Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Ролевая игра на занятиях Познай себя - Школьная психологическая служба - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба

Ролевая игра на занятиях Познай себя


Автор(ы): Малкова Светлана Валентиновна, педагог-психолог


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Элективный курс “Познай себя” рассчитан на учащихся 6-х классов.
В этот период ведущим видом деятельности подростков является общение. Однако конструктивное общение невозможно без осознания собственного Я, своих особенностей и потребностей. Но оно также немыслимо и без внимания к собеседнику, принятия его как личности, равноправного партнера по общению. Поэтому цель курса “Познай себя” – развитие у обучающихся способности к самопознанию, рефлексии и саморефлексии, совершенствование навыков конструктивного общения.
Анализ педагогической ситуации, сложившейся на занятиях, позволил выявить следующие противоречия:
– между потребностью в общении как ведущим видом деятельности подростков и недостаточным уровнем развития коммуникативных умений обучающихся;
– между потребностью подростков быть понятым и принятым другими и собственным умением понять и принять других;
– между потребностью обучающихся в творческой самореализации и недостаточно сформированными у них умениями, необходимыми для творческой деятельности.
Анализ возникших противоречий позволил выдвинуть гипотезу: использование ролевой игры на занятиях “Познай себя” будет способствовать развитию творческой активности и коммуникативных умений учащихся.
Почему предпочтение было отдано именно ролевой игре?
Использование игровых технологий, в частности ролевых игр, снимает эмоциональные барьеры в общении, создает эмоционально комфортную атмосферу на занятии, минимизируя прямое педагогическое воздействие, создает ситуацию успеха, позволяя учащимся проявить себя. Все это способствует более успешной их самореализации.
В игре обучающиеся совершают самостоятельные действия и несут за них ответственность перед другими участниками игры. Эффект публичности (Лингарт), возникающий в ходе игры, способствует развитию толерантности и эмпатии, умений понять и принять другого человека. Постижение эмоционального состояния другого выражается в форме сопереживания и сочувствия участникам игры.
Работа в парах повышает коммуникативную и речевую компетентность обучающихся, формирует у них умение выбрать адекватные ситуации способы и средства общения, вести диалог, а также навыки рефлексии и саморефлексии, в целом повышает коммуникативную культуру обучающихся.
Творческий характер заданий стимулирует креативность мышления, развивает фантазию и умение учащихся перенести знания из одной области в другую.
Все это способствует становлению субъектности обучающихся в образовательном процессе, их саморазвитию и самореализации, что делает актуальным использование ролевой игры на занятиях элективного курса “Познай себя”.
Далее представлена разработка занятия из тематического блока “Эмоции и чувства человека” данного элективного курса.
Курс “Познай себя”.
Образовательная область
: Технология (Психология).
Тематический блок: “Эмоции и чувства человека” (6 часов).
Тема занятия: “Экзамен в театральном училище”.
Цель: определить качество усвоения участниками занятия полученных знаний и умение применять их в различных коммуникативных ситуациях.
Форма занятия: ролевая игра.
Участники: учащиеся 6-х классов.
Методическое обеспечение: набор карточек “Мимические маски”, карточки “Перечень эмоций и чувств человека”, набор рисунков с сюжетно-ролевым содержанием, “Зачетные книжки” участников занятия, музыкальное оформление.
Краткое описание игры. Группа студентов театрального училища держит семестровый экзамен по актерскому мастерству. Они получают индивидуальные и групповые задания творческого характера. Их цель – продемонстрировать свои актерские способности.
Основная игровая задача – показать пантомимическую и речевую выразительность, умение понять и адекватно передать переживание человека, наблюдательность.
Набор ролей: студенты театрального училища, преподаватель(ли).
Педагогические возможности. Игра способствует развитию творческих способностей и коммуникативных умений учащихся, помогает раскрыть личность ученика.
Этапы игры.
1. Подготовительный.
Разработка правил игры, творческих заданий для участников. Подготовка необходимого методического обеспечения.
2. Игровое действие:
2.1 Организационный этап. Сообщение учащимся темы, цели, правил игры, основных ролей.
2.2 Основной этап – проведение игры. Выполнение участниками творческих заданий: индивидуальных (речевая разминка, упражнение “Пантомима”), в парах (упражнение “Испорченный телевизор”, “Найди свою половинку”), групповых (упражнение “Оживи картину”).
2.3 Заключительный этап. Подведение итогов игры, работа с “Зачётными книжками”.
В конце занятия учащиеся оценивают свое настроение по окончанию игры. Для этого они, уходя с занятия, выбирают одну из предложенных карточек: солнышко – дождик, улыбка – грусть, ягодка – луковица и т.д. Это позволяет получить эмоциональную обратную связь, что помогает учителю (психологу) корректировать учебный процесс, а у подростков развивает умение оценить своё эмоциональное состояние.
Сценарий игры
1. Организационный этап.

Сообщение учащимся темы, цели занятия, правил проведения игры.
Ведущий: “В течение нескольких занятий мы узнавали что-то новое об эмоциях и чувствах людей: какие бывают чувства, как человек может их выразить, как определить, что чувствует человек, с которым вы общаетесь. Мы учились определять чувства других людей и точнее передавать свои. Сегодня мы посмотрим, чему вы смогли научиться (цель занятия). А чтобы наша встреча прошла интереснее, проведём игру “В театральном училище”.
Представьте, что вы не ученики шестого класса, а студенты театрального училища. Я – ваш преподаватель актерского мастерства. На наших занятиях вы учитесь искусству перевоплощения, которое невозможно без умения передать чувства и переживания тех персонажей, которых вы будете играть на сцене или в кино. Заканчивается учебный год. Вам предстоит очередной экзамен, тема которого – “Эмоции и чувства человека”. Ваша задача – показать преподавателю и вашим коллегам–студентам, что Вы многому научились за этот год занятий в творческой студии, своё актерское мастерство. Вы хотите сдать экзамен на “отлично”, получить одобрение преподавателя и однокурсников. Итак, раз, два, три… Мы в учебном классе театрального училища”.
2. Основной этап – проведение игры.
В течение занятия участникам предлагается ряд заданий, выполнение которых позволяет учителю определить, насколько успешно ученики продвинулись в освоении данной темы. Задания и порядок их выполнения зависят от уровня мотивации учащихся и их особенностей (личностных и интеллектуальных), а также группы в целом.
2.1. Разминка.
а) участникам раздаются карточки, половина из которых содержит названия различных чувств человека, а на остальных изображены пиктограммы, соответствующие данным чувствам. Задание: соединить название и рисунок, найти друг друга. После того, как пары образуются, участники определяют правильность сделанных выборов и доказывают своё мнение. Данное задание позволяет участникам вспомнить один из способов выражения чувств человеком – мимику.
б) Упражнение “Иди сюда!”. Учащимся предл...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.03.20 | Просмотров: 1520

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340