Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Тема урока: Природа в музыке, поэзии, живописи - Преподавание экологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание экологии

Тема урока: Природа в музыке, поэзии, живописи


Автор(ы): Стрельцова Оксана Владимировна, учитель химии, экологии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели и задачи:
  • Познакомить с произведениями русских поэтов и писателей о родной природе.
  • Познакомить с произведениями композиторов П.И. Чайковского, Г.В. Свиридова.
  • Воспитывать у детей чувство прекрасного, эмоциональное развитие детей.
  • Формировать экологическую культуру.
Оборудование:
  • ТСО:
    • видеосюжет “Красота Земли”;
    • аудиомагнитофонная запись с голосами птиц, шумом листвы, звуками моря;
    • компьютер для демонстрации картин русских художников.
  • Стенды, для размещения предметов быта с элементами природы.
  • Наглядность:
    • плакаты с красотой Земли,
    • выставка рисунков, картин, творческих работ учащихся.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Учитель: Ребята любите ли вы путешествовать? Ну, разумеется, любите? А куда и как вам захотелось бы совершить свое путешествие? Конечно, путешествия бывают разными. Можно сесть в самолет и улететь в далекие страны, но такие путешествия многим не доступны. Можно совершить такое путешествие, которое всем доступно, очень интересно и увлекательно. Это путешествие в мир красоты природы, и помогут его совершить поэты, писатели, музыканты, художники. Природа удивительно разнообразна красками и формами: жуки, бабочки, стрекозы, цветки, листья, капли росы, снежинки – какое разнообразие красоты! Даже на островках природы в городе – во дворах, парках, газонах! А сколько красоты в лесу, на лугу, среди поля, у реки, у озера! А сколько в природе звуков – целые многоголосия хоров насекомых, птиц, лягушек и других животных!
Природа – настоящий храм красоты, и не случайно все поэты, художники, музыканты черпали свои замыслы, наблюдая их в природном окружении.
Ведущий 1:
Без музыки не проживу и дня!
Она во мне. Она вокруг меня.
И в пенье птиц и в шуме городов,
В молчанье трав и в радуге цветов,
И в зареве рассвета над землей…
Она везде и вечно спутник мой.
Ей все подвласно: радость и тоска,
В ней просто миг – и долгие века.
И воскресить умеет и убить,
Заставит полюбить и разлюбить.
Но разве может жить она без нас
Хотя бы день, полдня, хотя бы час!
Без наших дум и радостей земных,
Без мелочей смешных и несмешных?
Мы ей за все “спасибо” говорим
И, веря в торжество ее, – творим!
Ведущий 2: Музыка и стихи – это то прекрасное, без чего человек не может жить. Сегодня мы с вами и будем говорить о природе в музыке, стихах, прозе, живописи. Писатель Паустовский, с произведениями, которого вы обязательно познакомитесь, сказал чудесные слова: “… и если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очаровавние и всю исцеляющую силу нашей русской природы. Любовь к родной природе – один из вернейших признаков любви к своей стране.
Ведущий 3:
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона.
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы,
Шелестят зеленые сережки
И горят серебряные росы.
Ведущий 1: А композиторы сочинили множество песен о красоте природы. Может ли песня внести радость в наше сердце? А стихи? А природа? В ней есть душа, в ней есть язык, только к сожалению не каждому дано услышать этот язык, понять его. Но многим талантливым людям, таким как поэт С.А. Есенин, композитор П.И. Чайковский, Г.В. Свиридов удалось понять язык природы и всем сердцем полюбить ее, поэтому, и создали они много прекрасных произведений.
Ведущий 2: Звуки природы послужили основой для создания многих музыкальных произведений. Природа мощно звучит в музыке. Музыка была уже у древних людей. Первобытные люди стремились изучать звуки окружающего мира, они помогали им ориентироваться, узнавать об опасности, охотится. Наблюдая за предметами и явлениями природы, они создали первые музыкальные инструменты – барабан, арфу, флейту. Музыканты всегда учились у природы. Даже звуки колокола, которые раздоются в церковные праздники, звучат благодоря тому, что колокол создали по подобно цветка колокольчика.
В 1500 в Италии был сделан медный цветок, случайно его ударили, и раздался мелодичный звон, колоколом заинтересовались служители религиозного культа и вот он звучит, радуя прихожан своим звоном. Учились у природы и великие музыканты: Чайковский не выходил из леса, когда писал детские песенки о природе и цикл “Времена года”. Лес подсказывал ему настроение и мотивы музыкального произведения.
Звучит музыка Чайковского “Подснежник”.
Ведущий 5:
Ты откуда, русская, зародилась музыка?
То ли в чистом поле, то ли в лесе мглистом?
В радости ли? В боли?
Или в птичьем свисте? Ты скажи, откуда
Грусть в тебе и удаль? В чьем ты сердце билась
С самого начала? Как же ты явилась?
Как ты зазвучала? Пролетели утки-
Уронили дудки. Пролетали гуси-
Уронили гусли. Их порою вешней
Нашли, не удивились. Ну, а песня?
С песней на Руси родились.
Звучит в записи “Романс” Г.Свиридова.
Ведущий 1: Певец природы, писатель М.М. Пришвин, не уставал говорить о том, что природа и человек- это одно целое. Очень важно, чтобы вы, ребята, научились любить и ценить природу. И жизнь станет для вас богаче и интереснее. Вы не будете равнодушными и бессердечными: кто любит природу, тот не испортит дерево, не сорвёт цветок, не погубит птицу.
Ученик:
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Ведущий 2: Мне бы очень хотелось, чтобы вы сами научились слышать не только ушами, но и сердцем и шорох листьев, и шелест травы и журчанье ручейка, и пение птиц; чтобы вы научились любить и жалеть всё живое в лесу и сам лес- это необыкновенное чудо природы.
Ученица:
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полний сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмною, грозою?
Что ты шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Что в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же знаешь мы – свои!
Ученик:
Небо где-то далеко
Заблудилось меж вершин.
Заплутался я в лесу,-
Я – один,
Совсем один!
Сколько мне ещё бродить,
И пугаться, и дрожать?
Или влево мне идти,
Или вправо мне бежать?
Вот споткнулся на бегу
И невольно крикнул: “Ой!”
Тут, представьте, лес спросил:
“Что случилось? Что с тобой?”
Сразу легче стало мне.
Сразу стало веселей,
“Привет!”
Лесу крикнул я:
“Эгей!”
“Эге-гей! – ответил лес, –
Не пугайся, я с тобой!
Видишь ягоду? – Твоя!
Видишь гриб?
Он тоже твой”.
От его хороших слов
Посветлело всё вокруг…
И чего боятся мне,
Если лес – мой добрый друг.
Ведущий 3: Нет на свете более гениального художника, чем сама природа. Все созданное ей – это настоящие щедевры. Художников привлекают эти образы уголков нетронутой природы. На картинах многих русских художников изображены степные ландшафты с их еще не нарушенной девственной красотой. Живописные образы дополняются поэтическими.
Звучит “Степь” Абелева на фортепиано. Ученик на фоне музыки читает стихотворение.
По всей степи – ковыль, по краям – все туман
Далеко, далеко от кургана курган
Облака в синиве белым стадом плывут,
Журавли в облаках перекличку ведут,
Не видать ни души. Тонет в золоте день,
Пробежать по траве ветру сонному лень.
Высоко, высоко в небе точка дрожит
Колокольчик веселый над степью звенит
В ковыле гудовень – и поют и жужжат,
Раздаются свистки, молоточки стучат
На все стороны путь: ни лесочка, ни гор!
Необъятная гладь! Неоглядный простор!
Никитин
Ведущий 4: На полотнах Шишкина запечатлены характерные виды восточно-европейской тайги. Они часто воспроизводятся в виде иллюстраций к географическим описаниям русской природы. В русской пейзажной живописи очень много произведений, посвященных временам года: осень, зима, весна – любимые темы русской пейзажной живописи на протяжении 21 века и познее. И главное, в ней не неизменные элементы природы, а чаще всего временные: осень ранняя или поздняя, вешние воды, тающий снег, дождь, гроза, зимнее солнце, выглянувщее на мгновенье из-за тяжелых зимних облаков.
Ведущий 5: В русской природе нет вечных, не меняющихся в разные времена года крупных объектов вроде гор, вечнозеленых деревьев, все в русской природе непостоянно по окраске и состоянию. Деревья – то с голыми ветвями, создающими своеобразную “графику зимы”, то с листвой, яркой, весенней, живописной. Разные состояния воды, принимающей на себя окраску неба и окружающих берегов, меняющиеся под действием сильного или слабого ветра дорожные лужи, различная окраска самого воздуха, туман, роса, иней, снег. Вечный маскарад, вечный праздник красок и линий, вечное движение в пределах года или суток.
Ведущий 6: У русской прир...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.03.21 | Просмотров: 3815

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340