Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии
Конспект логопедического занятия
Автор(ы): Маленьких Любовь Александровна, учитель-логопед
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Бедность словаря, его слабая структурная организация, свойственные школьникам с разной структурой речевой патологии, являются одной из причин, вызывающих школьную дезадаптацию. Такие дети испытывают определённые трудности в школе при обучении русскому языку и чтению. Обследование вновь поступающих детей в школу ежегодно выявляет у них дефицит лексики, смысловых связей, синонимических и антонимических отношений, поэтому проблема формирования лексико-грамматических средств речи занимает важнейшее место в работе школьного логопеда, а вопрос о методике их развития и коррекции становится одним из самых актуальных. Учитывая современные психолингвистические представления А.Р.Лурии, Л.С.Выготского, Е.Н.Винарской, Н.И.Жинкина о слове, структуре его значения, закономерностях формирования лексико-грамматичексого строя в онтогенезе, нами были определены основные направления коррекционной работы с младшими школьниками с НВОНР и разработана система упражнений по формированию и расширению семантических полей. Решая противоречия между тематическим принципом построения логопедических занятий, и отсутствием упорядоченных практических материалов по организации семантического поля, данная работа проводилась на различных этапах логопедических занятий по коррекции недостатков устной и письменной речи младших школьников с НВОНР. Исследования психологов (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия и др.) показывают, что слово не только указывает на определённый предмет, действие, качество или отношение. Слово вызывает к жизни, актуализирует целый комплекс ассоциаций (семантическое поле), то есть за каждым словом обязательно стоит система разных связей: ситуационных, понятийных, звуковых и т.д. По мнению Л.С.Выготского, в процессе развития ребёнка само слово изменяет смысловую структуру, обогащается системой связей. Структура семантического поля выглядит следующим образом: - ядерное слово;
- ситуация;
- словообразование;
- антонимы;
- синонимы;
- слова переносного значения;
- омонимы;
- образные выражения;
- словоизменение;
- логические задачи.
Организация семантических полей включает задания по формированию словообразования и словоизменения, закрепление их в словосочетаниях, предложениях и связной речи. Наличие семантического поля позволяет ребёнку быстро производить отбор слов в процессе общения. Но ребёнок не способен сразу смоделировать объёмное семантическое поле. Формирование их идёт постепенно. Сначала моделируется небольшое поле, связанное с определённой ситуацией, затем оно расширяется. Проводимая работа по формированию и расширению семантического поля подготавливает речевые предпосылки для успешного преодоления специфических ошибок у младших школьников и для овладения ими орфографическими знаниями, умениями и навыками. Конспект логопедического занятия с учащимися 3 класса Тема: - логопедическая: выделение гласных звуков из слов;
- лексическая: цветы;
- грамматическая: нахождение и проверка безударных гласных в корне, проверяемых ударением.
Цели: - образовательные:
- упражнять в написании слов с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением;
- коррекционные:
- совершенствовать навыков звукобуквенного и слогового анализа и синтеза с опорой на схему и в умственном плане;
- уточнять и обогащать словарь в процессе формирования семантического поля слова «цветы», развития валентностей слов, введения в речь синонимов и антонимов;
- развивать функции словоизменения;
- воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе;
Оборудование: индивидуальные зеркала, настольная игра «Азбука-мозаика», предметные картинки, наглядность «цветок со съёмными лепестками», карточки со словами-опорами. ХОД ЗАНЯТИЯ I. Организационный момент 1. Произнесение гласных с использованием индивидуальных зеркал (подробное рассмотрение артикуляции гласных звуков). 2. Из ряда букв запомнить гласные и найти соответствующую букву в азбуке-мозаике Р, А, В, И, К; О, З, Х, Ш, У; Л, Х, Ы, Э, Т, Ф, М; Логопед: – Какие гласные буквы вы еще знаете? – Назовите все 10 гласных букв. 3. Сообщение темы занятия Логопед: Очень много хлопот доставляют нам гласные буквы на письме. Ведь часто мы слышим один звук, а обозначаем его на письме совсем другой буквой. Вы должны знать, что если гласная стоит под ударением, то она как слышится, так и пишется. А если гласная безударная? Дети: Значит необходимо подобрать родственное слово, в котором сомнительная гласная стоит под ударением. Логопед: Сегодня мы будем находить гласные в корне слова, определять в какой позиции они находятся, и учиться проверять безударные гласные в корне слова. (Дети записывают тему занятия в тетрадях) II. Основная часть 1. Развитие фонематического анализа и синтеза. Логопед: А название наших помощников вы определите, если правильно подберете слово к схеме. (На магнитной доске картинки: цветок, дерево, яблоко и звуковые схемы) 2. Расширение и уточнение словаря через формирование семантического поля слова «цветы», развитие валентностей слов. Логопед: Нашими помощниками будут цветы, а именно вот этот цветок. Но посмотрите, какой он некрасивый. У него нет лепестков. Мы украсим его, прикрепим лепестки. Но при этом вы должны выполнить одно условие: на каждом лепестке вы должны написать слово, связанное с цветком. Однокоренные слова Логопед: Запишите однокоренные слова для слова «цветок». (Дети записывают слова на лепестках цветка. Слова: цветы, цветочек, цветной, цветотовод, цветочница, цветущий, цветной, цветочный, цвести) В помощь логопед задает вопросы: а) помещение, где растут цветы; б) человек, который выращивает цветы; в) женщина, которая продает цветы; г) киоск, в котором продают цветы. Логопед: – Выделите общую часть родственных слов. – Какая гласная стоит после буквы в? – Как называется общая часть родственных слов? – Поставьте ударение. – В какой позиции находится гласная в корне? – Как проверить правильность ее написания? (Лепестки с написанными словами прикрепляются к цветку). Слова, обозначающие признаки предмета Логопед: Ребята, а какие бывают цветы? (На каждом лепестке написан вопрос. Вопросы: Как называются цветы, растущие в поле, в лесу, в комнате? Цветы, растущие весной? Цветы, которые пахнут?) Логопед: Ответьте на вопрос и запишите слово-ответ на обратной стороне лепестка. (Ответы: полевые, луговые, лесные, комнатные, весенние, пахучие). Логопед: – Поставьте ударение. – В каких словах ударение падает на гласную в корне? – В каких словах есть безударная в корне? – Подберите проверочные слова. (Проверочные слова: поле, лес, весны, пахнет. Дети записывают слова на лепестках и прикрепляют их ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.03.14 | Просмотров: 2918
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|