Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Интегрированный урок (экономика + обществознание) по теме Экономическая политика государства - Преподавание экономики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание экономики

Интегрированный урок (экономика + обществознание) по теме Экономическая политика государства


Автор(ы): Юдинцева Ольга Владимировна, учитель экономики; Лымарь Елена Фёдоровна, учитель истории и обществознания


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель: рассмотреть роль государства в рыночной экономике, сформировать первоначальные представления и базовые умения, необходимые для ориентации в экономической жизни.
Задачи:
  • Уметь выделять основные экономические функции государства;
  • Уметь объяснить причины существования государственного сектора в рыночной экономике;
  • Знать важнейшие направления вмешательства государства в экономику;
План:
  1. Какие функции выполняет государство в экономической жизни?
  2. Какие существуют основные методы воздействия государства на экономику?
  3. Должны ли существовать пределы вмешательства государства в экономику? Если да, то почему?

Ход урока

Учитель экономики: В связи с тем, что в едином государственном экзамене по обществознанию введено большое количество вопросов, связанных с экономикой, мы решили провести бинарный урок экономики и обществознания. Итак, начинаем наш урок.
Давайте вспомним достоинства и недостатки рыночной экономики. Одна команда называет достоинства, другая – недостатки. (Обсуждают 1 минуту, называют).
(на доске 3 слайд) (Приложение 4)
Учитель экономики: Вопрос? Что нужно, чтобы преодолеть или смягчить негативные последствия рынка?
Ответ: Вмешательство государства.
Учитель экономики: Но ведь государство такое огромное, например как наше, неразворотливое, бюрократическое, разве оно способно решать экономические проблемы лучше, чем сами участники рынка?
Учитель обществознания: Чтобы ответить на этот вопрос, давайте рассмотрим
  • какие функции выполняет государство в экономической жизни?
  • какие существуют основные методы воздействия государства на экономику?
  • должны ли существовать пределы вмешательства государства в экономику?
Если да, то почему? (4 слайд).
Итак, тема нашего урока: “Экономическая политика государства”. (5 слайд).
(Записали в тетради.)
Учитель обществознания: Дискуссия о роли государства в экономике имеет длительную историю.
В средние века была открыта первая школа политической экономии – школа меркантилистов. Меркантилист – от итальянского mercante –торговец, купец (6 слайд).
Меркантилисты провозглашали активное вмешательство государства в экономику.
Они утверждали, что главный показатель богатства страны – количество золота.
В связи с этим они призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт.
Против меркантилистов выступали физиократы.
Физиократ – от греческого – physis – природа и kratos – власть.
Управление экономическим процессом излишне (процессы идут естественно, как в природе).
Они являлись представителями классической школы политической экономии второй половины 18 в во Франции и выступали за свободную торговлю).
“Чем меньше правительство “правит”, тем лучше и для него и для экономики”
Знаменитый английский экономист Адам Смит так же считал, что государству не нужно надзирать и контролировать хозяйственную деятельность отдельных людей (7 слайд). Но было бы неверно утверждать, что А.Смит вообще отрицал регулирующую роль государства. Согласно его взглядам государство должно ограждать общество от насилия и внешней агрессии, защищать жизнь и имущество граждан, содержать армию, полицию, органы правосудия.
В к 19 в – нач. 20 в на смену эпохе свободной конкуренции пришли монополии, захватившие производство и рынок сбыта товаров.
В 1929–1933 гг разразился экономический кризис. Он охватил почти все страны мира. В результате кризиса без работы оказалось почти 30% населения земного шара (8 слайд).
На фотографии изображены две женщины. Они пытаются отыскать среди отбросов на рыночной площади одного из австрийских городов что – нибудь съедобно (9 слайд).
В годы кризиса в США были открыты специальные столовые для безработных. Многие люди могли существовать только благодаря пожертвованиям различных благотворительных организаций (10 слайд).
В 20–30 гг. безработные не рассчитывали на поддержку государства, многие оказались на улице или в ночлежке т. к. не могли оплачивать жилье (11 слайд).
Кризис заставил ученых – экономистов пересмотреть многие из положений экономических теорий.
Создателем новой теории, опровергающей взгляды классиков на роль государства, стал Джон Кейнс (12 слайд).
Он родился 5 июня 1883 г в Кембридже, в семье известного экономиста.
По окончанию университета стал преподавателем экономической теории.
В 1925 г женился на русской балерине Лидии Лопуховой и прожил с ней всю жизнь (она была моложе его на 12 лет).
Вместе с женой Кейнс посещал Россию дважды, в 1925 г (в годы нэпа) и в 1928 г, в разгар индустриализации. Второй приезд Кейнса сильно разочаровал, он так и не принял советских методов планирования и пренебрежение к частной собственности.
В 1936 г Кейнс выпустил свою знаменитую книгу, которая называлась “Общая теория занятости, процента и денег”
Книга Кейнса буквально перевернула современную ему теорию и вошла в историю экономической мысли под названием “кейнсианская революция”.
Главная новая идея “Общей теории…” состоит в том, что система рыночных отношений не является совершенной и саморегулируемой.
Во время второй мировой войны эта точка зрения стала господствующей во всем мире и взгляды Кейнса оказали огромное влияние на мировую экономическую жизнь и на организацию хозяйственной жизни в различных странах.
Учитель экономики: Сегодня ведущие государства мира становятся все более активными участниками рыночных отношений. Они берут на себя решение тех задач, которые свободный рынок решить не в состоянии.
Вмешательство государства в экономику преследует определенные функции.
Какие функции ложатся на государство?
На этот вопрос вы ответите самостоятельно, изучив текст, который находится на ваших столах. (Приложение 1).
Выявить экономические функции государства из предложенных текстов.
  1. При конкуренции именно решения многих продавцов и покупателей о предложении и спросе определяют рыночные цены. А эти последние, в свою очередь, определяют выбор альтернативных благ потребителями и пропорции распределения ресурсов между различными отраслями. Когда монополия заменяет собой конкуренцию, продавцы могут воздействовать на рынок и манипулировать ценами к собственной выгоде и в ущерб общества в целом. Монопольная цена, как правило, выше той, которая устанавливается на совершенно конкурентном рынке, а количество выпускаемой монополией продукции – меньше конкурентного. Последнее означает, что наличие монополии приводит к неэффективному распределению ресурсов и благ в сравнении с конкурентным рынком. Кроме того, в условиях монополии суверенитет потребителя заменяется диктатом производителя на рынке. Какая функция государства вытекает из данной ситуации?
  2. Существуют определённые виды товаров и услуг (например, “Реклама медицинских услуг, медицинских изделий и лекарственных средств”; освещение и уборка улиц, тушение пожаров, регулирование дорожного движения и пр.), называемые общественными благами, которые рыночная система вообще не намерена производить, поскольку особенности потребления этих благ таковы, что частным фирмам просто не выгодно их производить. Это, безусловно, приводит к неэффективному распределению ресурсов, т.к. потребность общества в этих благах не редко бывает чрезвычайно велика. Назовите вторую экономическую функцию государства.
  3. Химический комбинат через атмосферные выбросы загрязняет окружающую территорию и от этого гибнут пчёлы. Это никак не беспокоит дирекцию комбината, но очень волнует людей, держащих пасеки. Им бы хотелось, чтобы комбинат поставил мощные очистные сооружения, и тогда воздух оставался бы чистым.
  4. Пасечники никоим образом не участвуют в управлении комбинатом или формировании цен на его продукцию, а следовательно, их интерес рынок учесть не может. Покупатели химической продукции также не заинтересованы в дополнительных затратах на очистку воздуха, поскольку это вызовет удорожание покупаемого товара. В результате загрязнение полей оказывается эффектом как бы внешним, посторонним по отношению к рынку химической продукции и никак не учитывается в формировании цен на нём. Каким образом можно выйти из сложившейся ситуации?
  5. Цена, которую обществу приходиться платить за ускорение роста общего уровня благосостояния всех граждан страны – это неравенство доходов. Чем выше различия в уровнях жизни между богатыми и бедными, тем сильнее недовольство последних. Экономисты давно установили, что различие в доходах становится опасным для социального мира в стране, если оно становится чрезмерно большим и увеличивается слишком высокими темпами. Какова экономическая функция государства?
(13 слайд) (записать в тетрадь).
Учитель экономики: Итак, сегодня является очевидным тот факт, что ни одна экономика – ни рыночная, ни командная – не имеет врожденного иммунитета против двух тяжелых хронических болезней – инфляции и монополизма, то обязанностью именно государственных органов является разработка и принятие мер по борьбе с этими явлениями.
Ну а какие же государство использует методы воздействия на экономику?
На этот вопрос вы ответите самостоятельно, изучив текст. (Приложение 2).

Документ 2

Все используемые государством методы воздействия на экономику можно разделить на два направления: прямое и косвенное.
Прямое регулирование
предполагает использование преимущественно административных методов. Государство принимает законы, призванные упорядочить взаимоотношение участников рыночной системы. Особое место среди этих законов занимает, так называемое, антимоно...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.03.11 | Просмотров: 3843

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340