Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Формирование картографических умений и навыков - Преподавание географии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание географии

Формирование картографических умений и навыков


Автор(ы): Черных Екатерина Дмитриевна, учитель географии, педагог дополнительного образования.


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В географии карта – это объект первостепенной значимости. За каждым географическим знаком стоит живая действительность, сложная и интересная. В школьные годы человек должен основательно изучить географическую карту. Ведь понимание международной жизни, ориентация в экономике области, республики, государства предполагает глубокие знания географии и, конечно же, карты.
Вступительные экзамены в высшие учебные заведения, срезы, проводимые в школе, показывают, что учащиеся имеют недостаточно глубокие знания по этой своеобразной географической азбуке.
Нам необходимо сформировать навыки чтения географической карты, научить читать легенду карты и довести до сознания учеников, что географическая карта – это язык географии.
Что такое карта? Карта – это уменьшенное и обобщенное изображение земной поверхности на плоскости, географические объекты которой переданы условными знаками.
Карта!
Ты познанья свет!
Ты ведь биография
Лучшей из планет!
Если б не было тебя,
Ничего б не знала я.
Я б не знала островов,
Сельвы, стран и городов,
Рек, озёр, морей и гор,
И тебя – родной простор.

Я привела пример, что такое карта, не случайно. Считаю, что знание понятий – необходимое условие знания карты, например, широта, долгота, параллели, меридианы. Понятие “карта”, как и другие, названные выше, трудные для запоминания учениками 6 класса. Моя задача – научить понимать их значения. Для этого мы находим вместе с учениками главное, основное слово. В понятии “карта”- это изображение земной поверхности, а потом как на ниточку мы начинаем нанизывать все остальные слова – признаки: на плоскости, условными знаками, в уменьшенном виде. Когда ребята поймут, им легко будет сформировать понятие и не важно, что при этом они могут переставлять слова в данном понятии или использовать свои пояснения. Это можно выразить схемой: понятие = основное слово + главные признаки.
Под эту схему подойдёт любое понятие:
Географическая широта – это расстояние
а) от какой-либо точки на земной поверхности до экватора;
б) выраженное в градусах.
Или “пассаты” - это ветры. Дующие
а) постоянно;
б) от 30-х широт к экватору.

При изучении карты использую краеведческий материал, топонимику нашего края, например, п. Октябрьский. Поселку было присвоено это название по инициативе учителей и учащихся школы № 2 в 1956 году в честь празднования 38-й годовщины Октября. Толкование названия “Сосновые Родники”:
  1. Основная растительность нашего края – сосна, отсюда, “Сосновые”;
  2. “Родники” – было много выходов подземных вод на поверхность, правда, сейчас, многие из них исчезли: засыпаны опилками, отходами местного производства.
При изучении Иркутской области:
“Ангара” - бурятское название: “разинутый”, “ущелье”. Происхождение названия связано с характером морфологии долины реки с её истоком, напоминающим расселину, ущелье, по которому Ангара вырывается из Байкала.
“Байкал” - несколько толкований:
Якуты – “бай” - богатый, “кель” - озеро;
Эвенки – “лама” море;
Тюрско-монголы – “байгаал” - большой водоём, море.
“Аршан” - минеральный или теплый источник, имеющий целебное значение (Усть-Удинский, Куйтунский, Тулунский, Аларский районы).
“Урал” - что это? Название занесено с запада переселенцами, связано с понятием “невысокие горы – водоразделы”. На одном из таких поднятий и расположено село в Куйтунском районе.
Программой не предусмотрено специальное время на работу с картой и, тем не менее с ней надо заниматься на каждом уроке. Например, при изучении береговой линии материков или океанов даю такие задания с картой: соверши путешествие.
  1. Вокруг материка или по карте полушарий от берегов п-ва Индокитая к берегам Северной Америки, называя океаны, моря, проливы, заливы, острова. Полуострова, встречающиеся в пути. Задания можно усложнять: назовите с какими народами мы встретимся, какие животные и растения обитают…
  2. По физической карте Северной Америки с запада на восток по 40° с.ш., называя все крупные формы рельефа, реки и озера.
  3. По Зарубежной Европе по 50° с.ш., называя государства и страны. Для разнообразия закрепления можно провести в виде рассказа (прилагаются):
    • Путешествие от Чукотки до Суэцкого канала (7 класс)
    • Путешествие по Восточной Сибири (8 класс). Учитель выступает в роли рассказчика. Методика проведения разнообразная: чтение рассказа с показом указкой; чтение без показа; путь маршрута показать цветной тесьмой (нитью). Возможен вариант рассказа с географическими ошибками, например, “Моря, омывающие “Россию”.
    Давайте проверим свои знания. Я читаю текст, делаю паузы в том месте, где включено, название проверяемого объекта (по приложению). Задания с географическими объектами позволяют внести элементы занимательности и дают возможность проверить свои знания, выявить пробелы и устранить их, работая с картой.
    Чтение карты необходимо начинать с вопросов и заданий, например:
    • Каким цветом показаны отрасли черной металлургии или цветной;
    • Назовите центры чёрной металлургии, алюминия, никеля и т.д.
    Или:
    • Какие отрасли показаны на карте химической промышленности?
    • Что они производят?
    • Назовите центры.
    Хорошо идёт отработка знаний карты при работе в паре: один ученик (в роли учителя) называет географические объекты, другой (в роли ученика) показывает. Такую работу провожу часто со всем классом в начале или конце урока (3-5 мин.) Не менее интересно, проходит закрепление навыков работы с картой при опросе. Ученики задают опрашиваемому 2-3 географических названия для показа на карте.
    Большое место при изучении географической номенклатуры имеют таблицы и схемы. При составлении схем использую методику Шаталова. Сначала схемы составляем вместе: учитель на доске, ученики в тетрадях. Затем задания усложняются: доработай схему, вместо вопросительного знака поставь название объекта; составь схему самостоятельно, используя текст учебника и карты атласа. Например, “Рельеф Австралии”. Вопросы по карте:
    • Что вы можете сказать о рельефе Австралии?
    • Какие основные формы рельефа хорошо просматриваются? Где? Назовите их.
    • Определите самую высокую часть Австралии. Как она обозначена? Её высота и т.д.
    По ходу беседы на доске и в тетрадях появляется схема.
    Рельеф
    Равнины Горы
    Возвышенности
    400-500 м
    Низменности
    Центральные
    равнины
    Большое
    Водораздельный хребет
    г.Косцюшко, 2228
    Закрепление – работа на контурных картах:
    1. Используя цветные карандаши, покажи разнообразие рельефа;
    2. Подпиши названия основных форм рельефа.
    Таблицы – это одно из простых и эффективных средств для систематизации учебного материала. Таблицы дают возможность кратко, лаконично передавать содержание текста, например “Металлургические базы страны”.
1. Заготавливаем таблицу:
      Название
      базы
      ГП Месторождения
      полезных
      ископаемых
      Центры Производимая
      продукция
2. Если класс слабый, то таблицу заполняем совместно: учащиеся читают текст, анализируют картосхему в учебнике, называют базу (одну из трёх) и все данные заносим в таблицу. По остальным базам школьники работают самостоятельно.
    Закрепление: на контурные карты нанести границы баз и центры.
    Не закреплённые в процессе любой практической деятельности знания остаются для учащихся мертвым грузом и быстро забываются.
    Для выполнения любой самостоятельной, практической работы учащиеся вначале должны овладеть некоторой суммой теоретических знаний, приёмами учебной работы, простыми умениями и навыками. С этой целью использую различные памятки.
    При выполнении практических работ использую карточки с алгоритмом работы, например “Машиностроение России” или “Физико-географическое положение материка”.
    Более подробно с программными практическими работами вы можете познакомиться в специальном выпуске “Программные практические работы по географии. VI – X классы” под редакцией И.И.Бариновой – М.: Школа – Пресс. “География в школе. Библиотека журнала”, выпуск 4. В выпуске даны обязательные работы по всем курсам школьной географии. Подробно показано, как с помощью, каких источников географической информации выполняется та или иная работа, в какой форме представляются её результаты, как она оценивается. Книга полезна как начинающим, так и опытным учителям при проведении практических работ.
    В основу изучения географической номенклатуры положен один из принципов обучения: оно должно быть интересным. Интерес является мощной движущей силой: если учащимся, интересно, то они сознательно прилагают свои усилия для выполнения поставленной цели.
    Лучшему усвоению названий на карте способствует использование стихов:
    Вот отсюда, именно отсюда,
    Из глубин лесного родника
    Выбегает голубое чудо –
    Русская великая река.

    Или,
    У тебя, краса-река
    Женское обличье,
    Даже имя у тебя –
    Женское девичье.
    Ласковым тебя не зря
    Окрестили словом
    Несмотря, что родилась
    Ты в краю суровом.

    Отгадайте что это за реки.
    Можно использовать географические загадки:
    1. К торжественному крику
    Прибавь согласный звук,
    Чтоб протянулись горы
    С севера на юг. (Ура – л)
    2. Я – сибирская река,
    Широка и глубока
    Букву “е” на “у” смени
    Стану спутником Земли. (Лена – Луна)

    3. Когда жара иль дождь идёт,
    Тебя от них всегда укрою.
    Прочти меня наоборот –
    Узнаешь озеро большое.
    (Навес – Севан)

    Занимательные вопросы и задания, всевозможные викторины, развивающие и познавательные игры, и множество других средств помогают формировать знания географической карты и дают хорошие результаты.
    Поиграем (физминутка):
    Если есть на карте губы,
    Если есть на ней носы,
    Значит где-то между ними
    Расположены усы!

    Назовите самые известные на карте губы, носы, усы. Если затрудняетесь ответить сразу, то отыщите их на карте (ответы прилагаются).
    Большой интерес у учеников вызывают весёлые вопросы, например:
    • Какой город Томской области имеет два конца? (<...

      ВНИМАНИЕ!
      Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

      Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

      Ваш id: Пароль:

      РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.03.22 | Просмотров: 1572

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340