Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Быть, а не казаться (из опыта работы) - Преподавание биологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание биологии

Быть, а не казаться (из опыта работы)


Автор(ы): Филинова Ирина Павловна, учитель химии и биологии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Два мира есть у человека:
Один – который нас творил,
Другой – который мы от века
Творим по мере наших сил.
Я никогда не мечтала о профессии учителя. Разве что в детстве, играя с куклами, чему-то учила их, за что-то наказывала, копируя свою первую учительницу, и строгим голосом приговаривала: “Никакой вам физкультуры, будете у меня два урока математикой заниматься”. В старших классах посещала кружок “Юный медик”, надеясь принадлежать к когорте людей в белых халатах. Кстати, с халатом все нормально: он у меня есть, и он белый. Правда, надеваю его только тогда, когда провожу практические занятия, лабораторные опыты или демонстрационный химический эксперимент: ведь я работаю учителем химии, биологии, экологии.
В жизни чаще востребованы творческие личности, поэтому личностно – ориентированный подход в обучении и воспитании не просто слова. Постоянно работая над собой, совершенствуя свой профессиональный уровень, я в своих учениках стремлюсь развивать личность. Согласна с Евгением Евтушенко, который писал:
“Людей неинтересных в мире нет,
Их судьбы, как истории планет.
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих на нее”.
Я стараюсь рассмотреть в каждом из своих учеников его достоинства. Верю, что каждый ребенок талантлив. Как говорил один поэт:
“Взгляни горе в лицо, – тупа вершина,
А сбоку посмотри, – она остра,
Иди к горе – она все выше,
А от горы – и ниже все она.
О нет, гора свой облик не меняет,
Она одна и та же, - в этом суть,
А измененья от того зависят,
С какого места на нее взглянуть”.
В зависимости от способностей детей каждому ребенку даю индивидуальное творческое задание. В результате класс превращается в коллектив личностей.
Красноречивому и артистичному – предлагаю подготовить доклад (на уроках химии – биографию ученого; на уроках биологии и экологии – сообщение о каком-либо животном, растении, микроорганизме). Запускаем “машину времени” и “переносимся” на несколько лет (веков) назад. Ребятам нравится перевоплощаться в образ другого человека, животного, растения, тогда рассказ ведется от первого лица. Интересны пресс-конференции, когда слушатели по окончании выступления задают докладчику вопросы, которые их заинтересовали, но на которые они не получили исчерпывающего ответа.
Тому, кто неплохо сочиняет, – предлагаю составить загадки по изученной теме. Подобрать рифму к названиям некоторых веществ по химии бывает очень непросто. Прежде чем создать рифмованные строки, нужно неоднократно обратиться к книге – источнику знаний и еще раз проработать изученный материал. Сама тоже пробую составлять небольшие загадки, рифмую некоторые понятия, определения, термины (см. приложение № 1). Использую и те, которые уже были опубликованы в предметных газетах, журналах, размещены на соответствующих сайтах в интернете. Ребятам это нравится. Они устают от однообразия. Им хочется учиться весело, необыкновенно, увлекательно. Я стараюсь им в этом помочь.
Усидчивым предлагаю составить кроссворд с каким-либо ключевым словом, общей буквой, общим окончанием. Например, по химии кроссворды по темам: “Металлы”, “Галогены”, “Сложные эфиры”, “Парафины” и другие. По биологии – “Водоросли”, “Голосеменные”, “Пищеварение”, “Выделение” и т.д. В ходе решения этих кроссвордов отрабатываем термины, номенклатуру, вспоминаем названия процессов, органов, представителей классов, семейств. Детские кроссворды я редактирую, набираю на компьютере, делаю несколько копий и использую затем в своей работе как разноуровневый дидактический материал (слабым учащимся – одни, сильным – другие). Иногда полностью составляю их сама. Лучшие из кроссвордов посылаю в редакции еженедельника “Химия” и журнала “Химия в школе”. С некоторыми из наших кроссвордов читатели еженедельника “Химия” могли познакомиться в номерах: 16/2003 г., 30/2003 г., 32/2003 г., 39/2003 г., 43/2003 г. И еще один кроссворд был опубликован в № 8/2003 г. журнала “Химия в школе”. Конечно, это далеко не все.
Тем, кто любит и умеет хорошо рисовать, время от времени предлагаю выполнить рисунки с химическим содержанием. Например, при изучении темы “Первоначальные химические понятия”, знакомя восьмиклассников с химическими элементами, их символами и названиями, предлагаю ребятам найти объяснение этим названиям и отразить это в рисунке, созданном по типу опорного конспекта. В центре листа помещается непосредственно рисунок, отражающий название элемента, а вокруг – даты, цифры, фамилии, говорящие о том, кто и когда открыл данный химический элемент, какова его плотность, температура плавления и кипения, процентное содержание в земной коре и организме человека и т.д. (рис. 1,2). Подобное задание предлагаю выполнить и учащимся старших классов при изучении химических элементов отдельных групп.

Проектная методика также находит место, особенно при разработке экологических тем: “Квартира как экосистема”, “Растения в городе” и других.
Мне и моим ученикам интересен сам путь к познанию. При необходимости напоминаю им слова Л.Н. Толстого: “Знание только тогда знание, когда приобретено усилиями своей мысли, а не памятью…”. Пытаюсь разбудить детскую мысль, заставить ребят думать, анализировать, сравнивать. Для этого использую такие приемы и методы в своей работе, как эвристическая беседа, создаю проблемные ситуации, задаю вопросы, содержащие проблему, которую в ходе урока решаем вместе. Например, демонстрируя реакцию нейтрализации, сливаю щелочь и кислоту без индикатора, спрашиваю учащихся, происходят ли реакции между кислотами и щелочами? Почему мы не наблюдали никаких признаков химической реакции? (О том, что пробирка разогрелась – умалчиваю). Чем нужно воспользоваться, чтобы доказать, что реакция все-таки произошла? (Жду от учащихся ответа, что данный демонстрационный эксперимент нужно проводить с помощью индикатора).
Как привлечь внимание всего класса? Есть много методических приемов. Я нашла для себя еще один – использование ребусов на уроке (рис. 3,4,5). При изучении темы “Металлы” в 9 классе, приготовив несколько ребусов с зашифрованными в них названиями некоторых металлов: медь, железо, серебро, золото, никель, ванадий и т.д., после небольшого вступления демонстрирую один из них. Прошу отгадать, что в нем зашифровано (первый этап). После правильного ответа предлагаю учащимся рассказать мне (второй этап), что они знают об этом металле (принимаю ответы от характеристики химического элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева до применения данного металла в народном хозяйстве). О некоторых из них (медь, железо, серебро, золото) дети знают много, включая и то, что их тоннами вывозят в рядом расположенный Китай. О других (никель, ванадий) – мало или совсем ничего. Приступаю к третьему этапу работы – анализирую ответы учащихся. Констатирую, что о некоторых металлах класс практически ничего не знает. Предлагаю поработать с дополнительными источниками литературы и подготовить сообщения. Напоминаю ребятам, что самым продуктивным способом получения знаний является самостоятельная работа.



С особо одаренными детьми занимаюсь индивидуально: решаем задачи повышенной сложности, готовясь к олимпиадам (среди моих учащихся есть победители и призеры районных и областных олимпиад по химии, призер всероссийской олимпиады по биологии).
Выбрав для себя тему по самообразованию “Исследование как метод обучения химии, биологии и экологии”, учитывая специфику своих предметов, вовлекаю учащихся в трудный, но увлекательный процесс познания истины – исследование. Причем провожу это не только на уроках, но и занимаюсь этим во внеклассной работе. Объекты для исследования выбираю самые разнообразные. Это и цветки растений – представителей разных семейств, растворы органических и неорганических соединений, почва, воздух, атмосферные осадки, продукты питания и т.д.
Не первый год руковожу кружком “Юный эколог”. На занятиях кружка с учащимися старших классов мы проводим интереснейшие исследования, делаем заключения, даем рекомендации. С результатами мы знакомим администрацию и учащихся школы. Ребята выступают со своими рефератами на уроках, школьной научно-практической конференции, в Центре детского творчества, на областных экологических конференциях, проводимых ежегодно летом в детском экологическом лагере, созданном при Хинганском государственном природном заповеднике, расположенном на территории нашего Архаринского района. Назову некоторые из тем: “Гигиеническая оценка классной комнаты”, “Нитраты и нитриты. Методика определения их в сельскохозяйственной продукции”, “Исследование микробного загрязнения воздуха”, “Исследование загрязнения воздуха городским транспортом”, “Определение устойчивости растений к сернистому газу, хлору и аммиаку. Выявление биоиндикаторов”, “Пищевые добавки в продуктах, производимых на территории Амурской области”, “Исследование снега на общую химическую токсичность методом биотестирования”, “Определение содержания гуминовых кислот в почве методом бумажной хроматографии” и другие.
Стремлюсь лишь направлять учащихся в нужное русло, стараюсь развивать в них самостоятельность мышления. Напоминаю слова поэта Н. Рыленкова:
“Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей, –
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится,
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется”.
Внедряю элементы модульной технологии на своих уроках – чтобы каждый ученик, работая с книгой, самостоятельно шел к достижению поставленной цели, выполняя задания от простого к сложному.
Не хлебом единым сыт человек. Поэзия помогает мне делать уроки эмоционально окрашенными, затрагивает тонкие струны детских душ, заставляет видеть красоту природы и человеческих чувств. Часто (особенно на уроках биологии и экологии) даю детям творческое задание – подобрать или написать стихи о представителях какого-нибудь семейства, класса, отдела, проанализировать их, выявить биологические особенности, отраженные в стихотворении или, наоборот, биологические казусы и обосновать их. Рассмотрим в качестве примера стихотворение М.Ю. Лермонтова:
“На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она…”
На доске – таблицы по биологии, репродукция картины И. Шишкина “На севере диком…”. Задаю вопросы – “А возможно ли это? Одиночно растущая сосна, на севере, на голой вершине? Могла ли на ее месте оказаться, например, ель? Прав ли поэт?” Оказывается, да! Ведь сосны в отличие от елей могут расти и одиночно, и группами, распространяются они далеко на север и к почве абсолютно не требовательны, – могут расти и на песке, и на скале, и даже на заболоченных участках. С помощью красивых стихов, наполненных глубоким смыслом, создаю на уроке особое лирическое настроение, стараюсь донести до ребят, что к природе относиться нужно чутко и бережно. О знаниях мы, порой, думаем больше, чем о воспитании нравственности. А между тем, чем выше уровень интеллектуального развития, тем опаснее разрыв между умом и чувством. Умение нести добро, использовать свои знания в гуманных целях не возникает само по себе. Над этим надо работать.
В моей методической копилке есть немало прекрасных стихотворений, призывающих людей беречь родную природу. В канун Нового года, изучая тему “Голосеменные растения”, всегда читаю полюбившийся мне отрывок: “…Ночь была волшебной, чудной, утром все застыло в сне,
Словно сказка Приамурья в зазвеневшей кутерьме.
Вдруг ворвалися машины в мир таежной красоты –
Ели головы склонили, повалились на кусты.
Наряжая елки шумно, все от радости смеялись.
И кому, какое дело, что те елки умирали,
Что их выбросят, забудут, когда стихнет смех ребят.
Люди! Добрыми вы будьте, Елки тоже жить хотят!
Их растили очень долго. Сколько вложено труда,
А погибли моментально. Разве это не беда?
Милосердие, сердечность – не простые словеса.
Пусть живут на радость людям сотни елочек в лесах!
Спрашиваю ребят: “А как поступают в вашей семье? Как поступили бы вы, если бы были взрослыми?” И ребята делают вывод, что можно обойтись веточкой ели, не губя при этом целое дерево.
Считаю эффективной работу в группах, в парах сменного состава. Порой, что не удается нам, учителям, бывает под силу учащимся. Все это способствует воспитанию коллективной ответственности друг за друга и осознанию себя как личности. Эти методические приемы использую при объяснении темы “Электронное строение и электронные формулы атомов элементов больших периодов”, а также при решении задач: на вывод формулы, на нахождение массовой доли растворенного вещества в растворе, на избыток – недостаток и т.д. Таким образом, для каждого ребенка совместными усилиями создаем ситуацию успеха, и результат не заставляет себя долго ждать.
Обобщающие уроки часто провожу в игровой форме – КВН, турнир, суд, “ восхождение на пик знаний” , заседание “круглого стола” и т.д. Использую при этом химическое лото, таблицы с содержащимися в них условиями и ответами на задачи, кроссворды, ребусы, загадки, провожу занимательные опыты, под гитару поем переделанные нами песни (см. приложение № 2). Ребятам нравится составлять новые тексты на популярные мелодии. На страницах еженедельника “Химия” (№ 36/2002 г., № 16/2003 г.) и журнала “Химия в школе” (№ 8/2003 г.) я предложила массовой аудитории учителей химии нашей страны оценить мое видение проведения обобщающих уроков по темам: “Важнейшие классы неорганических веществ”, “Предельные углеводороды”, “Спирты и фенолы”.
На уроках всегда обращаюсь к жизненному опыту учащихся.
Осуществляю межпредметные связи: на уроках химии решаем задачи экологического содержания (см. приложение № 3), читаем составленные мною тексты на английском языке о детстве Д.И. Менделеева, об уникальнейшем из веществ – воде, переводим основное содержание прочитанного. Сейчас работа с компьютером тесно связана со знанием английского языка, и дети еще раз убеждаются, что их школьные знания по любому предмету могут пригодиться им в жизни.
Стараюсь вместе с коллегами творчески проводить предметные декады. Особенно запомнилась нашим учащимся интеллектуальная игра “Что? Где? Когда?”, где против сборной “ знатоков” учащихся 9-11 классов честно боролась сборная учителей химии, биологии, экологии, географии нашей школы. Учителя готовили вопросы учащимся, а учащиеся, стараясь “посадить нас в калошу”, выискивали самые каверзные, необыкновенно интересные вопросы для нас: “Какое отношение имеет слово “пломба” к химии?”, “В каком платье можно загорать?”, “Из-за недостатка кислорода и...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1127

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340