Главная / Методические материалы / Преподавание экологии
Программа кружка Химия и охрана окружающей среды
Автор(ы): Овчелупова Вера Ивановна, учитель географии и химии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Пояснительная записка Данная программа предназначена для учащихся 7 и 8 классов. Она предоставляет учащимся реализовать свой интерес к наукам биология, химия и экология, а также лучше узнать свой край. Программа курса “Химия и охрана окружающей среды” базируется на идеях личностно-ориентированного обучения и предполагает использование в учебном процессе развивающего и проблемного обучения, проектной технологии. Много внимания уделяется исследовательской деятельности, проведения практических работ, а также походы и экскурсии. Курс является подготовительным перед введением науки химия, что способствует привитие интереса к нему. Создание программы обусловлено необходимостью выполнения социального заказа общества по воспитанию у школьников этого возраста экологической грамотности и культуры поведения в природе, по формированию природоохранных навыков общения с объектами живой и неживой природы, т. к. очень важно именно в этом возрасте заложить привычку бережно относиться к природе и разумно использовать её богатства и ресурсы. В программу включены как занятия, направленные на знакомство с теоретическими сведениями пропагандистско-информативного характера, так и практические занятия. С целью более близкого общения с природой запланированы экскурсии и походы по родному краю. Содержание программы предоставляет широкие возможности для осуществления дифференцированного подхода к учащимся при их обучении, для развития творческих и интеллектуальных способностей, наблюдательности, эмоциональности, логического мышления. Практическая часть курса позволяет организовать деятельность учащихся в рамках нетрадиционных методов, таких как экологическое прогнозирование, моделирование, исследование и изучение свойств веществ на практике. Новизна программы заключается в том, что учащиеся, еще не знакомились с наукой химия, а на занятиях кружка уже могут работать с лабораторным оборудованием, проводить опыты и практические работы. Программа адаптирована для категории учащихся с различными базовыми знаниями по предметам интеграции. Занятия в кружке доступны буквально всем желающим. Курс выстроен таким образом, чтобы учащиеся получили не только сумму определенных знаний по основам наук, но и научились самостоятельности, терпению, развить свою психо – эмоциональную сферу. В курсе даются знания о полезных вещах, необходимых каждому человеку в его повседневной жизни. Большое внимание уделяется практическим работам по проведению природоохранных мероприятий на территории своего населенного пункта. Задачи данной программы: - Наряду с усвоением знаний основ химии, расширить и углубить представления о природе своего родного края, о мерах его охраны.
- Повысить интерес к изучаемому предмету;
- Воспитать экологическую культуру, ответственное отношение к природе.
- Усовершенствовать умение проводить опыты и анализы, образцов почвы и воды. Уметь их объяснять.
- Развивать мыслительную, аналитическую и логическую деятельность учащихся;
- Научить работать самостоятельно, применять знания на практике;
- Развивать коммуникативные навыки, которые способствуют развитию умений работать в группе, защищать творческий проект;
- Развивать умение обращаться с химическими приборами, учить соблюдению правил ТБ;
- Развивать умения анализировать статистическую информацию, экологическую ситуацию в отдельных районах; прогнозировать экологические последствия антропогенной деятельности;
В качестве основного образовательного результата выступает развитие экологической культуры учащихся – личностного образования, которое предполагает, что ученик должен Знать: - взаимосвязь и зависимость природных и социальных явлений, а также зависимости всего живого от деятельности человека;
- о роли экологии как междисциплинарной области знаний в решении глобальных проблем современности;
Уметь: - выполнять измерения, выдвигать гипотезы, описывать результаты измерений, делать выводы, обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии;
- сравнивать, анализировать и давать оценку веществам, окружающим нас;
- проводить наблюдения, эксперименты с веществами, окружающими нас;
- использовать положительные свойства веществ, окружающих нас, и предотвращать их отрицательное влияние на живую природу;
- собирать информацию о веществах и их физиологических свойствах;
- использовать дополнительную литературу и информацию;
- использовать лабораторное оборудование для проведения экспериментальных работ;
- бережно относиться к окружающей среде;
- применять полученные знания и умения на практике;
После изучения программы данного курса учащиеся должны уметь: - проводить опыты с помощью учителя и самостоятельно;
- работать в группах;
- проводить микроисследования, обрабатывать полученную информацию;
- писать рефераты, придерживаясь определенной структуры.
- формы проведения занятий могут быть различны: семинар, урок-практикум, практическая работа, мини проекты, лекция.
Особое внимание уделено практическим работам – формированию практических умений и навыков учащихся. Организация занятий во многом зависит от технических возможностей учебного заведения, особенно от оборудования химической лаборатории. В качестве инструментария для оценивания результатов можно использовать практические работы, устные и письменные сообщения, индивидуальные дифференцированные задания, защита проектов. Курс рассчитан на 34 часа (по одному часу в неделю.) Методические рекомендации При реализации программы целесообразно: - адаптировать материал к уровню подготовки учащихся, он должен быть доступным и понятным;
- ориентировать содержание для практического применения;
- использовать разнообразные методы контроля: отчеты по практическим занятиям и экскурсиям, доклады, презентации творческих работ, конспекты;
Тематическое планирование программного материала. № п/п | Тема занятия. | Химический эксперимент | Кол- во часов | Вид занятий | Тема 1: Введение 3 часа. | 1. | Введение. Что такое экология? Когда возникла эта наука? Что изучает? | | 1 час. | Лекция и элементами беседы. | 2. | Когда возникла наука химия? Что она изучает? | | 1 час. | | 3. | Какая из наук старше? Какая между ними связь? | | 1 час. | Диспут. Установление причинно – следственных связей между этими науками. | Тема 2. Воздух. Значение воздуха. Источники его загрязнения. Меры борьбы с загрязнением. 10 часов. | 4. | Правила техники безопасности при работе в кабинете химии. | Правила работы с нагревательными приборами и другими реактивами. | 1 час. | Беседа. | 5. | Состав и значение воздуха. Чистый воздух – эликсир здоровья. | Демонстрация опыта, доказывающего состав воздуха. | 1 час. | Практическая работа №1. | 6. | Определение содержания углекислого газа в классной комнате. | Демонстрация опыта. | 1 час. | Комбинированный. | 7. | Загрязнения атмосферного воздуха. | Источники загрязнения. Выявление источников загрязнения на территории хутора. | 1 час. | Комбинированный. | 8. | Изменение газового состава атмосферы. | Постановка проблемы изменения газового состава атмосферы. | 1 час. | Решение проблемы. | 9. | Влияние погоды на степень загрязнения воздуха. | Наблюдение за погодой и определение степени загрязнения воздуха при циклонах и антициклонах. | 1 час. | Творческий отчет по результатам наблюдения. | 10. | Проблема озонового экрана. Что такое озоновая дыра? | Выявление причин образования озоновых дыр. | 1 час. | Беседа. | 11. | Источники загрязнения воздуха в нашей местности. Что такое кислотные дожди? | Экскурсия к основным источникам загрязнения атмосферы на территории нашего населенного пункта. Исследование осадков на наличие кислотности. | 1 час. | Практическая работа № 2. | 12. | Прогнозирование загрязнения атмосферы. | | 1 час. | Диспут. | 13. | Мероприятия по охране атмосферного воздуха на территории нашего населенного пункта. | Экскурсия. Выявление объектов загрязнения воздуха. | 1 час. | | Тема 3. Роль воды в природе и жизни человека. Охрана поверхностных вод. 10 часов. | 14. | Роль воды в природе. | Демонстрация схемы круговорота воды в природе. | 1 час. | Лекция с элементами беседы. | 15. | Использование пресных вод в хозяйственной деятельности человека. | Демонстрация презентации по данной теме. | 1 час. | Конференция. | 16. | Свойства воды. Вода растворитель. | Растворение твердых веществ. Зависимость растворения от температуры. | 1 час. | Практическая работа № 3. | 17. | Понятие о растворе. | Растворение жидкостей и газообразных веществ в воде. Явления, сопровождающие реакции. | 1 час. | Практическая работа № 4. | 18. | Источники пресной воды на территории нашего населенного пункта. | Экскурсия к источникам. Взятие проб. | 2 часа. | Экскурсия к водоемам нашего хутора. | 19. | Определение пригодности воды для питья из колодцев, родников и малых рек нашего хутора. | Определение пригодности воды для питья. | 1 час. | Практическая работа № 5. | 20. | Определение и сравнение жесткости воды из колодцев, родников и малых рек нашего населенного пункта. | Определение жесткости воды. | 1 час. | Практическая работа № 6. | 21. | Источники загрязнения поверхностных вод на территории хутора. | Определение источников загрязнения. Очистка воды активированным углем. Другие способы очистки воды. | 1 час. | Практическая работа № 7. |
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
Добавлено: 2012.03.19 | Просмотров: 1590
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|