Главная / Методические материалы / Преподавание географии
Формирование картографических умений и навыков
Автор(ы): Черных Екатерина Дмитриевна, учитель географии, педагог дополнительного образования.
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В географии карта – это объект первостепенной значимости. За каждым географическим знаком стоит живая действительность, сложная и интересная. В школьные годы человек должен основательно изучить географическую карту. Ведь понимание международной жизни, ориентация в экономике области, республики, государства предполагает глубокие знания географии и, конечно же, карты. Вступительные экзамены в высшие учебные заведения, срезы, проводимые в школе, показывают, что учащиеся имеют недостаточно глубокие знания по этой своеобразной географической азбуке. Нам необходимо сформировать навыки чтения географической карты, научить читать легенду карты и довести до сознания учеников, что географическая карта – это язык географии. Что такое карта? Карта – это уменьшенное и обобщенное изображение земной поверхности на плоскости, географические объекты которой переданы условными знаками. Карта! Ты познанья свет! Ты ведь биография Лучшей из планет! Если б не было тебя, Ничего б не знала я. Я б не знала островов, Сельвы, стран и городов, Рек, озёр, морей и гор, И тебя – родной простор. Я привела пример, что такое карта, не случайно. Считаю, что знание понятий – необходимое условие знания карты, например, широта, долгота, параллели, меридианы. Понятие “карта”, как и другие, названные выше, трудные для запоминания учениками 6 класса. Моя задача – научить понимать их значения. Для этого мы находим вместе с учениками главное, основное слово. В понятии “карта”- это изображение земной поверхности, а потом как на ниточку мы начинаем нанизывать все остальные слова – признаки: на плоскости, условными знаками, в уменьшенном виде. Когда ребята поймут, им легко будет сформировать понятие и не важно, что при этом они могут переставлять слова в данном понятии или использовать свои пояснения. Это можно выразить схемой: понятие = основное слово + главные признаки. Под эту схему подойдёт любое понятие: Географическая широта – это расстояние а) от какой-либо точки на земной поверхности до экватора; б) выраженное в градусах. Или “пассаты” - это ветры. Дующие а) постоянно; б) от 30-х широт к экватору. При изучении карты использую краеведческий материал, топонимику нашего края, например, п. Октябрьский. Поселку было присвоено это название по инициативе учителей и учащихся школы № 2 в 1956 году в честь празднования 38-й годовщины Октября. Толкование названия “Сосновые Родники”: - Основная растительность нашего края – сосна, отсюда, “Сосновые”;
- “Родники” – было много выходов подземных вод на поверхность, правда, сейчас, многие из них исчезли: засыпаны опилками, отходами местного производства.
При изучении Иркутской области: “Ангара” - бурятское название: “разинутый”, “ущелье”. Происхождение названия связано с характером морфологии долины реки с её истоком, напоминающим расселину, ущелье, по которому Ангара вырывается из Байкала. “Байкал” - несколько толкований: Якуты – “бай” - богатый, “кель” - озеро; Эвенки – “лама” море; Тюрско-монголы – “байгаал” - большой водоём, море. “Аршан” - минеральный или теплый источник, имеющий целебное значение (Усть-Удинский, Куйтунский, Тулунский, Аларский районы). “Урал” - что это? Название занесено с запада переселенцами, связано с понятием “невысокие горы – водоразделы”. На одном из таких поднятий и расположено село в Куйтунском районе. Программой не предусмотрено специальное время на работу с картой и, тем не менее с ней надо заниматься на каждом уроке. Например, при изучении береговой линии материков или океанов даю такие задания с картой: соверши путешествие. - Вокруг материка или по карте полушарий от берегов п-ва Индокитая к берегам Северной Америки, называя океаны, моря, проливы, заливы, острова. Полуострова, встречающиеся в пути. Задания можно усложнять: назовите с какими народами мы встретимся, какие животные и растения обитают…
- По физической карте Северной Америки с запада на восток по 40° с.ш., называя все крупные формы рельефа, реки и озера.
- По Зарубежной Европе по 50° с.ш., называя государства и страны. Для разнообразия закрепления можно провести в виде рассказа (прилагаются):
- Путешествие от Чукотки до Суэцкого канала (7 класс)
- Путешествие по Восточной Сибири (8 класс). Учитель выступает в роли рассказчика. Методика проведения разнообразная: чтение рассказа с показом указкой; чтение без показа; путь маршрута показать цветной тесьмой (нитью). Возможен вариант рассказа с географическими ошибками, например, “Моря, омывающие “Россию”.
Давайте проверим свои знания. Я читаю текст, делаю паузы в том месте, где включено, название проверяемого объекта (по приложению). Задания с географическими объектами позволяют внести элементы занимательности и дают возможность проверить свои знания, выявить пробелы и устранить их, работая с картой. Чтение карты необходимо начинать с вопросов и заданий, например: - Каким цветом показаны отрасли черной металлургии или цветной;
- Назовите центры чёрной металлургии, алюминия, никеля и т.д.
Или: - Какие отрасли показаны на карте химической промышленности?
- Что они производят?
- Назовите центры.
Хорошо идёт отработка знаний карты при работе в паре: один ученик (в роли учителя) называет географические объекты, другой (в роли ученика) показывает. Такую работу провожу часто со всем классом в начале или конце урока (3-5 мин.) Не менее интересно, проходит закрепление навыков работы с картой при опросе. Ученики задают опрашиваемому 2-3 географических названия для показа на карте. Большое место при изучении географической номенклатуры имеют таблицы и схемы. При составлении схем использую методику Шаталова. Сначала схемы составляем вместе: учитель на доске, ученики в тетрадях. Затем задания усложняются: доработай схему, вместо вопросительного знака поставь название объекта; составь схему самостоятельно, используя текст учебника и карты атласа. Например, “Рельеф Австралии”. Вопросы по карте: - Что вы можете сказать о рельефе Австралии?
- Какие основные формы рельефа хорошо просматриваются? Где? Назовите их.
- Определите самую высокую часть Австралии. Как она обозначена? Её высота и т.д.
По ходу беседы на доске и в тетрадях появляется схема. Рельеф | Равнины | Горы | Возвышенности 400-500 м | Низменности Центральные равнины | Большое Водораздельный хребет г.Косцюшко, 2228 | Закрепление – работа на контурных картах: - Используя цветные карандаши, покажи разнообразие рельефа;
- Подпиши названия основных форм рельефа.
Таблицы – это одно из простых и эффективных средств для систематизации учебного материала. Таблицы дают возможность кратко, лаконично передавать содержание текста, например “Металлургические базы страны”. 1. Заготавливаем таблицу: Название базы | ГП | Месторождения полезных ископаемых | Центры | Производимая продукция | 2. Если класс слабый, то таблицу заполняем совместно: учащиеся читают текст, анализируют картосхему в учебнике, называют базу (одну из трёх) и все данные заносим в таблицу. По остальным базам школьники работают самостоятельно. Закрепление: на контурные карты нанести границы баз и центры. Не закреплённые в процессе любой практической деятельности знания остаются для учащихся мертвым грузом и быстро забываются. Для выполнения любой самостоятельной, практической работы учащиеся вначале должны овладеть некоторой суммой теоретических знаний, приёмами учебной работы, простыми умениями и навыками. С этой целью использую различные памятки. При выполнении практических работ использую карточки с алгоритмом работы, например “Машиностроение России” или “Физико-географическое положение материка”. Более подробно с программными практическими работами вы можете познакомиться в специальном выпуске “Программные практические работы по географии. VI – X классы” под редакцией И.И.Бариновой – М.: Школа – Пресс. “География в школе. Библиотека журнала”, выпуск 4. В выпуске даны обязательные работы по всем курсам школьной географии. Подробно показано, как с помощью, каких источников географической информации выполняется та или иная работа, в какой форме представляются её результаты, как она оценивается. Книга полезна как начинающим, так и опытным учителям при проведении практических работ. В основу изучения географической номенклатуры положен один из принципов обучения: оно должно быть интересным. Интерес является мощной движущей силой: если учащимся, интересно, то они сознательно прилагают свои усилия для выполнения поставленной цели. Лучшему усвоению названий на карте способствует использование стихов: Вот отсюда, именно отсюда, Из глубин лесного родника Выбегает голубое чудо – Русская великая река. Или, У тебя, краса-река Женское обличье, Даже имя у тебя – Женское девичье. Ласковым тебя не зря Окрестили словом Несмотря, что родилась Ты в краю суровом. Отгадайте что это за реки. Можно использовать географические загадки: 1. К торжественному крику Прибавь согласный звук, Чтоб протянулись горы С севера на юг. (Ура – л) 2. Я – сибирская река, Широка и глубока Букву “е” на “у” смени Стану спутником Земли. (Лена – Луна) 3. Когда жара иль дождь идёт, Тебя от них всегда укрою. Прочти меня наоборот – Узнаешь озеро большое. (Навес – Севан) Занимательные вопросы и задания, всевозможные викторины, развивающие и познавательные игры, и множество других средств помогают формировать знания географической карты и дают хорошие результаты. Поиграем (физминутка): Если есть на карте губы, Если есть на ней носы, Значит где-то между ними Расположены усы! Назовите самые известные на карте губы, носы, усы. Если затрудняетесь ответить сразу, то отыщите их на карте (ответы прилагаются). Большой интерес у учеников вызывают весёлые вопросы, например: - Какой город Томской области имеет два конца? (<...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.03.22 | Просмотров: 1572
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|