Главная / Методические материалы / Внеклассная работа
Программа организации детского самоуправления ДРУГ
Автор(ы): Репкина Людмила Александровна, заместитель директора по УВР
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
- Пояснительная записка
Подготовка школьников к общению понимается как формирование у школьников интеллектуальной, психической и социальной готовности к эффективному участию в общении и как освоение способов практической реализации этой готовности. Оптимальным временем подготовки человека к общению является детство и школьные годы. В этом возрасте человек наиболее восприимчив к обучению, как правило, легко и наиболее устойчиво усваивает установки, умения, стереотипы в сфере общения. В том или ином аспекте вопросы подготовки и обучения общению затрагивают различные дисциплины: этику, психологию, теорию управления, театральную педагогику, психотерапию и др. В силу специфики этих предметов они не могут быть прямо перенесены в сферу воспитания школьников, но могут быть использованы в ней в модифицированном виде. Важнейшим аспектом подготовки учащихся к общению является формирование у них социально ценных установок в сфере общения: отношения к каждому партнеру по общению как к цели, а не как к средству; интерес к самому процессу общения, а не только к его результату; отношение к общению как к диалогу, а не монологу; терпимость к мелким недостаткам партнеров; терпимость к идеям партнера; ориентация на то, чтобы в процессе общения не только получать самому, но и как можно больше отдавать партнерам. Формирование социальных установок в сфере общения становится реальным тогда, когда оно осуществляется в процессе всей учебно-воспитательной работы школы и непосредственно связано с теми установками, которые реализуют педагоги в своем общении с учащимися. Эффективным путем формирования социальных установок учащихся в сфере общения является такая распространенная форма организации жизнедеятельности ученических коллективов. Становление гражданской позиции невозможно только через передачу знаний об обществе. Важнейшим источником гражданского сознания и поведения является опыт гражданской жизни, который школьник получает в школе. Главной целью является стимулирование и создание в школах структур и видов деятельности, в которых бы практически возникали и развивались гражданские качества и умение школьников. Проблема самосовершенствования личности не может быть решена достаточно полно без практической самоутверждающей деятельности этой личности. Рано или поздно ученики и родители поймут, что хорошая школа не может заниматься только обучением. Хорошая школа должна помочь ребятам стать активными гражданами общества, и тогда они смогут добиваться успеха в жизни. Проблема: Как повысить социальную активность, самоорганизованность и самореализацию учащихся? Одним из путей решения этой проблемы является развитие детских объединений и ученического самоуправления, которое дает возможность самовыражения, самоопределения, самореализации подростка в той или иной деятельности путем включения его в различные социальные отношения. "Самоуправление нельзя "дать", нельзя "взять", нельзя "ввести". Его необходимо годами вырабатывать и отрабатывать". Потребность детей в самореализации, мобильность педагогического коллектива, демократический стиль управления - отправная точка развития ученического самоуправления в школе. Процесс полноценного развития ученического самоуправления обязательно должен сопровождаться осознанной поддержкой педагогического и родительского коллективов школы. Однако, как относиться педагогу к детскому самоуправлению сегодня? Какова его роль и позиция в этом процессе? Какие формы работы позволяют построить максимально-эффективное взаимодействие взрослых и детей? В работе с детским коллективом по развитию ученического самоуправления руководитель школы, его заместители, педагоги, классные руководители и родители выполняют особо важные функции - функции сотрудничества и воодушевления, сплочения и поддержки, организации и вдохновения. Развитие ученического самоуправления является основой воспитательной системы нашей школы. Самоуправление способствует формированию саморазвивающейся личности, воспитывает у школьников демократическую культуру, гражданственность, стимулирует ребенка к социальному творчеству, умению действовать в интересах совершенствования своей личности, общества, Отечества. В этом году в начальной школе начала действовать Демократическая Республика Увлечённых Граждан “ДРУГ”, реализуя данную программу. - Концептуальные основы построения деятельности республики
В программе делается основной акцент на создание условий для приобретения ребенком социально-значимого опыта, направленного на определение перспектив собственного развития. Параллельно детьми приобретаются такие необходимые качества, как: - взаимопомощь и взаимоподдержка;
- развитие коммуникативных способностей;
- формирование организаторских и лидерских качеств;
- взаимообучение через постижение новых педагогических, исполнительских, управленческих и других технологий, носителями которых являются участники.
С помощью специально смоделированных ситуаций, с созданной психологической атмосферы, атмосферы сотрудничества и равноправного партнерства между всеми участниками программа способствует раскрытию творческого потенциала ребенка, самораскрытию и саморазвитию учащихся. Таким образом, создаются условия для самостоятельной работы, совместного поиска, своевременного одобрения творческих идей, а также более успешной социализации детей. - Общая характеристика программы
3.1. Цель программы: - развитие и сплочение ученического коллектива, повышение его роли в формировании личности;
- создание условий для повышения уровня социальной активности, самоорганизации и самореализации учащихся начальных классов при развитии ученического самоуправления;
- повышение профессиональной компетентности педагогов.
3.2. Задачи: - развитие коммуникативных способностей учащихся;
- приобретения социокультурного опыта саморазвития, самосовершенствования в практике жизнедеятельности организации и перенос этого опыта в свое жизненное пространство;
- создание в школе воспитательной среды, обеспечивающей условия для самоутверждения, самостоятельности, инициативы учащихся;
- организация содружества и сотворчества учащихся и взрослых;
- дача знаний учащимся по проблемам самоуправления;
- формирование у учащихся готовности совершенствовать свою личность;
- создание условия для развития способностей и интересов членов ученического коллектива;
- воспитание положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни, законам государства, развить гражданскую и социальную ответственности за самого себя, свою семью, окружающих, общества и Отечества;
- овладение новыми технологиями воспитания
Решая задачи создания пространства, организованного для включения учащихся в творчески развивающую деятельность, постижения самоценности собственной личности, осознания своей роли в жизни коллектива, педагоги опираются на принципы образовательной деятельности. 3.3. Основные принципы программы: принцип участия и активности, который предполагает: привлечение детей к непосредственному и сознательному участию в целенаправленной деятельности по оздоровлению своего организма; рациональному использованию своего времени; создание благоприятной атмосферы общения; в проведении ключевых дел; обеспечение творческого характера видов коллективной деятельности в целях привлечения учащихся к самовыражению и участию в жизни детского коллектива; принцип самореализации учащихся, который предполагает: осознание целей и значения предлагаемых видов деятельности для личного саморазвития, наличие четких и ясных перспектив деятельности, в которую включается ребенок; учет возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации школьника; признание личности ребенка с ее достоинством и потенциалом в качестве самоцели; подготовку учащихся к необходимой ориентации в жизненных ситуациях и выбору ценностей для их разрешения принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления, который предполагает: передачу учащимся меры ответственности за организацию деятельности детского коллектива, направленную на приобретение ими лидерского опыта в условиях взаимодействия детей и взрослых, отвечающую их возрастным особенностям и возможностям, обеспечивающую защиту каждого члена коллектива от негативного проявления социума, охрану их жизни и здоровья; создание ситуаций жизни коллектива, требующих принятия коллективного решения, осознанного исполнения этих решений; формирование чувства ответственности за собственный выбор, принятое решение, поступок на основе культурных норм отношений, общения и деятельности; принцип доброжелательности, который предполагает: создание ситуаций успеха, создание условий для реализации существующих интересов школьников, пробуждение новых интересов; принцип толерантности, который предполагает: подготовку учащихся к необходимой ориентации в жизненных ситуациях и выбору ценностей для их разрешения, воспитание уважительного отношения к другим людям, к их труду, их результатам 3.4. Участники проекта учащиеся 1-4 классов; классные руководители; организаторы детского коллектива (пионервожатые, педагоги дополнительного образования); администрация школы 3.5. Средства решения проблемы: проведение тематических семинаров с классными руководителями; изучение опыта по развитию ученического самоуправления других школ; участие в семинарах, конференциях, курсах по данной теме; проведение мониторинга (анкетирование, тестирование, рефлексия); определение формы ученического самоуправления; учеба актива; прогрессивные формы работы (групповые, работа над социальными проектами) 3.6. Направления деятельности - интеллектуально-познавательное;
- хужожественно-эстетическое;
- спортивно-оздоровительное;
- гражданско-патриотическое
- Цели и содержание основных направлений
Детская Республика Увлеченных Граждан “ДРУГ” - это система социального развития ребенка, его физического и духовного саморазвития, воспитание гражданской активности. Главная цель – развитие в каждом ребенке жизнестойкости и жизнеспособности. Педагоги и дети совместно решают, чем им заниматься, какие при этом использовать символы и ритуалы. Разнообразие форм, методов и содержание деятельности “ДРУГ” заложено в следующих блоках: министерство ОБРАЗОВАНИЯ, министерство ЧИСТОТЫ И ПОРЯДКА, министерство ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, министерство КУЛЬТУРЫ, министерство по ОБЩЕСТВЕННЫМ СВЯЗЯМ. 4.1. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ Цель: повышение качества знаний через реализацию самоуправления, создание условий для формирования конкурентоспособной личности школьника - Задачи:
- осуществлять взаимопомощь;
- осуществлять помощь в учёбе слабоуспевающим ученикам;
- осуществлять помощь в организации и проведении предметных недель, викторин, олимпиад, мероприятий, посвященных повышению интеллектуального потенциала
4.2. МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ сохранение и укрепление здоровья учащихся, привитие навыка здорового образа жизни - осуществлять проведение утренней зарядки, динамической паузы, подвижных игр на переменах;
- организовывать и проводить беседы о здоровом образе жизни;
- организовывать и проводить игры на свежем воздухе во время прогулок;
- осуществлять контроль за режимом проветривания кабинетов
4.3. МИНИСТЕРСТВО ЧИСТОТЫ И ПОРЯДКА поддержание порядка и уюта в школе, в классе. - Задачи:
- осуществлять помощь в организации дежурства по школе, уборке территории;
- осуществлять контроль за внешним видом учащихся и соблюдением ими культурно-гигиенических требований;
- осуществлять сбор сведений об учениках, которые систематически не переобуваются
4.4. МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ Цель: создание условий для развития общественного и духовного потенциала учащихся. - осуществлять контроль за выполнением учащимися школьных правил поведения;
- следить за культурой речи учащихся;
- организовывать беседы о поведении в общественных местах (обыгрывание ситуаций);
- осуществлять помощь учителю в организации и проведении внеклассных мероприятий (праздников, экскурсий, викторин)
4.5. МИНИСТЕРСТВО ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ СВЯЗЯМ Цель: осуществление и поддерживание обратной связи с классными коллективами. Задачи: - информировать школьный коллектив обо всех мероприятиях;
- выпускать тематические заметки, газеты, открытки;
- оформлять информационные стенды;
- готовить Дружинную линейку;
- проводить интервью, анкетирования
- Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 5 лет 2007-2011 гг. - Этапы реализации программы
6.1. Организационный период (2007 год) Это время привыкания детей к новым условиям, к новым требованиям, это переходный период из одной жизнедеятельности в другую. В этот период раскрываются лидерские качества отдельных учащихся, формируется актив, разрабатываются символы и ритуалы, создание единства терминологии и обозначений в соответствии с действующими государственными стандартами. На данном этапе решаются следующие задачи: - воспитание положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни, законам государства, развитие гражданской и социальной ответственности за самого себя, свою семью, окружающих, общества и Отечества;
- создание в школе воспитательной среды, обеспечивающей условия для самоутверждения, самостоятельности, ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.03.23 | Просмотров: 1562
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|