Главная / Методические материалы / Преподавание математики
Клуб юных математиков. Занятие математического кружка по теме Логические задачи в 6-м классе
Автор(ы): Таянчина Ольга Викторовна
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Великий педагог В.А. Сухомлинский писал: “Все наши замыслы, все поиски и настроения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться”. Каждый ребенок это личность, которая требует к себе особого подхода. В настоящее время перемены, происходящие в нашей стране, заставляют взглянуть по-новому на процесс обучения и на процесс обучения математики в частности. Поэтому основой современной школы является поворот к ребенку, уважение его личности, доверие к нему, принятие его личностных целей и интересов, создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития его способностей. Ведь у каждого ребенка есть способности, только не всегда они в полной мере развиты. Математика имеет неограниченные возможности в развитии интеллекта школьника, способностей ученика. А математические задачи, накопленные и проверенные в ходе многолетней педагогической практики, позволяют эффективно развивать различные стороны психической деятельности человека: внимание, воображение, фантазию, обратное и понятийное мышление, логическое мышление, память. Задачи обладают высоким развивающим потенциалом, способствуют воспитанию одного из важнейших качеств мышления – критичности, приучают к анализу воспринимаемой информации, ее разносторонней оценке, повышает интерес к занятием математикой. Ведь недаром М.В. Ломоносов писал: “Математика ум в порядок приводит”. Дело в том, что наше мышление, перерабатывая ощущения, восприятия и представления о предметах и явлениях, как бы предвосхищает будущее, указывает нам, как поступить, что сделать в создавшейся ситуации. Поэтому от того, как “работает” наше мышление, зависит, поступим ли мы правильно и разумно или нет. Человек рождается без умения мыслить, лишь с задатками к нему. Мыслить он научается постепенно в процессе жизненной практики, в общении со взрослыми и своими сверстниками, и особенно в обучении. Одним из наиболее важных качеств мышления является его логичность, т. е. способность делать из правильных посылок (суждений, утверждений) правильные выводы, находить правильные следствия из имеющихся фактов. О человеке, у которого хорошо развито логическое мышление, говорят, что он основательно мыслит, дисциплинированно рассуждает. Такой человек, как правило, не допускает ошибок в своих рассуждениях и выводах. Хорошо развитое логическое мышление предостерегает человека от промахов и ошибок в практической деятельности. И вот оказывается, что это ценнейшее качество возникает и развивается главным образом в процессе изучения математики, ибо математика – это практическая логика, в ней каждое новое положение получается с помощью строго обоснованных рассуждений на основе ранее известных положений, т. е. строго доказывается. Ломоносов приведенными выше словами и имел все это в виду. На это же значение изучения математики указывал М. И. Калинин, призывая молодежь серьезно изучать математику: “Математика дисциплинирует ум, приучает к логическому мышлению. Недаром говорят, что математика – это гимнастика ума”. Вот эту культуру, дисциплину мысли, ее последовательность и доказательность, глубину и критичность, широту и оригинальность, а также необходимую пищу для мышления — систему знаний — нам дает школа, и в частности уроки математики. Эта сторона обучения математике особенно важна и в наши дни. Все выше изложенное обосновывает включение в содержание занятий интересного и занимательного материала по теме “логические задачи”. Поэтому на всех занятиях математического кружка дается целостное представление обо всем многообразии логических задач. Приведу пример одного занятия разработанного мною кружка. ЦЕЛИ: - привить интерес к математике;
- выработать навыки устного счета;
- расширить кругозор;
- формирование начал математического и логического мышления;
- развитие математических способностей.
План занятия: - Вступительное слово учителя.
- Приемы быстрого умножения:
- умножение на 5;
- умножение двухзначных чисел на 11;
- возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5.
- Логические задачи.
- Задачи- шутки, задачи- смекалки.
- Занимательные задачи.
- Математическая игра на внимание.
- Юмористическая страница.
- Подведение итогов и задание на дом.
ХОД ЗАНЯТИЯ 1. Вступительное слово учителя. Когда выходят в море, то моряки говорят: “Поднимаем якоря и отправляемся в путешествие”. Сегодня и мы с вами, как настоящие моряки отправимся в путешествие, только не по океану, а в мир математики, царство задач и поднимем свои якоря: сообразительность и находчивость, волю и смекалку, наблюдательность и внимание. Мир математики, мир задач весьма непрост, в нем много непостижимого и непонятного. И в нашем путешествии постараемся найти переход от непонятного к понятному. Да путь познания не гладок. Но знаем мы со школьных лет Задачек больше, чем отгадок И поискам предела нет! Быть может, сегодня царство задач покорит вас и станет вашей мечтой. И девизом нашего занятия станут такие слова: - Решай, ищи, твори и мысли! - Дорогу осилит идущий, а математику - мыслящий! - Гений состоит из одного процента вдохновения и 99 процентов потения! (Т.Эдисон) 2. Приемы быстрого умножения: Существуют люди, которые могут необыкновенно быстро производить в уме сложные вычисления. Их называют “живыми компьютерами”. Например, Шакултала Деви была включена в “Книгу рекордов Гиннеса”. Всего за 28 секунд она перемножила два тринадцатизначных числа. Все восхищаются этими людьми, которые уже в самом юном возрасте способны творить чудеса с числами. Такая математическая одаренность часто проявляется еще до осознания ими, что на свете существует такая наука, как математика. Такими способностями, возможно, обладаете и вы. Их можно развивать с помощью приемов быстрого счета. На предыдущих занятиях мы познакомились с некоторыми из них. Давайте вспомним приемы быстрого умножения. 1 .Возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на “5”: 152=225 | 652=4225 | 352=1225 | 4052=164025 | 2. Умножение на “5”: 446*5=2230 | 638*5=3190 | 4672*5=23360 | 88*5=440 | 832*5=4160 58*5=290 | | 3. Умножение двухзначных чисел на “11”: 17*11=187 | 28*11=308 | 81*11=891 | 56*11=616 | 35*11=385 | 76*11=836 | 4. Возведение в квадрат трехзначных чисел, оканчивающихся на “25”: На следующих занятиях мы рассмотрим другие приемы быстрого счета. Они помогут нам не раз. И.В. Гете (немецкий писатель, мыслитель) писал: “Счет является, правда низкой, но уже идеальной деятельностью человека и с помощью его столь многое осуществляется в обыденной жизни”. 3. Логические задачи. А теперь мы с вами побываем в царстве смекалки и порешаем необычные задачи. Задача 1. Улитка взбиралась на ветку длиной 1 метр. За день она поднималась по ветке на 40 сантиметров, ночью сползала вниз на 20 см. Через сколько дней улитка достигнет конца ветки. Решение. В сутки она поднимается на 20 см следовательно, она доберется до конца ветки через 1+(100-40) :20=4(дня). Ответ: через 4 дня. Задача 2. Какое число нужно поставить вместо “*” в последовательности: 7,17,37,77,*, 317, ... Решение. Каждое следующее число равно удвоенному предыдущему, сложенному с числом 3, поэтому вместо “*” следует поставить число 157. Задача 3. Старинная восточная притча: давным-давно жил-был старик, который, умирая, оставил трем сыновьям 19 верблюдов. Он завещал старшему сыну половину их числа, среднему - четвертую часть, а младшему - пятую. Не сумев найти решение самостоятельно (ведь задача в “целых верблюдах” решения не имеет), братья обратились к мудрецу. - О, мудрец!- сказал старший брат, - отец оставил нам 19 верблюдов и велел разделить между нами: старшему - половину, среднему - четверть, младшему - пятую часть их числа. Но 19 не делится ни на 2, ни на 5. Можешь ли ты, почтенный, помочь нашему горю? - Нет ничего проще, - ответил им мудрец. Что же он посоветовал? Решение. Возьмите моего верблюда, - предложил мудрец. - Тогда их у вас будет 20. И вы сможете их поделить. Таким образом, старший брат получил 10 верблюдов, средний 5, а младший 4 верблюда. При этом один верблюд (10+4+5=19) остался “лишним”. Братья вернулись к мудрецу и пожаловались: О, мудрец, опять мы не выполнили волю отца! Вот этот верблюд лишний. Не лишний, - ответил мудрец, - это мой верблюд. Верните его и идите домой. Задача 4 (домашнее задание). Алло, Катя. Нам поставили телефон. Номер такой же, как у тебя, пятизначный. Первая цифра - простое число, следующие 2 цифры - двухзначное простое число, а последние две цифры получаются из предыдущей пары перестановкой и образуют точный квадрат. Так какой у меня номер телефона? Решение. Имеется всего шесть двухзначных чисел, являющихся точными квадратами: 16, 25, 36,49, 64, 81, но лишь одно из них 16 после перестановки цифр образуют простое число 61. ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.03.16 | Просмотров: 2393
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|