Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Конспект урока обществознания по теме Государство и семья. Возможна ли полная независимость семьи от государства? - Общепедагогические технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии

Конспект урока обществознания по теме Государство и семья. Возможна ли полная независимость семьи от государства?


Автор(ы): Маркова Любовь Анатольевна, учитель обществоведческих дисциплин


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока:
  • Ознакомить учащихся с понятиями “государство” и “семья” в юридическом и социальном смысле. Показать как связаны эти два понятия, что их объединяет, используя местный материал.
  • Дать представление о том, почему 2008год Указом Президента объявлен годом Семьи, показывая семейную политику государства на примере Московской области, выделяя примеры идеальных семей.
  • Сформировать умение анализировать статистические данные и результаты социологического опроса с целью выявления основных тенденций в невозможности полной независимости семьи от государства в современном обществе;
  • Продолжить формирование умений выступать публично, отстаивать свою точку зрения по проблеме, аргументировать собственную позицию, анализировать полярные позиции по проблеме урока.
  • Через проектную деятельность совершенствовать коммуникативные умения в процессе групповой работы и публичного выступления на уроке.
Основные понятия:
  • государство, семья;
  • семья как малая группа;
  • семья как социальный институт;
  • социальная политика;
  • идеальная семья;
Учебное оборудование:
  1. Плакаты со словами:
  • “Семья и право – это гарант спокойствия общества, развития государства”. Социолог М.А. Иванов.
  • “Семья – это кристалл общества”. Фр. писатель В.Гюго.
  • “Семья - очень важное, очень ответственное дело человека. Семья приносит счастье, но каждая семья является прежде всего большим делом, имеющим государственное значение”. Сов. Педагог А.С.Макаренко.
  1. Мультимедийный проектор с экраном.
  2. Телевизор с видиомагнитофоном.
  3. Дидактические материалы.
Методы и формы организации урока:
  • Презентация проекта “Государство и семья. Возможна ли независимость семьи от государства”
  • Беседы по проблемам связи понятий государство и семья; возможности создания идеальной семьи.

Ход урока

Вступительное слово учителя: На прошлом уроке мы познакомились с основными вопросами государственного и семейного права. Сегодня познакомимся с темой “Государство и семья”, проследим, возможна ли полная независимость семьи от государства. Вы получили опережающее по теме задание: Самостоятельно в группах исследовать эти основные понятия, используя рекомендуемую литературу, информационные материалы Интернета, навыки компьютерных пользователей. Каждая группа (правоведы, социологи, журналисты) представят результаты своей работы.
Учитель задаёт вопрос: Что такое государство в юридическом смысле?
Слово правоведам: Государство – это особая политическая организация, располагающая аппаратом подавления и управления, придающая своим велениям обязательную силу для населения всей страны и обладающая суверенитетом.
Государство – это основной институт политической системы общества, организующей, направляющий и контролирующий совместную деятельность и взаимоотношения людей, групп, страт, классов, организаций. Это главный институт власти. Посредством государства власть реализует свою политику. Поэтому, понятия “власть”, “государство”, “политика” взаимосвязаны и взаимозависимы.
Что является сущностью государства?
Сущностью государства как самостоятельного явления выступает власть. Так как государство это продукт общества, и его организационная форма, и сложный социальный организм, то для общества жизненно необходимым является то, чтобы власть была сильной и стабильной, чтобы могла обеспечить социальное равновесие, баланс социально-классовых сил, создать условия для развития гражданских институтов и всего общества.
Народ ждёт от власти организационных мероприятий по улучшению экономических условий существования, укрепления правопорядка; народу важно знать и кто осуществляет власть? Чьи интересы защищает власть?
Конкретный человек нуждается в условиях, помогающих ему своими способностями и трудом достичь собственного и семейного благополучия, надёжной защиты своих прав и свобод, личной безопасности и социальной перспективы.
Правоведы говорят о главной закономерности эволюции государства.
Делают вывод: Государство- это уникальное, сложное, многогранное “изобретение” человечества. По мере своего развития продолжает усложняться и одновременно приближаться к конкретному человеку.
Учитель говорит: Современное общество не могло бы существовать без упорядоченной структуры, которая обеспечивает “прочность” и в то же время “гибкость” этой системы. Сочетать противоречивость человеческой индивидуальности и общественных интересов позволяет семья. Только внутри нормальной, полноценной семьи и с её помощью человек входит в сложный круг общественных отношений, становится гражданином.
Учитель спрашивает: Что такое семья в юридическом смысле?
Правоведы – это группа людей, взаимные права и обязанности которых возникают в связи с кровным родством, вступлением в брак, усыновлением (удочерением).
Семья как юридическая единица имеет определённый социальный и правовой статус.
Учитель: Обобщающее представление о семье даёт социологическая наука, которая рассматривает её и как социальный институт и как малую группу. Слово социологам.
Социологи – это сложное социальное образование. Они характеризуют семью как социальный институт, т.е. объединение, с совокупностью социальных норм, санкций, образцов поведения во взаимоотношениях между супругами, родителями, детьми, другими родственниками, говорят, что это один из древних институтов, показывая те изменения, которые происходили в нём с течением времени и отмечая, что с течением времени не изменилась сама социальная необходимость семьи, на всех этапах общественного развития она нужна была для самосохранения общества.
Социологи говорят о специфических и неспецифических функциях семьи в современном обществе, используют схему №1 (см. приложение). Далее социологи характеризуют семью как малую группу. Как типичная малая группа семья может быть построена на различных отношениях между супругами, родителями, детьми. Это показывает схема №2 (см. приложение).
Учитель: Семья - это объединение людей, связанных друг с другом узами любви и добра, родства. Они обязаны поддерживать друг друга. Если семья крепкая и дружная, в ней легко и приятно жить.
Социологи провели опрос и попросили ответить учащихся 11-х классов лицея на вопрос: Что для вас семья? Результаты в таблице (см. приложение).
Социологи анализируют данные таблицы и делают вывод: В каждом семейном доме есть своя определённая культура интимно-родственных отношений, есть потребность в друзьях, дарованных природой, т.е. родственниках. Поэтому семья это всё, где мы живём, движемся, меняемся во времени и пространстве.
Учитель задаёт вопрос: Как связаны эти два понятия государство и семья? (что их объединяет?)
Учащиеся класса отмечают в своих высказываниях :
  • это институты общества; государство- политический институт, семья - социальный институт;
  • и государство и семья созданы человеческим обществом;
  • семья-это тоже государство, но маленькое со своими законами, нормами, обычаями, традициями, функциями.
  • государство создало право, правовую систему с помощью которой управляет обществом;
  • семья создаётся и живёт по законам государства;
Далее учитель задаёт вопрос: Возможна ли полная независимость семьи от государства?
Выслушав учащихся, показывает слайд (см. приложение) с данными социологического опроса учащихся 11-х классов, ответивших на этот вопрос, анализирует данные.
Затем учитель читает высказывание советского педагога А.С. Макаренко: “Семья - очень важное, очень ответственное дело человека. Семья приносит полноту жизни, приносит счастье, но каждая семья является прежде всего большим делом имеющим государственное значение”.
Спрашивает учащихся: Согласны вы с этой точкой зрения? Обоснуйте свой ответ.
Показывает слайд - схему (см. приложение).
Социологи доказывают, что семья - это основной институт гражданского общества, делают вывод, что все институты оказывают поддержку семье, как универсальной высшей ценности.
Правоведы доказывают, как государство осуществляет правовое регулирование семейно-брачных отношений, используют источники: Конституцию РФ (1993г.) , Семейный кодексРФ91996г.),...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.03.24 | Просмотров: 1564

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340