Главная / Методические материалы / Преподавание экологии
Программа работы летнего профильного экологического лагеря
Автор(ы): Агафонова Любовь Николаевна, учитель биологии; Беляева Наталья Александровна, учитель химии и биологии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Воспитание экологической культуры – долгий, непрерывный путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Экологическая культура - неотъемлемая часть общечеловеческой культуры. Одним из условий формирования экологической культуры подрастающего поколения является создание единой системы теоретических и практических видов деятельности школьников: учебной, исследовательской, игровой, пропагандистской, общественно-полезной по изучению и охране природы. Самой удачной формой реализации экологического воспитания является работа экологического лагеря, который позволяет осуществлять переход от учебной деятельности к начальному этапу детской исследовательской работы. Смена учебной деятельности, на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках профильного экологического лагеря, позволяет ребёнку уйти от стереотипов обучения, что делает его более увлекательным, мобильным и повышает образовательный потенциал. Работа экологического лагеря при школе наиболее полно способствует так же расширению и углублению знаний о природе; вырабатывает умения оценивать состояние окружающей среды, формирует и развивает умения реальной природоохранной деятельности. Программа включает в себя следующие направления: - образовательно-содержательное (эколого-краеведческое);
- воспитательное;
- спортивно-оздоровительное направление.
Образовательная часть включает теоретические занятия, полевые практикумы, учебные экскурсии, проведение конкретной исследовательской работы. Программа построена по блоковой схеме, причём каждый из блоков, с одной стороны, может рассматриваться как отдельная, совершенно суверенная часть программы, но в тоже время выступает в плотной связи с остальными блоками, делая программу более многогранной. Воспитательные мероприятия подобраны с учётом тематики лагеря и возрастных особенностей детей. Спортивно-оздоровительные мероприятия включают встречи с медицинскими работниками, проведение спортивных мероприятий и ежедневной утренней зарядки и спортивного часа. Теоретическая часть программы экологического лагеря способствует не только систематизации и обобщению знаний по экологии, но и формирует у учащихся обязательный минимум знаний, необходимых для понимания основных закономерностей функционирования биосферы, места и роли в ней человека. Практическая часть предусматривает проведение различных экскурсий, путешествия по заповедным местам, ролевые игры и семинары, защиту рефератов, разработку экологических проектов, конкурсы плакатов, рисунков, рассказов, стихов о природе. Особое внимание уделяется выработке практических умений и навыков, направленных на сохранение и умножение природных богатств: участие в благоустройстве и озеленение населенных пунктов и школ, очистка рек, работа на пришкольных учебно-опытных участках. Самое ценное в работе лагеря - организация учебно-исследовательской деятельности школьников во время проведения эколого-краеведческих экспедиций, с учётом возрастных особенностей. Экологический лагерь это ещё и школа жизни: в походах и экспедициях дети закаляются физически и морально, учатся бороться с трудностями и вести себя в экстремальных ситуациях, познают счастье дружбы. Программа работы экологического лагеря, способствует воспитанию любви к малой Родине и ее богатствам, выработке у подростков экологического мировоззрения в целом. Цель: создание условий для полноценного летнего отдыха детей и одновременного экологического воспитания и формирования у детей глубоких экологических знаний и умений в непосредственном общении с природой, совершенствование умений проведения исследовательской деятельности в условиях природы. Задачи: - воспитательные:
- вовлечение каждого участника смены в процессе организации коллективно –
- творческой и исследовательской деятельности;
- приобщение детей к изучению природы родного края, осознанию связей между человеком и природой, развитие инициативы и самостоятельности;
- формирование ответственного отношения к себе как личности, от которой зависит среда, природа, общество;
- формирование у детей здорового образа жизни.
- организационно – практические:
- развитие интеллектуальных способностей и навыков исследовательской деятельности у детей;
- формирование первичных эколого-туристических навыков, умений принимать грамотные решения в области природопользования;
- изучение эколого-санитарной обстановки на территории сельского поселения и составление экологического паспорта станицы
Кадровое обеспечение: учителя естественно – научного цикла. Участники: учащиеся школы 5-7 класс. Форма проведения: лагерь с дневным пребыванием учащихся и двухразовым питанием (завтрак и обед). Количество учащихся: 15-20 человек. I Эколого-краеведческое направление № | Наименование темы | Теоретическое занятие | Практические занятия | В помещении | На местности | 1 | Экология. Цивилизация. Культура | 1 | 2 | 1 | 2 | Экология окружающей среды | 9 | 4 | 5 | 3 | Экологический паспорт населённого пункта | 2 | 3 | 3 | 4 | Охрана природы и туризм | 2 | | 10 | | Итого | 14 | 9 | 19 | | Итого 42 часа | 1. Экология. Цивилизация. Культура (4 часа) Теоретическая часть - 1 час Глобальные экологические проблемы человечества. Режим природы – основа жизни. Значение природы в жизни населения Краснодарского края. Региональные экологические проблемы. Практическая часть - 3 часа Дискуссия – практикум «Экологические проблемы Земли и пути их решения». (1) Театрализованная игра на местности «Посвящение в экологи».(2) 2. Экология окружающей среды (18 часов) Теоретическая часть - 9 часов Атмосферный воздух, водные ресурсы, почвы: проблемы их использования и охраны. Методы изучения водных экосистем. Флора и фауна. Типы почв. Почвы населённого пункта. Меры по сохранению плодородия почв. Воздух - основа здоровья человека. Влияние шума на организм человека. Взаимодействие организмов в природе. Животные и растения населённого пункта. Опасные и ядовитые грибы и растения Краснодарского края. Растения индикаторы окружающей среды. Лекарственные растения населённого пункта. Практическая часть - 9 часов Практикум «Оценка состояния воды в реке. Морфометрические показатели водоёма: промеры глубин, определение скорости течения реки. Определение физических свойств воды: температура, прозрачность, цветность, запах». (1) Практикум «Заготовка лекарственных растений» Экскурсия «Флора и фауна населённого пункта». Практикум «Растения охраняют растения» Игра на местности «Путешествие в страну Агрос» Экскурсия в лабораторию «Экологическое изучение почв. Определение кислотности почв населённого пункта» Экскурсия – практикум «Определение экологического состояния воздуха по биоиндикаторам». Практикум «Озеленение территории школьного двора» 3. Экологический паспорт населённого пункта (8 часов) Теоретическая часть - 2 часа Населённый пункт, в котором я живу. Методы изучения экологического состояния среды. Эстетическая роль и значение зелёных насаждений. Практическая часть - 6 часов Экскурсия «Рекогносцированное обследование территории населённого пункта. Антропогенные факторы, влияющие на экологическое состояние данного сельского поселения». Экскурсия «Экологическое изучение растительности населённого пункта. Биологические особенности основных пород деревьев, используемых в озеленении территории и в парке». Практикум «Оформление учебно – экологической тропы». Творческий конкурс «Моя малая родина». Практикум «Составление экологического паспорта населённого пункта» 4. Охрана природы и туризм (12 часов) Теоретическая часть - 2 часа Правила поведения в природе. Теоретические основы туризма. Техника безопасности во время похода, оказание первой помощи в полевых условиях. Основные типы современных антропогенных воздействий на природу. Редкие растения и...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.03.19 | Просмотров: 2493
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|