Главная / Методические материалы / Преподавание экологии
Программа спецкурса для 6-го класса Экология растительных сообществ
Автор(ы): Кононенко Светлана Юрьевна, учитель химии; Посохова Наталья Ивановна, учитель биологии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Пояснительная записка Программа предназначена для организации экологического образования школьников 6 класса. В куре биологии 6 класса учащиеся изучают строение и функционирование растительного организма, классификацию и систематическое положение растений в живой природе, поэтому в курсе Экология фитоценозов предлагается рассмотреть структуру фитоценозов, их классификацию и антропогенное воздействие на растительные сообщества. В курсе изучаются технологии восстановления фитоценозов. Особое место имеют вопросы, направленные на природоохранительную деятельность по восстановлению и сохранению естественных и искусственных экосистем. Программа предусматривает практикум, включающий исследовательскую деятельность школьников, лабораторно-практические виды работ, а также экскурсионные занятия. Курс рассчитан на 34 часа, из них теоретические часы - 24, практические занятия - 10. Цель курса: формирование экологических знаний школьников на основе изучения структуры, классификации фитоценозов, их взаимосвязи с человеком. Задачи курса: ознакомление учащихся с многообразием растительных сообществ, их охраной. Формы организации и методы обучения учащихся: преподавание курса предусматривает внедрение современных педагогических технологий, содействующих эффективному развитию творческого потенциала у учащихся, индивидуализации образования. В этой связи при изучении курса предусматривается реферативная и практическая деятельность. Основные требования к знаниям и умениям. Учащиеся должны знать: структуру фитоценозов; взаимосвязи в фитоценозах; классификацию фитоценозов по биологической продуктивности; структуру естественных искусственных фитоценозов; применение удобрений в фитоценозах; самовосстановление фитоценозов; технологии восстановления травяной растительности4 - природоохранительную деятельность по восстановлению и сохранению фитоценозов;
- антропогенное воздействие на фитоценозы в крае.
Учащиеся должны уметь: выявлять признаки различия фитоценозов4 определять степень влияния удобрений и пестицидов на жизнь сообществ растений; выявлять и устанавливать взаимосвязи основных компонентов фитоценозов; применять изученные технологии по восстановлению растительности в фитоценозах; исследовать почвенный состав сообществ; закладывать опыты по изучению фитоценозов; выявлять степень влияния человека на жизнь сообществ; уметь вести природоохранительную работу по сохранению биомногообразия в природе. Тематическое планирование программного материала № | Содержание материала | Кол-во часов | Из них | теорет | практ. | экскур. | 1. | Введение. Фитоценология, ее задачи. | 1 | 1 | | | 2. | Организация фитоценозов: - фитоценоз, его структура;
- биом - высшая единица экологической характеристики фитоценоза;
- приспособленность к жизни в фитоценозе;
- исследование почв фитоценозов;
- классификация фитоценозов по биологической продуктивности;
- естественные фитоценозы;
- антропогенные фитоценозы;
- влияние культурных растений на естественные фитоценозы;
- влияние естественных фитоценозов на культурные растения.
| 14 | 2 1 1 1 2 1 | | 2 2 2 | 3. | Антропогенное воздействие на почвенный покров фитоценоза: - антропогенное воздействие на почвенный покров фитоценозов;
- экологические последствия применения удобрений и пестицидов для фитоценозов;
- исчезающие фитоценозы планеты;
- экологические последствия сведений фитоценозов.
| 4 | 1 1 1 1 | | | 4. | Охрана и восстановление фитоценозов: - самовосстановление фитоценозов;
- воспроизводство и моделирование травяной растительности;
- технология восстановления травяной растительности;
- природоохранительная деятельность по восстановлению и сохранению фитоценозов
| 5 | 1 1 1 2 | | | 5. | Практикум: - составление плана-схемы растительности пришкольного учебно-опытного участка;
- исследование почв пришкольного учебно-опытного участка;
- фитоценотический анализ учебно-опытного участка;
- влияние человека на состояние учебно-опытного участка;
- закладка опытов по изучению состояния продуктивности культурных растений, возделываемых на учебно-опытном участке.
| 10 | | 2 2 2 2 2 | | | Итого: | 34 | 18 | 10 | 6 | Содержание курса Общее количество часов - 34 Ведение (1 час) Фитоценология. Распределение флоры планеты Земля. Значение знаний фитоценологии для сохранения и преумножения природных богатств. Основные понятия: фитоценология, Фитоценоз, флора. Организация фитоценозов (14ч) Фитоценоз, его структура. Видовая и пространственная структура фитоценоза. Основные компоненты фитоценозов. Целостность фитоценозов. Биом - высшая единица экологической характеристики фитоценоза. Приспособленность растений к условиям жизни. Взаимосвязи в сообществах. Почва, ее значение как среды жизни. Агрохимия. Состав и структура почв. Элементы почвы, их классификация. Кислотность и буферность почв. Классификация фитоценозов по биологической продуктивности. Естественные фитоценозы. Антропогенные фитоценозы. Взаимосвязь естественных и искусственных фитоценозов. Основные понятия: биом, жизненная форма, ярусность, буфферность, биологическая продуктивность, продуценты, редуценты, ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.03.19 | Просмотров: 2529
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|