Главная / Методические материалы / Работа с дошкольниками
Эмоциональное выгорание у воспитателей ДОУ
Автор(ы): Новопашина Светлана Владимировна, старший воспитатель
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года отмечается, что при переходе к постиндустриальному, информационному обществу, расширении масштабов межкультурного взаимодействия особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности. Для того чтобы помочь педагогам разобраться в теоретических основах и практических подходах к созданию и реализации толерантных отношений, которые послужат образцом для воспитанников, родителей, молодых специалистов создана в ДОУ Школа Толерантный педагог. С учетом возрастного состава педагогического коллектива (приложение 1) возникла необходимость одно из занятий Школы посвятить эмоциональному выгоранию педагогов ДОУ. Цель: развитие толерантной культуры, формирование профессионального самосознания педагогов. Задачи: формировать профессионально значимые качества: рефлексию, принятие себя и принятие других, способствующих толерантному общению; развивать способности к самопознанию (познание своих сильных и слабых сторон при взаимодействии с другими людьми); развивать эмоциональную устойчивость и гибкость; при помощи упражнений помочь осознать личностные и профессиональные ресурсы, способы достижения жизненных целей. План: Вступительное слово, повторение материалов предыдущего занятия с помощью вопросов. Тест на профессиональное выгорание. Личность педагога и профессиональное выгорание. Теоретический блок. Об эмоциях. Упражнение Продолжи фразу. Упражнение О ребенке. Упражнение Автобус. Упражнение Радуга. Рефлексия. 1. Вопросы для повторения материалов предыдущего занятия. - Что значит в переводе с латинского толерантность, и какие слова в русском языке близки по смыслу? - Что в вашем понимании не может быть терпимо? - Какие психологические защиты вы использовали недавно? 2. Тест на профессиональное выгорание. Вам предложены утверждения, с которыми Вы согласны (да), не согласны (нет), они верны в некоторых случаях (иногда). - Меня тяготит педагогическая деятельность. - У меня нет желания общаться после работы. - У меня в группе есть плохие дети. - Если есть настроение - проявлю соучастие и сочувствие к ребенку, если нет настроения - не считаю это необходимым. - Желая упростить решение профессиональных задач, я могу упростить обязанности, требующие эмоциональных затрат. Результаты теста конфиденциальны и каждый сам решает, стоит ли полученной информацией делиться с другими. Каждый ответ да- 3 очка, иногда-2 очка, нет- 1 очко. Ключ: 5-8 очков - Вы не подвержены синдрому эмоционального выгорания; 9-12 очков - идет формирование профессиональных деформаций в виде эмоционального выгорания; 13-15 очков - идет развитие синдрома эмоционального выгорания [2]. 3. Личность педагога и профессиональное выгорание. Выбор сферы деятельности Человек - человек и процесс накопления опыта педагогом - воспитателем можно представить как 3 этапа становления качеств личности профессионала. 1 этап - репродуктивный (до 28 лет), 2 этап- до 40 лет, 3 этап - как? - после 40 лет. Затем - либо моделирование деятельности, либо профессиональная деформация. Специфическим видом профессиональных деформаций называют эмоциональное выгорание. Эмоциональному выгоранию в образовании подвержены люди старше 35-40 лет: снижается энтузиазм, пропадает в глазах блеск, нарастают негативизм и усталость. На развитие синдрома эмоционального выгорания оказывают влияние внешние и внутренние факторы. К внешним факторам, провоцирующим выгорание у воспитателей ДОУ, можно отнести специфику профессиональной педагогической деятельности, характеризующейся высокой эмоциональной загруженностью и наличием большого числа эмоциогенных факторов, как объективных, так и субъективных, которые воздействуют на труд педагога и могут вызывать сильное напряжение и стресс. Необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей, осуществляемые в режиме внешнего и внутреннего контроля, способствуют возникновению неблагоприятных эмоциональных состояний и формированию защитного поведения. Влияние организационного фактора в условиях ДОУ чаще всего проявляется в неблагополучной психологической атмосфере в педагогическом коллективе. Однополый состав коллектива, наличие конфликтов по вертикали и горизонтали, нервозная обстановка побуждают одних растрачивать эмоции, а других искать способы экономии своих психических ресурсов. К внутренним факторам относятся личностный фактор, который проявляется в неудовлетворенности своей самореализацией в различных жизненных и профессиональных ситуациях. К внешним, объективным условиям педагогического труда относятся: - характер решаемых задач и ответственность за исполняемые функции;
- загруженность рабочего дня;
- высокие интеллектуальные и эмоциональные нагрузки;
- большое количество детей в группе;
- нечеткая организация деятельности;
- неблагоприятная психологическая обстановка в учреждении;
- социальные условия.
- Среди субъективных факторов выделяются:
- индивидуальные свойства нервной системы;
- уровень чувствительности к профессиональным трудностям;
- мотивации к профессиональной деятельности и поведению;
- опыт, знания, навыки.
Основываясь на понимании эмоционального выгорания как динамического процесса, который возникает поэтапно в полном соответствии с механизмом развития стресса, выделяют три фазы формирования выгорания: - напряжения;
- резистенции (формирование сопротивления и зашиты нарастающему стрессу);
- истощения.
Напряженными для педагога могут быть ситуации [4]: - взаимодействия с воспитанниками, связанные с нарушением дисциплины, конфликтными ситуациями между детьми;
- взаимоотношения с коллегами и администрацией, основанные на расхождении во мнениях, взглядах, оценках ситуаций, перегруженность общественными делами, распределение и объем педагогической нагрузки, усиление контроля за выполняемой деятельностью, непродуманные требования и новации;
- взаимодействия с родителями воспитанников, вызванные расхождением в оценке ребенка педагогом и родителями, снижением внимания со стороны родителей к воспитанию детей, индивидуальной конфликтностью и тревожностью родителей.
- низкий социально-психологический статус профессии педагога, разочарование собой и выбранной профессией, конкретной должностью, местом работы, неудовлетворительная заработная плата и недостаточное общественное признание результатов педагогической деятельности способствуют энергетическому напряжению и формированию ситуативной или личностной тревожности воспитателей.
4. Об эмоциях. В какой бы ситуации общения и деятельности ни проявлялась напряженность, она способна вызвать стресс. Стресс (от англ. Stress- давление, напряжение) - состояние человека, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры), проявляемое на физическом, психологическом и поведенческом уровнях [3]. Кратковременный стресс может быть полезен человеку, поскольку сопровождается большим выбросом энергии. Хронический же стресс, который развивается при многократном повторении сильных воздействий, вредит человеку, приводя к снижению сопротивляемости организма, усилению подверженности нарушениям в любых системах организма, обмене веществ, энергетическом балансе. Считается, что самые тяжелые болезни нашего времени связаны с хроническими стрессами. Внешнее сдерживание эмоций при внутреннем бурном эмоциональном процессе не только не приводит к успокоению, а, наоборот, повышает психическое напряжение, сказывающееся на состоянии здоровья. - В фазе формирования сопротивления и защиты нарастающему стрессу преобладает симптом расширения сферы экономии эмоций - это ограничение контактов с другими людьми, нежелание общаться. Далее следует симптом эмоционально-нравственной дезориентации. Этот симптом выражается в том, что воспитатель делит детей на хороших и плохих, отдавая предпочтение одним и игнорируя других. Симптом неадекватного эмоционального реагирования - воспитатель неоправданно экономит на эмоциях. Если есть настроение, проявлю участие и сочувствие, откликнусь на потребности и состояние ребенка, если нет настроения, не считаю это необходимым. Симптом редукции профессиональных обязанностей - это попытка облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат, желание упростить решение профессиональных задач. - Фаза истощения сопровождается общим падением энергетическог...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.03.16 | Просмотров: 2891
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|