Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба
Ролевая игра на занятиях Познай себя
Автор(ы): Малкова Светлана Валентиновна, педагог-психолог
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Элективный курс “Познай себя” рассчитан на учащихся 6-х классов. В этот период ведущим видом деятельности подростков является общение. Однако конструктивное общение невозможно без осознания собственного Я, своих особенностей и потребностей. Но оно также немыслимо и без внимания к собеседнику, принятия его как личности, равноправного партнера по общению. Поэтому цель курса “Познай себя” – развитие у обучающихся способности к самопознанию, рефлексии и саморефлексии, совершенствование навыков конструктивного общения. Анализ педагогической ситуации, сложившейся на занятиях, позволил выявить следующие противоречия: – между потребностью в общении как ведущим видом деятельности подростков и недостаточным уровнем развития коммуникативных умений обучающихся; – между потребностью подростков быть понятым и принятым другими и собственным умением понять и принять других; – между потребностью обучающихся в творческой самореализации и недостаточно сформированными у них умениями, необходимыми для творческой деятельности. Анализ возникших противоречий позволил выдвинуть гипотезу: использование ролевой игры на занятиях “Познай себя” будет способствовать развитию творческой активности и коммуникативных умений учащихся. Почему предпочтение было отдано именно ролевой игре? Использование игровых технологий, в частности ролевых игр, снимает эмоциональные барьеры в общении, создает эмоционально комфортную атмосферу на занятии, минимизируя прямое педагогическое воздействие, создает ситуацию успеха, позволяя учащимся проявить себя. Все это способствует более успешной их самореализации. В игре обучающиеся совершают самостоятельные действия и несут за них ответственность перед другими участниками игры. Эффект публичности (Лингарт), возникающий в ходе игры, способствует развитию толерантности и эмпатии, умений понять и принять другого человека. Постижение эмоционального состояния другого выражается в форме сопереживания и сочувствия участникам игры. Работа в парах повышает коммуникативную и речевую компетентность обучающихся, формирует у них умение выбрать адекватные ситуации способы и средства общения, вести диалог, а также навыки рефлексии и саморефлексии, в целом повышает коммуникативную культуру обучающихся. Творческий характер заданий стимулирует креативность мышления, развивает фантазию и умение учащихся перенести знания из одной области в другую. Все это способствует становлению субъектности обучающихся в образовательном процессе, их саморазвитию и самореализации, что делает актуальным использование ролевой игры на занятиях элективного курса “Познай себя”. Далее представлена разработка занятия из тематического блока “Эмоции и чувства человека” данного элективного курса. Курс “Познай себя”. Образовательная область: Технология (Психология). Тематический блок: “Эмоции и чувства человека” (6 часов). Тема занятия: “Экзамен в театральном училище”. Цель: определить качество усвоения участниками занятия полученных знаний и умение применять их в различных коммуникативных ситуациях. Форма занятия: ролевая игра. Участники: учащиеся 6-х классов. Методическое обеспечение: набор карточек “Мимические маски”, карточки “Перечень эмоций и чувств человека”, набор рисунков с сюжетно-ролевым содержанием, “Зачетные книжки” участников занятия, музыкальное оформление. Краткое описание игры. Группа студентов театрального училища держит семестровый экзамен по актерскому мастерству. Они получают индивидуальные и групповые задания творческого характера. Их цель – продемонстрировать свои актерские способности. Основная игровая задача – показать пантомимическую и речевую выразительность, умение понять и адекватно передать переживание человека, наблюдательность. Набор ролей: студенты театрального училища, преподаватель(ли). Педагогические возможности. Игра способствует развитию творческих способностей и коммуникативных умений учащихся, помогает раскрыть личность ученика. Этапы игры. 1. Подготовительный. Разработка правил игры, творческих заданий для участников. Подготовка необходимого методического обеспечения. 2. Игровое действие: 2.1 Организационный этап. Сообщение учащимся темы, цели, правил игры, основных ролей. 2.2 Основной этап – проведение игры. Выполнение участниками творческих заданий: индивидуальных (речевая разминка, упражнение “Пантомима”), в парах (упражнение “Испорченный телевизор”, “Найди свою половинку”), групповых (упражнение “Оживи картину”). 2.3 Заключительный этап. Подведение итогов игры, работа с “Зачётными книжками”. В конце занятия учащиеся оценивают свое настроение по окончанию игры. Для этого они, уходя с занятия, выбирают одну из предложенных карточек: солнышко – дождик, улыбка – грусть, ягодка – луковица и т.д. Это позволяет получить эмоциональную обратную связь, что помогает учителю (психологу) корректировать учебный процесс, а у подростков развивает умение оценить своё эмоциональное состояние. Сценарий игры 1. Организационный этап. Сообщение учащимся темы, цели занятия, правил проведения игры. Ведущий: “В течение нескольких занятий мы узнавали что-то новое об эмоциях и чувствах людей: какие бывают чувства, как человек может их выразить, как определить, что чувствует человек, с которым вы общаетесь. Мы учились определять чувства других людей и точнее передавать свои. Сегодня мы посмотрим, чему вы смогли научиться (цель занятия). А чтобы наша встреча прошла интереснее, проведём игру “В театральном училище”. Представьте, что вы не ученики шестого класса, а студенты театрального училища. Я – ваш преподаватель актерского мастерства. На наших занятиях вы учитесь искусству перевоплощения, которое невозможно без умения передать чувства и переживания тех персонажей, которых вы будете играть на сцене или в кино. Заканчивается учебный год. Вам предстоит очередной экзамен, тема которого – “Эмоции и чувства человека”. Ваша задача – показать преподавателю и вашим коллегам–студентам, что Вы многому научились за этот год занятий в творческой студии, своё актерское мастерство. Вы хотите сдать экзамен на “отлично”, получить одобрение преподавателя и однокурсников. Итак, раз, два, три… Мы в учебном классе театрального училища”. 2. Основной этап – проведение игры. В течение занятия участникам предлагается ряд заданий, выполнение которых позволяет учителю определить, насколько успешно ученики продвинулись в освоении данной темы. Задания и порядок их выполнения зависят от уровня мотивации учащихся и их особенностей (личностных и интеллектуальных), а также группы в целом. 2.1. Разминка. а) участникам раздаются карточки, половина из которых содержит названия различных чувств человека, а на остальных изображены пиктограммы, соответствующие данным чувствам. Задание: соединить название и рисунок, найти друг друга. После того, как пары образуются, участники определяют правильность сделанных выборов и доказывают своё мнение. Данное задание позволяет участникам вспомнить один из способов выражения чувств человеком – мимику. б) Упражнение “Иди сюда!”. Учащимся предл...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.03.20 | Просмотров: 1520
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|