Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Конспект логопедического занятия - Общепедагогические технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии

Конспект логопедического занятия


Автор(ы): Маленьких Любовь Александровна, учитель-логопед


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Бедность словаря, его слабая структурная организация, свойственные школьникам с разной структурой речевой патологии, являются одной из причин, вызывающих школьную дезадаптацию. Такие дети испытывают определённые трудности в школе при обучении русскому языку и чтению.
Обследование вновь поступающих детей в школу ежегодно выявляет у них дефицит лексики, смысловых связей, синонимических и антонимических отношений, поэтому проблема формирования лексико-грамматических средств речи занимает важнейшее место в работе школьного логопеда, а вопрос о методике их развития и коррекции становится одним из самых актуальных.
Учитывая современные психолингвистические представления А.Р.Лурии, Л.С.Выготского, Е.Н.Винарской, Н.И.Жинкина о слове, структуре его значения, закономерностях формирования лексико-грамматичексого строя в онтогенезе, нами были определены основные направления коррекционной работы с младшими школьниками с НВОНР и разработана система упражнений по формированию и расширению семантических полей.
Решая противоречия между тематическим принципом построения логопедических занятий, и отсутствием упорядоченных практических материалов по организации семантического поля, данная работа проводилась на различных этапах логопедических занятий по коррекции недостатков устной и письменной речи младших школьников с НВОНР.
Исследования психологов (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия и др.) показывают, что слово не только указывает на определённый предмет, действие, качество или отношение. Слово вызывает к жизни, актуализирует целый комплекс ассоциаций (семантическое поле), то есть за каждым словом обязательно стоит система разных связей: ситуационных, понятийных, звуковых и т.д. По мнению Л.С.Выготского, в процессе развития ребёнка само слово изменяет смысловую структуру, обогащается системой связей.
Структура семантического поля выглядит следующим образом:
  • ядерное слово;
  • ситуация;
  • словообразование;
  • антонимы;
  • синонимы;
  • слова переносного значения;
  • омонимы;
  • образные выражения;
  • словоизменение;
  • логические задачи.
Организация семантических полей включает задания по формированию словообразования и словоизменения, закрепление их в словосочетаниях, предложениях и связной речи.
Наличие семантического поля позволяет ребёнку быстро производить отбор слов в процессе общения. Но ребёнок не способен сразу смоделировать объёмное семантическое поле. Формирование их идёт постепенно. Сначала моделируется небольшое поле, связанное с определённой ситуацией, затем оно расширяется.
Проводимая работа по формированию и расширению семантического поля подготавливает речевые предпосылки для успешного преодоления специфических ошибок у младших школьников и для овладения ими орфографическими знаниями, умениями и навыками.

Конспект логопедического занятия с учащимися 3 класса

Тема:
  • логопедическая: выделение гласных звуков из слов;
  • лексическая: цветы;
  • грамматическая: нахождение и проверка безударных гласных в корне, проверяемых ударением.
Цели:
  • образовательные:
    • упражнять в написании слов с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением;
  • коррекционные:
    • совершенствовать навыков звукобуквенного и слогового анализа и синтеза с опорой на схему и в умственном плане;
    • уточнять и обогащать словарь в процессе формирования семантического поля слова «цветы», развития валентностей слов, введения в речь синонимов и антонимов;
    • развивать функции словоизменения;
  • воспитательные:
    • воспитывать бережное отношение к природе;
Оборудование: индивидуальные зеркала, настольная игра «Азбука-мозаика», предметные картинки, наглядность «цветок со съёмными лепестками», карточки со словами-опорами.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
1. Произнесение гласных с использованием индивидуальных зеркал (подробное рассмотрение артикуляции гласных звуков).
2. Из ряда букв запомнить гласные и найти соответствующую букву в азбуке-мозаике
Р, А, В, И, К;
О, З, Х, Ш, У;
Л, Х, Ы, Э, Т, Ф, М;
Логопед:
– Какие гласные буквы вы еще знаете?
– Назовите все 10 гласных букв.
3. Сообщение темы занятия
Логопед: Очень много хлопот доставляют нам гласные буквы на письме. Ведь часто мы слышим один звук, а обозначаем его на письме совсем другой буквой. Вы должны знать, что если гласная стоит под ударением, то она как слышится, так и пишется. А если гласная безударная?
Дети: Значит необходимо подобрать родственное слово, в котором сомнительная гласная стоит под ударением.
Логопед: Сегодня мы будем находить гласные в корне слова, определять в какой позиции они находятся, и учиться проверять безударные гласные в корне слова.
(Дети записывают тему занятия в тетрадях)
II. Основная часть
1. Развитие фонематического анализа и синтеза.
Логопед: А название наших помощников вы определите, если правильно подберете слово к схеме.
(На магнитной доске картинки: цветок, дерево, яблоко и звуковые схемы)
2. Расширение и уточнение словаря через формирование семантического поля слова «цветы», развитие валентностей слов.
Логопед: Нашими помощниками будут цветы, а именно вот этот цветок. Но посмотрите, какой он некрасивый. У него нет лепестков. Мы украсим его, прикрепим лепестки. Но при этом вы должны выполнить одно условие: на каждом лепестке вы должны написать слово, связанное с цветком.
Однокоренные слова
Логопед: Запишите однокоренные слова для слова «цветок».
(Дети записывают слова на лепестках цветка. Слова: цветы, цветочек, цветной, цветотовод, цветочница, цветущий, цветной, цветочный, цвести)
В помощь логопед задает вопросы:
а) помещение, где растут цветы;
б) человек, который выращивает цветы;
в) женщина, которая продает цветы;
г) киоск, в котором продают цветы.
Логопед:
– Выделите общую часть родственных слов.
– Какая гласная стоит после буквы в?
– Как называется общая часть родственных слов?
– Поставьте ударение.
– В какой позиции находится гласная в корне?
– Как проверить правильность ее написания?
(Лепестки с написанными словами прикрепляются к цветку).
Слова, обозначающие признаки предмета
Логопед: Ребята, а какие бывают цветы?
(На каждом лепестке написан вопрос. Вопросы: Как называются цветы, растущие в поле, в лесу, в комнате? Цветы, растущие весной? Цветы, которые пахнут?)
Логопед: Ответьте на вопрос и запишите слово-ответ на обратной стороне лепестка.
(Ответы: полевые, луговые, лесные, комнатные, весенние, пахучие).
Логопед:
– Поставьте ударение.
– В каких словах ударение падает на гласную в корне?
– В каких словах есть безударная в корне?
– Подберите проверочные слова.
(Проверочные слова: поле, лес, весны, пахнет. Дети записывают слова на лепестках и прикрепляют их ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.03.14 | Просмотров: 2918

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340