Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Программа кружка Химия и охрана окружающей среды - Преподавание экологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание экологии

Программа кружка Химия и охрана окружающей среды


Автор(ы): Овчелупова Вера Ивановна, учитель географии и химии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278

Пояснительная записка

Данная программа предназначена для учащихся 7 и 8 классов. Она предоставляет учащимся реализовать свой интерес к наукам биология, химия и экология, а также лучше узнать свой край. Программа курса “Химия и охрана окружающей среды” базируется на идеях личностно-ориентированного обучения и предполагает использование в учебном процессе развивающего и проблемного обучения, проектной технологии. Много внимания уделяется исследовательской деятельности, проведения практических работ, а также походы и экскурсии. Курс является подготовительным перед введением науки химия, что способствует привитие интереса к нему. Создание программы обусловлено необходимостью выполнения социального заказа общества по воспитанию у школьников этого возраста экологической грамотности и культуры поведения в природе, по формированию природоохранных навыков общения с объектами живой и неживой природы, т. к. очень важно именно в этом возрасте заложить привычку бережно относиться к природе и разумно использовать её богатства и ресурсы.
В программу включены как занятия, направленные на знакомство с теоретическими сведениями пропагандистско-информативного характера, так и практические занятия. С целью более близкого общения с природой запланированы экскурсии и походы по родному краю.
Содержание программы предоставляет широкие возможности для осуществления дифференцированного подхода к учащимся при их обучении, для развития творческих и интеллектуальных способностей, наблюдательности, эмоциональности, логического мышления.
Практическая часть курса позволяет организовать деятельность учащихся в рамках нетрадиционных методов, таких как экологическое прогнозирование, моделирование, исследование и изучение свойств веществ на практике.
Новизна программы заключается в том, что учащиеся, еще не знакомились с наукой химия, а на занятиях кружка уже могут работать с лабораторным оборудованием, проводить опыты и практические работы. Программа адаптирована для категории учащихся с различными базовыми знаниями по предметам интеграции. Занятия в кружке доступны буквально всем желающим. Курс выстроен таким образом, чтобы учащиеся получили не только сумму определенных знаний по основам наук, но и научились самостоятельности, терпению, развить свою психо – эмоциональную сферу. В курсе даются знания о полезных вещах, необходимых каждому человеку в его повседневной жизни. Большое внимание уделяется практическим работам по проведению природоохранных мероприятий на территории своего населенного пункта.
Задачи данной программы:
  • Наряду с усвоением знаний основ химии, расширить и углубить представления о природе своего родного края, о мерах его охраны.
  • Повысить интерес к изучаемому предмету;
  • Воспитать экологическую культуру, ответственное отношение к природе.
  • Усовершенствовать умение проводить опыты и анализы, образцов почвы и воды. Уметь их объяснять.
  • Развивать мыслительную, аналитическую и логическую деятельность учащихся;
  • Научить работать самостоятельно, применять знания на практике;
  • Развивать коммуникативные навыки, которые способствуют развитию умений работать в группе, защищать творческий проект;
  • Развивать умение обращаться с химическими приборами, учить соблюдению правил ТБ;
  • Развивать умения анализировать статистическую информацию, экологическую ситуацию в отдельных районах; прогнозировать экологические последствия антропогенной деятельности;
В качестве основного образовательного результата выступает развитие экологической культуры учащихся – личностного образования, которое предполагает, что ученик должен
Знать:
  • взаимосвязь и зависимость природных и социальных явлений, а также зависимости всего живого от деятельности человека;
  • о роли экологии как междисциплинарной области знаний в решении глобальных проблем современности;
Уметь:
  • выполнять измерения, выдвигать гипотезы, описывать результаты измерений, делать выводы, обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии;
  • сравнивать, анализировать и давать оценку веществам, окружающим нас;
  • проводить наблюдения, эксперименты с веществами, окружающими нас;
  • использовать положительные свойства веществ, окружающих нас, и предотвращать их отрицательное влияние на живую природу;
  • собирать информацию о веществах и их физиологических свойствах;
  • использовать дополнительную литературу и информацию;
  • использовать лабораторное оборудование для проведения экспериментальных работ;
  • бережно относиться к окружающей среде;
  • применять полученные знания и умения на практике;
После изучения программы данного курса учащиеся должны уметь:
  • проводить опыты с помощью учителя и самостоятельно;
  • работать в группах;
  • проводить микроисследования, обрабатывать полученную информацию;
  • писать рефераты, придерживаясь определенной структуры.
  • формы проведения занятий могут быть различны: семинар, урок-практикум, практическая работа, мини проекты, лекция.
Особое внимание уделено практическим работам – формированию практических умений и навыков учащихся. Организация занятий во многом зависит от технических возможностей учебного заведения, особенно от оборудования химической лаборатории. В качестве инструментария для оценивания результатов можно использовать практические работы, устные и письменные сообщения, индивидуальные дифференцированные задания, защита проектов.
Курс рассчитан на 34 часа (по одному часу в неделю.)

Методические рекомендации

При реализации программы целесообразно:
  • адаптировать материал к уровню подготовки учащихся, он должен быть доступным и понятным;
  • ориентировать содержание для практического применения;
  • использовать разнообразные методы контроля: отчеты по практическим занятиям и экскурсиям, доклады, презентации творческих работ, конспекты;

Тематическое планирование программного материала.



№ п/п Тема занятия. Химический эксперимент Кол- во часов Вид занятий
Тема 1: Введение 3 часа.
1. Введение. Что такое экология? Когда возникла эта наука? Что изучает? 1 час. Лекция и элементами беседы.
2. Когда возникла наука химия? Что она изучает? 1 час.
3. Какая из наук старше? Какая между ними связь? 1 час. Диспут. Установление причинно – следственных связей между этими науками.
Тема 2. Воздух. Значение воздуха. Источники его загрязнения. Меры борьбы с загрязнением. 10 часов.
4. Правила техники безопасности при работе в кабинете химии. Правила работы с нагревательными приборами и другими реактивами. 1 час. Беседа.
5. Состав и значение воздуха.
Чистый воздух – эликсир здоровья.
Демонстрация опыта, доказывающего состав воздуха. 1 час. Практическая работа №1.
6. Определение содержания углекислого газа в классной комнате. Демонстрация опыта. 1 час. Комбинированный.
7. Загрязнения атмосферного воздуха. Источники загрязнения.
Выявление источников загрязнения на территории хутора.
1 час. Комбинированный.
8. Изменение газового состава атмосферы. Постановка проблемы изменения газового состава атмосферы. 1 час. Решение проблемы.
9. Влияние погоды на степень загрязнения воздуха. Наблюдение за погодой и определение степени загрязнения воздуха при циклонах и антициклонах. 1 час. Творческий отчет по результатам наблюдения.
10. Проблема озонового экрана. Что такое озоновая дыра? Выявление причин образования озоновых дыр. 1 час. Беседа.
11. Источники загрязнения воздуха в нашей местности.
Что такое кислотные дожди?
Экскурсия к основным источникам загрязнения атмосферы на территории нашего населенного пункта.
Исследование осадков на наличие кислотности.
1 час. Практическая работа № 2.
12. Прогнозирование загрязнения атмосферы. 1 час. Диспут.
13. Мероприятия по охране атмосферного воздуха на территории нашего населенного пункта. Экскурсия. Выявление объектов загрязнения воздуха. 1 час.
Тема 3. Роль воды в природе и жизни человека. Охрана поверхностных вод. 10 часов.
14. Роль воды в природе. Демонстрация схемы круговорота воды в природе. 1 час. Лекция с элементами беседы.
15. Использование пресных вод в хозяйственной деятельности человека. Демонстрация презентации по данной теме. 1 час. Конференция.
16. Свойства воды. Вода растворитель. Растворение твердых веществ. Зависимость растворения от температуры. 1 час. Практическая работа № 3.
17. Понятие о растворе. Растворение жидкостей и газообразных веществ в воде. Явления, сопровождающие реакции. 1 час. Практическая работа № 4.
18. Источники пресной воды на территории нашего населенного пункта. Экскурсия к источникам. Взятие проб. 2 часа. Экскурсия к водоемам нашего хутора.
19. Определение пригодности воды для питья из колодцев, родников и малых рек нашего хутора. Определение пригодности воды для питья. 1 час. Практическая работа № 5.
20. Определение и сравнение жесткости воды из колодцев, родников и малых рек нашего населенного пункта. Определение жесткости воды. 1 час. Практическая работа № 6.
21. Источники загрязнения поверхностных вод на территории хутора. Определение источников загрязнения. Очистка воды активированным углем. Другие способы очистки воды. 1 час. Практическая работа № 7.
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.03.19 | Просмотров: 1590

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340