Главная / Методические материалы / Преподавание экологии
Методика организации экологической тропы
Автор(ы): Шахаева Ирина Борисовна, учитель географии, заместитель директора школы по НМР
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Пояснительная записка Любовь к природе у детей не приходит сама собой – ее нужно пробудить. Дети школьного возраста, включая старшеклассников, проявляют заботу и бережное отношение лишь к тем объектам природы, о которых имеют достаточно глубокие и разносторонние знания, в других случаях в их поведении проявляется нейтрально-безразличное отношение, а часто и просто отрицательное. Особенность процесса экологического обучения и воспитания на тропах природы состоит в том, что он строится на основе не дидактически назидательного, а непринужденного усвоения информации, ценностных ориентаций и идеалов, норм поведения в природном окружении. Достигается путем органического сочетания отдыха и ползнания во время движения по маршруту тропы. Что касается связи воспитания с отдыхом, то где, как не на природе, можно показать ее красоту, а порой просто общительность. Перед натиском человека, убедить в том, что природа, по выражению Е. Евтушенко, сама “просит нашей помощи, защиты и любви”. Оборудование тропы не должно быть самоцелью, это одна из форм работы в системе экологического образования и воспитания подрастающего поколения. Если ее правильно организовать, то это позволит раскрыть детям свои творческие способности, сочетать умственный и физический труд по изучению, оценке состояния и охране окружающей природной среды, что в свою очередь даст возможность применить знания детей, почерпнутые из школьного курса. А самостоятельная исследовательская работа укрепляет взаимосвязь интеллектуального и эмоционального начал в школьниках. В итоге рождается важнейшее свойство личности – убежденность беречь природу, опираясь не только на знания, полученные из книг, но и на личный опыт школьника. В процессе общения с природой у него вырабатываются навыки правильного поведения, разумного, сознательного отношения к природе, и особенно этому помогает экскурсионное обслуживание тропы самими учащимися. А ситуации, в которых учащиеся становятся организаторами, “учителями” и пропагандистами, не только повышают их экологическую грамотность, но и формируют многие свойства их личности. Учебные экологические тропы – это наиболее специализированные в целях обучения маршруты в природе. Их протяженность редко превышает 2 км из расчета проведения учебных экскурсий до 3 часов. Такие тропы рассчитаны, прежде всего, на использование учащимися, поэтому должны быть легкодоступны, и находится в зеленых зонах вблизи населенных пунктов. Основные посетители тропы – организованные учебные группы от младших школьников до педагогов. Цели: - расширять элементарные сведения об объектах, процессах и явлениях окружающей природы;
- научить видеть, замечать различные проявления антропогенного фактора, которые можно наблюдать в зоне маршрута тропы, и уметь комплексно оценивать среду;
- способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека, как части общей культуры взаимоотношений людей друг с другом, так и отношения человека к природе.
Задачи: - экологическое обучение и воспитание;
- отдых посетителей;
- сохранение природы в прилегающей зоне.
Требования к выбору маршрута тропы: 1. Привлекательность: - красота ландшафта – это его интуитивно ощущаемая полезность;
- каждая тропа должна быть непохожа на другие;
- тропа не должна быть монотонной;
2. Доступность: - необходимо, чтобы тропа располагалась сравнительно недалеко от населенного пункта и чтобы к ее началу вели хорошие подъездные дороги: посетитель не должен ощущать физической и нервной усталости к ому моменту, как он сделает первый шаг по тропе;
- трасса тропы не должна представлять большой опасности или сложности прохождения, чтобы физическая усталость не уничтожила способности наслаждаться пейзажем, стремления к познанию, восприимчивости к воспитанию.
3. Информативность: - способность удовлетворять познавательные потребности людей в области географических, биологических, экологических и иных проблем.
Оборудование экологической тропы Одним из мероприятий по охране природы на тропе является ее оборудование. Нельзя забывать также о повышенной комфортности пути и обеспечении безопасности путешественников. Для учебных экологических троп оборудование и мероприятия по ее благоустройству не очень сложны. Например: Основные виды работ по созданию учебной экологической тропы: № п.п. | Вид работы | Характер исполнения | 1. | Укрепление дорожно-тропиночного полотна, костровищ | Отсыпка щебенкой и гравием, укладка плоского дикого камня | 2. | Разработка проекта, изготовление и установка малых архитектурных форм (информационные доски и опоры для них, смотровые площадки, скамьи, знаки и указатели, питьевой источник, мостики и др.) | Применение слегка обработанного природного материала: камня, дерева, покрытых лаком | Правила поведения на экологической тропе В целях сохранения природной среды и обеспечения комфортности отдыха других посетителей каждый участник на тропе обязан подчиняться определенным правилам: - запрещается срывать любые наземные и водные растения, а не только охраняемые;
- с тропы нельзя выносить никакие сувениры природы: красивые камни, интересные коряги и т.п., с тропы можно “выносить” только знания, впечатления и фотоснимки;
- в зоне тропы категорически запрещена любая охота;
- топоры и пилы можно использовать только на многодневных маршрутах в малообжитых районах;
- на топливо идут только сухостой и валежник, а на растопку – мелкие сухие ветки или сухая береста (но не с живых деревьев);
- курить и разводить костры можно только в специально отведенных местах;
- движение по тропам должно проходить по возможности без лишнего шума, чтобы не вызывать беспокойства у животных, поэтому нельзя брать с собой радиоприемники и магнитофоны;
- по той же причине не стоит брать с собой собак;
- после себя не оставлять никакого мусора.
Особенности создания учебной экологической тропы Учебная экологическая тропа рассчитана на три категории посетителей: - педагогов и воспитателей, студентов;
- детей старших групп д/у;
- прочих граждан.
При определении общей протяженности тропы следует исходить из средней продолжительности одной экскурсии для старшеклассников и взрослых (примерно 2-2,5 часа). Этому соответствует оборудованный маршрут длиной около 2 километров. Продолжительность экскурсий зависит от состава группы. Так, самые продол...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.03.14 | Просмотров: 2423
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|