Главная / Методические материалы / Преподавание экологии
Тема урока: Природа в музыке, поэзии, живописи
Автор(ы): Стрельцова Оксана Владимировна, учитель химии, экологии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели и задачи: - Познакомить с произведениями русских поэтов и писателей о родной природе.
- Познакомить с произведениями композиторов П.И. Чайковского, Г.В. Свиридова.
- Воспитывать у детей чувство прекрасного, эмоциональное развитие детей.
- Формировать экологическую культуру.
Оборудование: - ТСО:
- видеосюжет “Красота Земли”;
- аудиомагнитофонная запись с голосами птиц, шумом листвы, звуками моря;
- компьютер для демонстрации картин русских художников.
- Стенды, для размещения предметов быта с элементами природы.
- Наглядность:
- плакаты с красотой Земли,
- выставка рисунков, картин, творческих работ учащихся.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ Учитель: Ребята любите ли вы путешествовать? Ну, разумеется, любите? А куда и как вам захотелось бы совершить свое путешествие? Конечно, путешествия бывают разными. Можно сесть в самолет и улететь в далекие страны, но такие путешествия многим не доступны. Можно совершить такое путешествие, которое всем доступно, очень интересно и увлекательно. Это путешествие в мир красоты природы, и помогут его совершить поэты, писатели, музыканты, художники. Природа удивительно разнообразна красками и формами: жуки, бабочки, стрекозы, цветки, листья, капли росы, снежинки – какое разнообразие красоты! Даже на островках природы в городе – во дворах, парках, газонах! А сколько красоты в лесу, на лугу, среди поля, у реки, у озера! А сколько в природе звуков – целые многоголосия хоров насекомых, птиц, лягушек и других животных! Природа – настоящий храм красоты, и не случайно все поэты, художники, музыканты черпали свои замыслы, наблюдая их в природном окружении. Ведущий 1: Без музыки не проживу и дня! Она во мне. Она вокруг меня. И в пенье птиц и в шуме городов, В молчанье трав и в радуге цветов, И в зареве рассвета над землей… Она везде и вечно спутник мой. Ей все подвласно: радость и тоска, В ней просто миг – и долгие века. И воскресить умеет и убить, Заставит полюбить и разлюбить. Но разве может жить она без нас Хотя бы день, полдня, хотя бы час! Без наших дум и радостей земных, Без мелочей смешных и несмешных? Мы ей за все “спасибо” говорим И, веря в торжество ее, – творим! Ведущий 2: Музыка и стихи – это то прекрасное, без чего человек не может жить. Сегодня мы с вами и будем говорить о природе в музыке, стихах, прозе, живописи. Писатель Паустовский, с произведениями, которого вы обязательно познакомитесь, сказал чудесные слова: “… и если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очаровавние и всю исцеляющую силу нашей русской природы. Любовь к родной природе – один из вернейших признаков любви к своей стране. Ведущий 3: Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона. Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона. Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы, Шелестят зеленые сережки И горят серебряные росы. Ведущий 1: А композиторы сочинили множество песен о красоте природы. Может ли песня внести радость в наше сердце? А стихи? А природа? В ней есть душа, в ней есть язык, только к сожалению не каждому дано услышать этот язык, понять его. Но многим талантливым людям, таким как поэт С.А. Есенин, композитор П.И. Чайковский, Г.В. Свиридов удалось понять язык природы и всем сердцем полюбить ее, поэтому, и создали они много прекрасных произведений. Ведущий 2: Звуки природы послужили основой для создания многих музыкальных произведений. Природа мощно звучит в музыке. Музыка была уже у древних людей. Первобытные люди стремились изучать звуки окружающего мира, они помогали им ориентироваться, узнавать об опасности, охотится. Наблюдая за предметами и явлениями природы, они создали первые музыкальные инструменты – барабан, арфу, флейту. Музыканты всегда учились у природы. Даже звуки колокола, которые раздоются в церковные праздники, звучат благодоря тому, что колокол создали по подобно цветка колокольчика. В 1500 в Италии был сделан медный цветок, случайно его ударили, и раздался мелодичный звон, колоколом заинтересовались служители религиозного культа и вот он звучит, радуя прихожан своим звоном. Учились у природы и великие музыканты: Чайковский не выходил из леса, когда писал детские песенки о природе и цикл “Времена года”. Лес подсказывал ему настроение и мотивы музыкального произведения. Звучит музыка Чайковского “Подснежник”. Ведущий 5: Ты откуда, русская, зародилась музыка? То ли в чистом поле, то ли в лесе мглистом? В радости ли? В боли? Или в птичьем свисте? Ты скажи, откуда Грусть в тебе и удаль? В чьем ты сердце билась С самого начала? Как же ты явилась? Как ты зазвучала? Пролетели утки- Уронили дудки. Пролетали гуси- Уронили гусли. Их порою вешней Нашли, не удивились. Ну, а песня? С песней на Руси родились. Звучит в записи “Романс” Г.Свиридова. Ведущий 1: Певец природы, писатель М.М. Пришвин, не уставал говорить о том, что природа и человек- это одно целое. Очень важно, чтобы вы, ребята, научились любить и ценить природу. И жизнь станет для вас богаче и интереснее. Вы не будете равнодушными и бессердечными: кто любит природу, тот не испортит дерево, не сорвёт цветок, не погубит птицу. Ученик: Дерево, трава, цветок и птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни. Ведущий 2: Мне бы очень хотелось, чтобы вы сами научились слышать не только ушами, но и сердцем и шорох листьев, и шелест травы и журчанье ручейка, и пение птиц; чтобы вы научились любить и жалеть всё живое в лесу и сам лес- это необыкновенное чудо природы. Ученица: Здравствуй, лес, дремучий лес, Полний сказок и чудес! Ты о чём шумишь листвою Ночью тёмною, грозою? Что ты шепчешь на заре, Весь в росе, как в серебре? Что в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Всё открой, не утаи: Ты же знаешь мы – свои! Ученик: Небо где-то далеко Заблудилось меж вершин. Заплутался я в лесу,- Я – один, Совсем один! Сколько мне ещё бродить, И пугаться, и дрожать? Или влево мне идти, Или вправо мне бежать? Вот споткнулся на бегу И невольно крикнул: “Ой!” Тут, представьте, лес спросил: “Что случилось? Что с тобой?” Сразу легче стало мне. Сразу стало веселей, “Привет!” Лесу крикнул я: “Эгей!” “Эге-гей! – ответил лес, – Не пугайся, я с тобой! Видишь ягоду? – Твоя! Видишь гриб? Он тоже твой”. От его хороших слов Посветлело всё вокруг… И чего боятся мне, Если лес – мой добрый друг. Ведущий 3: Нет на свете более гениального художника, чем сама природа. Все созданное ей – это настоящие щедевры. Художников привлекают эти образы уголков нетронутой природы. На картинах многих русских художников изображены степные ландшафты с их еще не нарушенной девственной красотой. Живописные образы дополняются поэтическими. Звучит “Степь” Абелева на фортепиано. Ученик на фоне музыки читает стихотворение. По всей степи – ковыль, по краям – все туман Далеко, далеко от кургана курган Облака в синиве белым стадом плывут, Журавли в облаках перекличку ведут, Не видать ни души. Тонет в золоте день, Пробежать по траве ветру сонному лень. Высоко, высоко в небе точка дрожит Колокольчик веселый над степью звенит В ковыле гудовень – и поют и жужжат, Раздаются свистки, молоточки стучат На все стороны путь: ни лесочка, ни гор! Необъятная гладь! Неоглядный простор! Никитин Ведущий 4: На полотнах Шишкина запечатлены характерные виды восточно-европейской тайги. Они часто воспроизводятся в виде иллюстраций к географическим описаниям русской природы. В русской пейзажной живописи очень много произведений, посвященных временам года: осень, зима, весна – любимые темы русской пейзажной живописи на протяжении 21 века и познее. И главное, в ней не неизменные элементы природы, а чаще всего временные: осень ранняя или поздняя, вешние воды, тающий снег, дождь, гроза, зимнее солнце, выглянувщее на мгновенье из-за тяжелых зимних облаков. Ведущий 5: В русской природе нет вечных, не меняющихся в разные времена года крупных объектов вроде гор, вечнозеленых деревьев, все в русской природе непостоянно по окраске и состоянию. Деревья – то с голыми ветвями, создающими своеобразную “графику зимы”, то с листвой, яркой, весенней, живописной. Разные состояния воды, принимающей на себя окраску неба и окружающих берегов, меняющиеся под действием сильного или слабого ветра дорожные лужи, различная окраска самого воздуха, туман, роса, иней, снег. Вечный маскарад, вечный праздник красок и линий, вечное движение в пределах года или суток. Ведущий 6: У русской прир...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.03.21 | Просмотров: 3815
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|