Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Урок-игра по теме: Население Ханты-Мансийского автономного округа - Преподавание географии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание географии

Урок-игра по теме: Население Ханты-Мансийского автономного округа


Автор(ы): Титовская Галина Васильевна, учитель географии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока:
  • выявление особенностей населения, демографической ситуации, расселения ХМАО;
  • продолжение формирования навыков работы с различными источниками географической информации,
  • воспитание любви и уважения к родной стране.
Оборудование:
  • политико-административная карта Тюменской области,
  • политико-административная карта России,
  • карта народов России,
  • фотографии с изображением коренного населения и жилищ.
Ход урока
Учитель: На предыдущих уроках мы с вами завершили прохождение раздела географии “Населения ХМАО”. И прежде чем приступить к изучению “Экономики Ханты-Мансийского округа”, мы вспомним основные характеристики населения нашего края. Урок обобщающего повторения мы проведем в форме интеллектуальной игры.
Учитель объясняет структуру проведения урока.
Класс делится на 3 команды по 5 человек. Выбирается жюри из 3 человек. Выбирается ведущий из числа консультантов. Выбираются групповоды в командах. Ведущий предварительно знакомится с ходом проведения урока-игры. Правильный ответ оценивается в 2 балла, неточный в 1 балл, отсутствие ответа 0 баллов.
1 гейм. “Разминка”.
Ведущий задаёт команде по одному вопросу.
Вопросы для 1-й команды:
  • назовите, какие народы сформировались на территории ХМАО? (ханты (остяки), манси (вогулы), ненцы (самоеды));
  • к каким языковым группам относятся ханты и манси, ненцы? /финно-угорской и самодийской/;
  • чем отличаются коренные народы от коренного населения ХМАО?
  • Что из себя представляет одежда из оленьих шкур – малица, парка, совик или гусь?
  • Назовите традиционные виды деятельности угорских пародов.
Вопросы для 2-й команды:
  • Что обозначает слово “Юрга”?
    (“Егра” – коми-зыряне зовут хантов и манси.)
  • Когда русские промышленники и торговые люди узнали о существовании северных народов под названием “югра”?
    (“Повести временных лет” за 1096 г., т.е. в XI в.)
  • Чем отличаются женская шуба “Сах” и мужская куртка “Колек” от другой одежды из оленьих шкур?
  • Где расселяли ханты в X веке н.э.?
    (На огромной территории всей Западной Сибири.)
  • Когда началось быстрое экономическое развитие округа и что послужило толчком к этому?
Вопросы для 3-ей команды:
  • Где обитали манси в X в. н.э.?
    (На Урале и его западных склонах.)
  • Какое государство образовал хан Батый в XIII в. на территории Обь-Иртышского междуречья?
    (Золотоордынское.)
  • Какой современный город стоит на месте монголо-татарского центра Чимга-Тура?
    (г. Тюмень.)
  • Когда была проведена первая перепись коренных народов?
    (Манифест Екатерины II в 1763г.)
  • Когда были открыты первые месторождения нефти и газа в ХМАО?
    (21 сентября 1953 г. – газовое месторождение в п. Березово, июнь 1960 г. – нефти Шаимское.)
Жюри объявляет результаты, количество набранных баллов командам.
Второй гейм. “Заморочки из бочки”.
Участники команд достают из бочки билетики-вопросы и отвечают па них, посовещавшись (1–2 минуты).
  • Что включает в себя материальная культура ханты и манси? Чем она обусловлена?
    (Включает предметы быта, охотничьего промысла, одежду, игрушки, украшения, музыкальные инструменты, жилища.)
  • Жильё-чум предназначен для кочующих оленеводов. Как он устроен? Какие виды жилища вы знаете? Что у них общее?
    (Чум, юрта, земляная, берестяное, бревенчатое жильё. Пет окоп в сторону реки.)
  • Назовите орудие рыбной ловли, охоты и другие изделия традиционных промыслов.
    (Облас, острога, удочка, запоры; нарты, лыжи, лук, пальму, слопцы, плашки, кулемы, туеса, коробы, набирки, посуда из капа.)
Третий гейм: “Физкультминутка”.
Групповодам предлагается посовещавшись с участниками своих команд, придумать пантомиму-танец “оленья упряжка”. Все дети, сидя, подняв руки скрестно над головой, растопырив пальцы-“рога”, под музыку
“Мы поедем, мы помчимся
На оленях утром ранним
И отчаянно ворвемся прямо
В снежную зарю
Ты увидишь, что напрасно называют
Север крайним,
Ты увидишь, он бескрайний, я
Тебе его дарю!
  • Для охотников любимой игрой является борьба.
Борьба, сидя, упёршись ступнями друг о друга. Оба игрока держаться за палку, кто кого перетянет на свою сторону.
  • Очень почитается у народов ханты и манси медведь. Его имя боялись даже вслух произносить, а если когда приходилось его убить, то из медвежьей головы делали чучело, украшали её бусами, лентами, серьгами, ставили на стол, вокруг неё разные кушанья, а сами пускались в пляс. (Группа детей исполняет хантыйский танец.)
Жюри оценивает в баллах оригинальность физкультминутки, умение организовать участников игры.
Четвертый гейм: “Домашнее задание”.
Команды, используя дополнительную литературу, предлагают соперникам кроссворды по населению ХМАО.
Жюри подводят итоги.
Пятый гейм: “Ты мне я тебе”.
Групповоды всех команд на основе иллюстративного материала задают по одному вопросу групповодам команд соперников.
Жюри подводят итоги.
Шестой гейм: “Блиц-турнир”.
Ведущие задают вопросы всем командам одновременно. Баллы получает тот, кто быстрее даст правильный ответ. Баллы суммируются.
Вопросы:
  • с целью укрепления своих позиций русская администрация последовательно возводила опорные пункты (крепости и остроги). В каком году возникли:
  • Тюмень (1586 г.)
  • Тобольск (1587 г.)
  • Пелым (1593 г.)
  • Берёзов (1593 г.)
  • Сургут (1594 г.)
  • Сколько лет Сургуту? (402 г.)
  • Кто написал трехтомный труд “Тобольский север”? (А.А.Дунин-Горкавич.)
  • Когда образовалась Тюменская область? (Август 1944 г.)
  • Когда коренные народы получили свою письменность? (Ханты – 1930 г., манси – 1931 г.)
  • Когда была образованна Тюменская нефтеразведочная экспедиция? (1948 г.)
  • Когда Истру I были доставлены образцы Югорской нефти? (В 1703 г.)
  • Как называется “этнозкологические резерваты”? (Родовые угодья.)
  • Как называются три вида родовых угодьев? (Угодья отдельных граждан, семейные угодья, общинные угодья.)
  • Назовите численность населения ХМАО. (1330,8 тыс. человек.)
  • Знаете ли вы сколько коренных народов проживает в округе? (Х...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.03.15 | Просмотров: 2075

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340