Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Конспект урока окружающего мира по теме В гости к осени, 2-й класс. программа А.А. Плешакова - Преподавание экологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание экологии

Конспект урока окружающего мира по теме В гости к осени, 2-й класс. программа А.А. Плешакова


Автор(ы): Мисишина Ольга Владимировна, учитель начальных классов


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель урока:
  • обобщить знания детей о характерных признаках осени в неживой природе; расширить знания об осенних изменениях в жизни растений, в жизни насекомых и птиц, показать их связь с неживой природой.
  • развивать мыслительную и познавательную активность.
  • развивать коммуникативные умения, доброжелательное отношение друг к другу, умение слушать, принимать единое решение в групповой работе.
  • воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
  • ноутбук,
  • видеопроектор,
  • электронная презентация,
  • звукозапись с пением птиц,
  • картины с изображением осенней природы,
  • рисунок на ватмане Осень в лесу,
  • фотографии животных,
  • ребусы,
  • листы бумаги (для каждой группы),
  • карандаши,
  • фломастеры.
Предварительная работа.
Дети готовят:
  • Фрагмент из театрализованного представления На лесной полянке [1];
  • Рассказ о деревьях (лиственница, ель, берёза);
  • Рисунок Осень в лесу.
Ход урока
1. Организационный момент.
Для работы на уроке класс делится на три группы.
2. Сообщение темы, целей урока.
Учитель. Ребята, когда люди улыбаются?
Дети. Когда у них хорошее настроение, радостно, весело на душе.
Учитель. И у нас с вами настроение бодрое и весёлое. Ведь скоро наступит зима, и мы с удовольствием будем кататься на лыжах и коньках, играть в снежки, строить снежные крепости:(Не успел учитель договорить, стук в дверь.) Телеграмма.
Учитель. Ребята, Зима прислала нам телеграмму. Оказывается, попасть к нам она не может. Её не пускает Осень. Зима просит помочь ей. Если мы пройдём долгий путь по осенней стране, ответим на все вопросы, справимся со всеми заданиями, то Осень уступит Зиме дорогу.
- Отправимся в путь?
3. Работа по теме урока.
Осенние изменения в неживой природе. (Повторить с детьми характерные признаки осени в неживой природе.)
На доске картины с изображением осенней природы.
Учитель.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день:
Учитель. Какие изменения в неживой природе произошли с приходом осени?
Дети дают подробные ответы, делают вывод: похолодание, первые заморозки, последняя гроза, затяжные дожди, первый снег, ледостав- всё это осенние явления в неживой природе.
Как меняется осенью жизнь растений. (Повторить изменения, которые происходят в жизни растений, воспитывать бережное отношение к природе)
Учитель. Но больше всего осенью изменился лес.
- Осенью дарят зелёной ёлочке подарки. Осина дарит красные фонарики. Клён роняет оранжевые звёздочки. Ива осыпает ёлочку тонкими золотыми рыбками. На ёлочке появляется праздничный наряд.
Учитель. Ребята, на всех ли деревьях начинается одновременно листопад?
- Как вы думаете, почему в природе происходит листопад?
- Почему листья с ветвей у верхушки опадают последними?
- Какие деревья не сбрасывают листву?
Дети. С приходом осени листья на деревьях и кустарниках сменили свою окраску, а затем начали опадать, с понижением температуры воздуха изменение окраски листьев идёт всё интенсивнее, быстрее идёт листопад.
Учитель. Ребята, вы сказали, что листву сбрасывают только лиственные деревья, такие как берёза, липа, тополь, осина, лиственница.
Дети. Лиственница - это хвойное дерево.
Дети рассказывают о деревьях (лиственница, ель, берёза).
Рассказ сопровождается слайдом с изображением дерева.
Учитель. Когда Ира рассказывала нам о ели, мы не случайно вспомнили обычай украшать ёлку в Новый год. Дело в том, что деревья дают нам кислород, без которого мы не смогли бы жить. Кроме того, из дерева делают бумагу, мебель строительные материалы. Значение дерева в нашей жизни трудно переоценить.
- Попросите родителей не рубить ёлку в лесу, а купить искусственную. Это будет ваш скромный вклад в дело охраны природы, охраны леса.
- А сейчас мы вместе с нашими деревьями окажемся в сказке.
Грибы и ягоды в осеннем лесу.
Заранее подготовленные дети показывают фрагмент из театрализованного представления На лесной полянке. (В сказке дети вместе с Алёнушкой выручают Иванушку из царства Бледной Поганки, в которое он попал, не зная грибы. Чтобы освободить Иванушку, дети должны показать, как хорошо они знают грибы, отгадать загадки и даже спеть о грибах частушки.)
Учитель. Ребята, важно не только хорошо знать грибы, но и уметь правильно их собирать. Собирая грибы, срезайте их у основания, чтобы не повредить подземные части - грибницу.
- Какие грибы могут собрать дети в осеннем лесу?
- Но Алёнушка с Иванушкой пошли в лес собирать не только грибы, но и ягоду.
- Какие ягоды можно собрать в осеннем лесу?
Красива во время цветения. Особенно эффектна осенью своей красноватой листвой и ярко-красными гроздьями сочных плодов. Плоды горькие, но полезные.
На экране появляются слайды с изображением кустарников.

- А ещё, у какого кустарника осенью листья краснеют?
- А дальше в лес:
Голубая полянка? Разве такое бывает? Но приглядитесь - вся она покрыта кустарничками. А на них висят голубые плоды.
Небольшой вечнозелёный кустарник с ветвистыми прямостоящими стеблями. Кисловатые ягоды очень вкусны и полезны. (Брусника)
- Какая ягода заменяет лимон? (Клюква. Она содержит лимонную кислоту.)
Учитель. Ребята, вы все знаете сказку Двенадцать месяцев. В ней злая мачеха отправляет падчерицу в зимний лес за цветами. Давайте представим себя на месте падчерицы и подумаем, смогли бы мы в зимнем лесу собрать, скажем, ягоду?
- Да, смогли. Для этого нужно осенью запомнить место, где растёт брусника или клюква. Брусника и клюква - вечнозелёные кустарники. Даже под снегом они остаются зелёными, а ягоды такими же вкусными и красными, как и осенью.
Жизнь птиц осенью. (Заострить внимание на помощь птицам в зимний период.)
Учитель. Дети, закройте на минуту глаза. (Звукозапись с пением птиц.)
- Что вы себе представили? Какие картины природы встают перед вами?
- К сожалению, в осеннем лесу не услышишь весёлого, беззаботного пения птиц. Многие птицы собираются в большие стаи и улетают на юг.
- Как называются такие птицы?
- Каких перелётных птиц вы знаете?
- Почему птицы улетают на юг? Чем питаются птицы?
Видели ли вы летом насекомых? Каких?
- Много ли их было летом?
- Больше или меньше их стало с приходом осени? Где они прячутся?
- С насекомыми тесно связана жизнь птиц, потому что для многих птиц они являются основным кормом.
- Чем ещё питаются птицы? (Семенами, плодами, зелёными побегами растений; журавли, цапли - лягушками; хищные птицы - мышами.)
Дети отвечают на вопросы и делают вывод: птицы питаются разнообразным кормом. Для многих из них основным кормом служат насекомые, плоды и семена растений. С наступлением холодов исчезают насекомые, на растениях уже не видно плодов и семян. Поэтому птицы улетают в тёплые края - туда, где есть корм.
Учитель. Все ли птицы улетают осенью в тёплые края? Какие остаются и как они себя ведут.
Дети рассказывают, что они видят синиц, воробьёв, ворон. Эти птицы ближе перебираются к жилью человека, так как здесь легче отыскать корм. Кроме того, на зиму к нам прилетают снегири, свиристели. Зимующие птицы питаются сохранившимися плодами и семенами растений.
Учитель. Ребята, мы должны помочь нашим пернатым друзьям пережить суровую зиму. Я знаю, что осенью многие ребята делают и развешивают кормушки, устраивают птичьи столовые. Запомните! Птицам зимой не так страшен холод, как голод!
Осенние изменения в жизни животных. (Обобщить знания о жизни зверей ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.03.25 | Просмотров: 1413

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340