Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Воспитательная система школы как фактор повышения личностного роста гимназиста - Работа с родителями - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Работа с родителями

Воспитательная система школы как фактор повышения личностного роста гимназиста


Автор(ы): Красноперова Татьяна Вадимовна, учитель музыки, руководитель структурного подразделения


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Возросший интерес к утверждению приоритетности воспитания становится совершенно очевидным, что проявляется в преобразовании деятельности разных образовательных учреждений и направлено на моделирование воспитательных систем в школах. Они в большей мере способны позитивно воздействовать на личностное развитие школьников. Поэтому, в сфере образования, в настоящее время проблема формирования личности справедливо занимает одно из главных мест и рассматривается достаточно широко и многоаспектно.
В связи с этим цель данной статьи понять важность и необходимость создания воспитательной системы школы как ведущего фактора, способствующего повышению личностного роста школьника, а также показать оптимальные пути и подходы к построению воспитательной системы в конкретном образовательном учреждении.
В настоящее время все современные школы условно можно разделить на две части, одна из которых направлена ТОЛЬКО на получение ЗУНов, другая – на формирование ценностных ориентиров и лучших качеств личности.
Казалось бы, в том и другом случае конечным продуктом является сформированная и самоопределившаяся в социуме ЛИЧНОСТЬ школьника. Однако становится очевидным, что в результате “лики” у этой личности получаются достаточно разнообразные, более того некоторые из них крайне нежелательны для нашего общества.
Рассмотрим более подробно пути и подходы современных школ к проблеме формирования личности в условиях этой двойственной направленности.
В первом случае, как уже было сказано, многие школы главной целью считают знания, умения, навыки и этому подчинена вся жизнь их школы. Только этому посвящены все педагогические поиски, новации, формы и средства обучения.
В этом случае дети, чаще всего, являются средством достижения цели, а значит “человеческим материалом”, который призван реализовать идею обширного, современного образования.
На данном этапе важно отметить, что именно образованные и умные люди, бывшие наши школьники, выпускники в определенный момент становятся крайне опасными. Среди них встречаются жестокие, невоспитанные, социально не адаптированные к жизни люди. Также не исключены случаи встречи из их числа с представителями преступного мира, духовно нищими и морально убогими.
Таким образом, степень сформировавшейся их субкультуры позволяет им осознанно наносить значительный вред обществу и, в особенности, подрастающему поколению. В этом случае все, полученные ими знания, направлены на уничтожение общества и разложение его нравственных устоев.
Об этом свидетельствуют различные “изобретения”, которыми часто пользуются “наши дети”. К ним можно отнести взрывчатые устройства, различного уровня махинации, виртуальную зависимость и прочее. Это следствие того, что у данной категории людей полностью отсутствует человеческий фактор.
В недалеком будущем они были успешными и компетентными школьниками в своей возрастной категории, а также в разных предметных и научных областях. Они являлись неоднократными победителями и призерами олимпиад, конкурсов различного уровня, участниками престижных фестивалей и других мероприятий, проводимых в школе и за ее пределами. Они с большой активностью воспитывали в себе ведущее качество личности “конкурентоспособность”, стремились стать востребованными на рынке труда.
Однако, в данном случае, становится очевидным и понятным, что была совершена серьезная ошибка. Она проявилась в том, что человеческий фактор не стал важной составляющей личностного роста школьника в том образовательном учреждении, где обучался этот ребенок.
В этом конкретном случае доминировала функция сбора и обработки информации в корыстных целях, но не направленная на благо общества, государства и Человечества в целом. Ценностный ориентир Человека с его нравственными установками как главного субъекта страны был утрачен.
Наряду с этим, другие школы нашли иной путь, где главной целью был избран Человек, его развитие. Все же остальное (и, прежде всего, обучение) является и становится для них условием для этого развития.
В первом случае мы имеем дело с дидактическими системами, как правило, линейными, жесткими, напряженными. Они замыкаются в узкие рамки школьных учебных предметов, что не позволяет в полной мере самореализоваться школьнику как личности, проявить свои человеческие качества в пространстве социума.
Во втором случае школы пытаются создать воспитательные системы, адекватные современным условиям, требованиям и ситуациям. Эти системы гибкие, самоуправляемые, демократичные. Они опираются на добрые традиции российского образования, уважают традиции народной политики и главное – не боятся их развивать.
Гимназия также сделала свой выбор, избрав вариант второго пути и, поставив на нем приоритетный акцент. Такой выбор был сделан неслучайно, поскольку тесно соприкасается с гражданским заказом, сформулированным обществом и семьей для конкретного ученика в конкретном образовательном учреждении. Вместе с тем педагогический коллектив и родители считают, что человеческий фактор необходим и важен для человека как гражданина, интеллектуала, интеллигента – таковым видится им продукт совместной деятельности и результат высоконравственной личности.
При разработке программы развития пришлось достаточно много беседовать с коллегами, обсуждать разные уже существующие и предполагаемые версии по поводу воспитательных аспектов в гимназии. В результате этого следует отметить, что в рамках задуманной модели-образа “Гимназия-центр” избрание второго пути станет наиболее важным как для формирования самого гимназиста как Человека и более того – гимназиста как Личности, в дальнейшем, востребованной современным обществом (рис. 1), (рис. 2).
В данной модели определены формы взаимодействия с социумом, а также направления отношений с конкретными центрами, выполняющими образовательную функцию, разработан и представлен комплекс целевых образовательных программ и проектов, определен ведущий орган соуправления, включающий следующих субъектов образования:
  • гимназисты – представители ассоциации “Вечный двигатель”;
  • педагоги – организаторы и координаторы образовательного процесса;
  • родители – представители фонда развития гимназии “Интеллект. Культура. Творчество”.
Модель-образ “Гимназия-центр” представлен мегапроектом “ТРИУМФ”, составляющими которого являются 3 метапроекта как три будущих системных модели исследования разделов конкретного объекта. Их ценностная ориентация принадлежит категориям “Гражданин, Интеллектуал, Интеллигент”, которые рассматриваются через ценностные ориентиры “Человек, Культура, Творчество”.
Процессы, происходящие извне и внутри образовательного учреждения, образуя культурно-образовательное пространство города, максимально направлены на создание необходимых условий в гимназии для формирования личности гимназиста. В связи с этим, в настоящее время, усиленно совершенствуются формы, методы и приемы индивидуальной работы со школьниками. Они направлены на развитие их творческих способностей и результатов личностных достижений, которые широко представлены в индивидуальных портфолио учащихся.
Понятно, что для формирования необходимых личностных качеств важны условия, в которых будет развиваться Человек, будущий представитель нашего общества и государства. Тем самым происходит формирование воспитательного пространства как педагогически целесообразной организованной социальной среды, окружающей как отдельного ребенка, так и множество детей. Безусловно, такую работу необходимо строить в соответствии с задачами возрастного развития школьников (приложение 1).
По законам вселенной полноценное развитие возможно только при взаимодействии с миром, обществом, другими людьми, поэтому для гимназиста такой средой общения выступает, прежде всего, классный коллектив.
В связи с этим, появляются новые подходы, и технологии по созданию целостных моделей воспитательных систем не только школы в целом, но и класса в отдельности. Все они направлены на работу в классном коллективе с конкретной возрастной категорией, по сплочению школьников в единую ячейку партнеров и единомышленников.
В основе их взаимодействия должны стоять общие интересы школьников, их взгляды, суждения и отношения к различным категориям ценностей “человек, культура, общество, природа, мир” и др., а также принципам к их освоению и познанию.
В соответствии с гражданским заказом семьи гимназия также вышла на новую ступень образовательной политики, где ведущее место занимает личность, воспитанная на позициях гражданственности, интеллектуальности, интеллигентности. Следовательно, продукт, который мы должны получить на выходе – это, прежде всего, Человек, в котором сочетаются качества личности, присущие гражданину общества, интеллектуалу как человеку с высокой степенью интеллектуального и умственного развития, интеллигенту как человеку образованному с высокой внутренней культурой, нравственными и ценностными установками.
Основная идея нашла свое отражение в радикальной инновации, которая сформулирована и представлена в программе развития гимназии как создание воспитательной системы школы. На наш взгляд, именно воспитательная система школы способна стать основой для построения модели будущей новой системы отношений в российском обществе и государстве в целом.
На данном этапе необходимо сформировать понятийное поле, в котором обозначенная нами проблема будет рассматриваться под конкретным понятийным вектором. Для этого важно развести эти понятия и разобраться в сущности каждого из них.
Необходимо более глубоко вникнуть в содержание и суть этих понятий, поскольку в процессе проектирования собственных моделей воспитательных систем параллели, а затем класса в конкретном образовательном учреждении важно четко представлять себе сущность и отличительные особенности понятий: воспитательная система, воспитательная система класса, воспитательная система школы (ВСШ). В эти понятия мы вкладываем следующий смысл:
Воспитательная система – система организации целостного педагогического процесса – целостность, единство компонентов педагогического процесса, находящихся в определенных отношениях и связях друг с другом, а также в непрерывном единстве с окружающей средой, во взаимодействии с которой воспитательная система проявляет свою целостность.
Воспитательная система школы (ВСШ)– сложное психолого-социо-педагогическое образование, неравновесное, саморегулируемое и управляемое. Эта система открытая: она не только успешно взаимодействует с ближним и дальним социумом, но, осваивая его, сама становится мощным средством социализации. Она имеет сложную структуру, состоит из компонентов, скрепленных системными связями, осуществляет соединение частей системы в единое целое и обеспечивается ее управленческим блоком.
Воспитательная система класса – это целостность, единство компонентов педагогического процесса, находящихся в определенных отношениях и связях друг с другом, а также в неразрывном единстве с окружающей средой, во взаимодействии с которой воспитательная система класса проявляет свою целостность. Воспитательная система класса – это система организации целостного педагогического процесса, составляющими которого является обучение и воспитание.
В современной педагогической науке ведущими создателями теории воспитательных систем являются Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л.. Они достаточно продуктивно изучали сущность, структуру, функции, закономерности управления и развития воспитательной системы. В результате чего было установлено, что эффективность построения воспитательной системы школы, класса зависит от использования системного подхода в воспитательной деятельности. Поэтому одним из ведущих методологических подходов на всех возрастных ступенях в гимназии стал системный подход. Его целесообразность в процессе воспитания личности заключается в следующем:
  • личность школьника способна развиваться как целостная интегрированная система в целостном интегрированном педагогическом процессе при условии взаимосвязанных компонентов;
  • системный подход позволяет объединению усилий всех субъектов воспитания и максимально способствует повышению педагогического влияния на школьников;
  • воспитательная система позволяет с наименьшими затратами сил и времени педагогического коллектива соблюдать и удерживать новый режим жизнедеятельности образовательного учреждения;
  • системный подход позволяет осуществлять моделирование и создание условий для самореализации и самоутверждения личностей всех субъектов образовательного процесса (учащихся, педагогов, родителей);
  • создание воспитательной системы формирует модель-образ конкретного образовательного учреждения, что создает привлекательный бренд для индивидуальных членов школьных сообществ;
  • воспитательная система значительно расширяет возможности воздействия на личность.
Для создания действенной воспитательной системы в гимназии кроме системного подхода также были выделены и другие методологические подходы, такие как аксиологический, личностно-деятельностный, средовой, гендерный. Их реализация (наряду с традиционными подходами) базируется на ряде принципов (целостности, интегративности, вариативности, индивидуальности). Наряду с этим в гимназии определено методическое и ресурсное обеспечение качеством образования.
Построение воспитательной системы в гимназии осуществлялось в соответствии с наиболее существенными и важными компонентами, к которым относятся:
  • индивидуально-групповой компонент;
  • ценностно-ориентационный компонент;
  • функционально-деятельностный компонент;
  • пространственно-временной компонент;
  • управление, обеспечивающее развитие воспитательной системы школы.
Итак, основополагающий вектор задан.
В процессе моделирования воспитательной системы школы, параллели, класса важно видеть и представлять себе весь целостный продукт на каждой возрастной ступени, который создается командой единомышленников на протяжении 11 лет. Он представлен общей моделью выпускника гимназии (рис._2).
В соответствии с возрастными школами 1, 2, 3 ступени она имеет свой возрастной разворот, представляющий трехуровневую основу. Каждая из них конкретизирует характерные особенности выпускника, присущие каждой школе в соответствии с концептуальными ориентирами, заявленными в программе развития.
Уже на этом этапе в данной модели предстоит найти свою нишу, т.е. увидеть себя и определить свою роль как классного руководителя, учителя предметника, педагога-организатора, психолога, руководителя кафедры и других субъектов, участвующих в организации образовательного процесса.
Наряду с этим важно видеть перспективу движения в развитии гимназиста и его ретроспективу, т.е. ту основу и базис, которые были УЖЕ созданы и заложены в нем ранее, тем самым сохранить преемственные связи.
Для этого потребовалось более подробно раскрыть и конкретизировать общую модель выпускника, представляя ее разворот для школы 1, 2, 3 ступени. Чтобы выйти на уровень понимания ее сущностного значения и содержания, данную модель необходимо читать как по вертикали, так и по горизонтали, ч...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1398

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340