательных приемов, ориентированных на реальный практический результат, значимый для ученика
Главной педагогической целью проектного обучения я считаю формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации человеком.
Проектное обучение позволяет развить следующие способности:
  • коммуникативные (происходит обсуждение творческих заданий, консультирование с учителем или защита в общении со сверстниками);
  • личностные (самобытность и гибкость мышления, фантазия, любознательность, здоровые творческие амбиции);
  • социальные (способность к коллективной деятельности, готовность соблюдать самодисциплину, терпимость к мнению других);
  • литературно-лингвистические (описание идеи, импровизация в процессе защиты);
  • технологические (наглядно-образные, память, абстрактно-логическое мышление и др.) (В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых).
Эти способности напрямую связаны с ключевыми компетенциями, которые выделены А.В. Хуторским. Ключевые компетенции - это умение
  • изучать (уметь извлекать пользу из опыта, организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их, организовать свои собственные приемы обучения, уметь решать проблемы, самостоятельно заниматься своим обучением);
  • искать (запрашивать различные базы данных, опрашивать окружение, консультироваться у эксперта, получать информацию, уметь работать с документами, уметь классифицировать документы);
  • думать (организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий, критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ, уметь противостоять неуверенности и сложности, занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение, видеть важность политического и экономического окружения, в котором происходит обучение и работа, оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой, уметь оценивать произведения искусства и литературы);
  • сотрудничать (уметь работать в группе, принимать решения, улаживать конфликты и разногласия, разрабатывать и выполнять контракты);
  • приниматься за дело (включаться в проект, нести ответственность, войти в группу и коллектив и внести свой вклад, доказать солидарность, уметь организовать свою работу, уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами);
  • адаптироваться (уметь использовать новые технологии информации и коммуникации, доказать гибкость перед лицом быстрых изменений, показать стойкость перед трудностями, уметь находить новые решения).
Рассмотрим, как данные способности и компетенции развиваются через проектное обучение.
Реализация любого проекта делится на 4 этапа:
погружение в проект (определение проблемы, постановка целей и задач);
организация деятельности (планирование, распределение ролей в группе, определение предполагаемых результатов);
осуществление деятельности (работа с информацией, анализ, обобщения, выводы);
презентация (умение лаконично и достаточно полно рассказать о постановке и решении задачи проекта; демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения; анализировать ход поиска решения).
На этапе погружения в проект очень важным представляется постановка проблемы, которая может быть осуществлена учителем, а может быть осуществлена учениками. Когда учитель выступает в роли заказчика, он сам формулирует проблемно-мотивационную задачу и она выливается в план работы над определенной темой. Так, например, к уроку, начинающему изучение деепричастия, группе шестиклассников были даны задания:
Растолкуйте значение слова деепричастие.
Перефразируйте высказывание В.И. Даля о причастии применительно к деепричастию. (Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного).
Почему деепричастие называют отглагольным наречием?
По каким морфемам можно найти деепричастие?
Данные вопросы определили стратегию работы над темой и в то же время стали проблемой мини-исследования учащихся, которое они представляли на уроке.
В роли заказчика могут выступать и сами учащиеся. Например, при обсуждении заданий учебника литературы по сказу Н.С. Лескова Левша интересным показалось задание, связанное с народной этимологией. И появилась проблема: в чем смысл таких языковых курьезов? Эта проблема стала предметом исследования ученицы, выполнившей краткосрочный индивидуальный проект и представившей его на уроке. Кстати, обсуждение плана работы над произведением, заданий, предложенных хрестоматией или учителем, позволяет развивать умение планировать свою деятельность с ориентацией на конечный результат.
Поскольку под проектной методикой понимается целый спектр поисковых и исследовательских методов, то важно, чтобы перед презентацией проектов на уроке перед учащимися были поставлены определенные задачи: во-первых, они могут выступать в роли экспертов по оценке представленных проектных заданий (при наличии определенного опыта), а во-вторых, их погружение в тему проекта одноклассника может быть началом собственного творческого (или исследовательского) задания: например, шестиклассники на уроке по деепричастию получили задание написать краткую статью о том, что такое деепричастие, для лингвистического справочника. Очень важно при применении проектной методики на уроке включить в активный познавательный процесс всех учащихся. Поэтому постановка проблемы учителем или самими учениками на уроках необходима. Задания могут быть самого разного характера: составить каталог пословиц по темам, описать алгоритм применения правила, составить словарик терминов по теме и т.п. Задания могут быть обращены как к целому классу, так и к группам учащихся, а также могут быть индивидуальными. Вообще элементы проектной деятельности можно использовать на разных этапах уроков, если в этом есть педагогическая целесообразность. Так, при выполнении упражнений по русскому языку ставим вопросы: с какой целью я выполняю это задание, упражнение? зачем это нужно делать? Таким образом учим целеполаганию.
На этапе постановки проблемы развивается умение учащихся переводить проблему в формат задачи. Например, при выполнении внеклассного проекта Всех скороговорок не перескороговоришь пятиклассники не только оценили, как появилась идея (в результате уроков по фольклору и звукописи, чтения стихотворения С. Михалкова, личного опыта общения с маленькими детьми), но и сформулировали проблему сами: как написать скороговорку. А это уже предполагает разработку стратегии выполнения задания.
Одиннадцатиклассники при создании учебного проекта Блок и Ахматова. Поэтика символизма и акмеизма сформулировали проблему (Чем отличаются два направления (символизм и акмеизм) русской поэзии Серебряного века?) в ходе самостоятельной работы над темой Поэзия серебряного века и определили стратегию поиска ответа на данный вопрос - сопоставление и сравнение конкретных поэтических произведений двух представителей поэзии серебряного века, чтение источников, анализ, выводы.
Таким образом, мы подошли ко второму этапу выполнения проекта - организация деятельности. Этот этап предполагает планирование своей работы. Интересно сравнить, как планируют свою деятельность в процессе выполнения проектов пятиклассники и одиннадцатиклассники.
Проект учащихся 5 класса Страна Фразеология Проект учащихся 11 класса Блок и Ахматова. Поэтика символизма и акмеизма
Составим рассказ.Попробуем вставить в него фразеологизмы. Проследим, стал ли от этого рассказ выразительнее.
Проиллюстрируем некоторые фразеологизмы. Почему рисунки получились комичными?
Найдем в литературе сведения о фразеологизмах. Попробуем, объяснить, в чем их особенности.
Поищем значение и происхождение некоторых фразеологизмов. Попробуем составить с ними небольшие тексты. Придают ли фразеологизмы точность и выразительность нашей речи?
Подберем задания для третьеклассников. Проведем викторину. (При этом узнаем особенности младшего школьного возраста и решим, каким должен быть для них рассказ, который мы подготовим).
Сделаем интересное представление на фестивале школьных проектов!
Сопоставить стихотворения Александра Блока Предчувствую тебя: и Анны Ахматовой Сжала руки под темной вуалью:Прочитать статьи Н. Гумилева Наследие символизма и акмеизм (1913) и О. Мандельштама Утро акмеизма (1912). Сравнить их с ранее прочитанными статьями о символизме
Прочитать статьи критиков о поэтической манере поэтов (В. Брюсов, О. Форш, К Чуковский, Ю. Айхенвальд. Б.Эйхенбаум)
Сделать выводы об отличии поэтики символистов и акмеистов
Как видно, пятиклассники поставили целью не только разработать теоретические вопросы, но и включили в свой план задания прикладного характера. Не всегда планы учеников полностью соответствуют поставленным задачам, но это их самостоятельный труд, который, кстати, подвергается анализу в ходе рефлексии. Одиннадцатиклассники подошли к планированию с определенным опытом исследовательской работы, поэтому в их плане отражен поиск информации, работа с источниками, мыслительные операции.
На этапе организации деятельности, особенно если это групповой проект, развивается умение включиться в дело, войти в группу, приняв на себя определенную роль - разработчика идеи, оптимиста, скептика, исполнителя и т.п. Для учеников это очень важный социальный опыт.
Организация деятельности обычно проходит в форме круглых столов, мозговых штурмов, дискуссий, ролевых игр.
Мы живем в информационном обществе. Общепризнано, что невозможно до бесконечности насыщать память человека информацией, знаниями. Гораздо важнее научить наших учеников работе с информацией. На этапе осуществления деятельности (исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний) развиваются самые, пожалуй, важные для современного общества компетенции - это умение искать информацию и умение работать с информацией. Умение искать информацию предполагает навыки использования учебной, научной литературы, сети Интернет (очень важно, чтобы ученики осознавали, что в сети Интернет часто представлены не проверенные никем факты, поэтому знакомимся с образовательными порталами, виртуальной школой Кирилла и Мефодия, сайтами дистанционного обучения и т.п.). На уроках, факультативных курсах учимся рациональному чтению. Разработана памятка Учимся рациональному чтению с использованием книги И.В.Галлингер. Культура речи. Нормы современного русского языка. М., 1994. С ее помощью ученики овладевают техникой просмотрового чтения, сканирования (с применением таблиц Шульте), ознакомительного и изучающего чтения.
Важным аспектом развития ключевых компетенций является умение работать с информацией (выделять в информации главное, оценивать логическую структуру материала, систематизировать имеющийся материал, составлять из него в соответствии с поставленной целью различные тексты (письменные и устные); сравнивать, делать выводы, интерпретировать и структурировать полученную информацию). Развитию этого умения служит не только исполнение относительно больших по объему исследований, но и задания соответствующего характера на уроке. Примером работы с информацией может служить комплексный анализ текста, подготовка к работе с текстом части С ЕГЭ. При этом обязательны задания: определи тему текста, его основную мысль, определи смысловые отрывки, выдели ключевые слова и выражения, проследи, как развивается мысль в тексте (микротемы), какие приводятся аргументы в доказательство позиции автора и т.п.
В групповых проектах на этапе исследовательской работы развивается и важное умение обмениваться информацией с другими лицами; высказывать собственное мнение и отношение к фактам, событиям, явлениям, развиваются важнейшие коммуникативные и социальные компетенции (продуктивное общение со сверстниками, техникой, информацией, умение сотрудничать, договариваться, нести ответственность).
На этапе осуществления деятельности ученики овладевают важным умением организовать свою деятельность, воспитывают в ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1473

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340