Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Адыгейский женский праздничный костюм и его орнаментизация. Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5-м классе - Преподавание МХК и ИЗО - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание МХК и ИЗО

Адыгейский женский праздничный костюм и его орнаментизация. Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5-м классе


Автор(ы): Ланин Александр Михайлович, зав.кафедрой


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278

Введение

Одежда народов является памятником исторической эпохи. Национальная одежда адыгов – это яркая страница исторического развития и художественного творчества целой группы народов Северного Кавказа: адыгейцев, кабардинцев, черкесов, балкарцев, карачаевцев. Культурно- историческое единство северокавказского региона, обусловленное чертами трудовой деятельности, религиозно- бытовой жизни, окружающей природы, стало основой в формировании общекавказского типа и стиля одежды.
Национальные особенности костюма горных народов Северного Кавказа нашли отражение в художественном творчестве деятелей русской культуры (рисунки и картины художников Г.Гагарина, Г.Гейслера, А.Орловского, поэзия и проза А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого), а также – в описаниях путешественников.
Уникальные образцы одежды, украшений, оружия адыгских народов Северного Кавказа широко представлены в собраниях отечественных музеев (Государственном музее этнографии в Санкт- Петербурге, Государственном историческом музее в г.Москве) и в региональных музеях (Майкопе, Нальчике, Черкесске, Махачкале, Владикавказе).
Учитывая высокую художественную ценность адыгейского национального костюма было решено включить его для изучения в программу национально- регионального компонента по изобразительному искусству в основной школе (5-7 классы).
Именно в национальном костюме сфокусированы самые высокие идеалы о красоте человека, единении и гармонии его с окружающей природой. В предлагаемой разработке сделана попытка проектирования урока по этой актуальной теме, имеющей важное значение в деле приобщения учащихся к ценностям народного искусства адыгов.
Учебное задание: оформление эскиза орнаментального украшения нарукавной подвески адыгейского женского платья – сай.
Образовательные задачи: ознакомление учащихся с особенностями украшения адыгского женского национального костюма, с орнаментацией нарукавных подвесок; раскрытие его связи с национальными традициями и обычаями, культурой адыгов; обучение детей изображению адыгского народного узора в процессе выполнения эскиза художественного оформления нарукавной подвески платья – сай; развитие творческих способностей учащихся, воспитание у них эстетического отношения к ценностям художественной культуры адыгов.
Материалы к занятию.
Для учителя: образцы изображений адыгского женского костюма (слайды, фото, рисунки, видео), раздаточный материал в виде карточек с вариантами орнаментации нарукавных подвесок, учебная таблица композиционной схемы орнаментального решения нарукавной подвески.
Для учащихся: лист белой бумаги, карандаш, резинки (для первого урока), краски, кисточка, баночка для воды, фломастеры( для второго урока).
Распределение времени: На первом уроке осуществляется знакомство с историей и особенностями декоративного оформления адыгейского женского праздничного костюма, а также – выполнение линейного рисунка орнамента нарукавной подвески.
Второй урок посвящается окончанию построения рисунка орнаментальной композиции нарукавника и выполнение его в цвете акварелью или гуашью, а также проводится презентация завершенных работ с их коллективным обсуждением и оценкой.
Рекомендации по ходу ведения занятия.
Полноценное выполнение учебных задач, определенной темой данного занятия, можно достичь за два полных урока. На первом уроке учитель может провести беседу о красоте адыгского женского костюма, объяснение сущности работы по оформлению нарукавной подвески и организовать практическую деятельность учащихся по графическому построению ее композиции; на втором уроке – разработку цветового (колористического) решения эскиза композиции нарукавника и подведение итогов всего занятия.
Итак, первый урок начинается с беседы, в которой ученики выступают не в роли пассивных созерцателей или наблюдателей, а в качестве активных участников; они могут высказывать свои мнения, задавать учителю вопросы, читать стихи, отрывки в прозе, демонстрировать рисунки или детали национального костюма, исполнять танцевальные номера и т.д. Однако, все это должно осуществляться не экспромтом, а по заранее разработанному учителем плану, в соответствии с которым он поручает отдельным учащимся подготовку декламации стихов или прозы, исполнение других номеров (танцы, вокал, музыка), связанные с темой этого занятия.
1. Беседа об адыгейском женском праздничном костюме.
Беседа начинается со вступительного слова учителя ИЗО:
– Дети, сегодня мы познакомимся с адыгским национальным костюмом, ансамбль которого формировался на протяжении многих веков и имеет свои отличительные и довольно интересные особенности как в отношении его составных частей, орнаментации, так и цветового решения. В многочисленных литературных источниках имеются любопытные описания адыгского женского костюма, например, о книге Н.Дубровина “Черкесы (Адыги)”, изданной в 1927г. в г.Краснодаре, имеется такое описание костюма черкешенки: “Черкесский женский костюм чрезвычайно живописен. Поверх широких суженных книзу шароваров, длинная белая рубашка из бязи (бумажного холста) или кисеи, разрезанная на груди, с широкими рукавами с небольшим стоячим воротничком. По талии рубашка стягивается широким поясом с серебряною пряжкою. Сверх рубашки надевается шелковый бешмет какого- нибудь яркого цвета. Бешмет шьется короче колена, с короткими выше локтя рукавами, полуоткрытый на груди и украшенный продолговатыми серебряными или другими металлическими застежками. На ногах легкие красные, сафьяновые чувяки, обшитые галуном; на голове круглая шапочка, с небольшим околышком из смушек, обложенная серебряным галуном; верх шапочки повит белою кисейною чалмою с длинными концами, падающими за спину. Из под шапочки вьются, всегда распущенные по плечам волосы и придают много прелести костюму и красоте девушки [2,5].
Вопрос: Что же вызывает в вашем воображении это описание? Оно безусловно “рисует” в лабиринтах нашего воображения прекрасный образ черкешенки, красота которой подчеркивается “живописным” костюмом, всеми его гармонично соединенными компонентами и аксессуарами. Возникает вопрос, а какие же основные компоненты составляют ансамбль адыгского женского костюма? (В описании Н. Дубровина их было перечислено множество).
Ответ: Ансамбль адыгского женского костюма, окончательное формирование которого закончилось уже в Х1Х веке, состоял из длиной туникообразной рубашки, кафтанчика, шароваров, платья, нагрудника, пояса, головного убора и мягких туфель из сафьяна. Главным же компонентом праздничного костюма адыгской женщины является платье – сай. Это верхняя распашная одежда в талию, близкая по крою с черкеской. Рукава платья сначала были длинные разрезанные от локтя. Но в начале Х1Х века они стали короче и, чтобы закрывать женские руки, под них поддевали длинные почти до подола, расширявшиеся к низу лопасти (нарукавные подвески), вышитые золотом и серебром и обшитые голуном (рис. 1, см. Приложение).
Рассматриванию иллюстрации уделяется достаточное внимание, чтобы учащиеся увидели и отметили особенности художественного оформления всех частей костюма, особенно нарукавных подвесок.
Другие не менее важные составные части костюма, например, нагрудник, вышитый золотом, с серебряными застежками, шелковые шаровары, красные чувяки, также были признаками знатности, богатства и привлекательности, часто упоминавшимися в народных преданиях. Кроме того, в адыгском комплекте женского костюма большое значение отводилось эстетике и символике цвета.
Известно, например, что по цвету шаровар, можно было определить идет ли девушка, замужняя женщина или вдова, так как у молодой девушки они были белого цвета, у замужней красного, а у овдовевшей голубого оттенка.
Действительно, цвет в адыгском женском костюме играл не только эстетическую, но и символическую роль. Но художественно-эстетическая функция цвета была доминирующей. Это наводит на мысль постановки нового вопроса:
Какие закономерности определяли характер цветового решения адыгского женского праздничного костюма?
Ответ: Праздничный костюм адыгской женщины представляет собой единый комплекс, согласованный по форме, цвету и отделке. Самым нарядным считался темно-красный цвет, который был привилегией женщин высших сословий. К темно-красному цвету полагались гармоничные, близкие по тону кафтанчик и подвески, оранжевая, желтая или белая рубашка. Другим весьма распространенным цветом женской одежды независимо от возраста и социального положения был черный. С учетом особенностей визуального (зрительного) восприятия в костюме выдерживались либо теплые, либо холодные тона. Черный и белый, считавшиеся нейтральными, допускались в сочетании с другими хроматическими цветами.
Сочетания контрастных цветов (зеленого с красным, красного с синим)считалось признаком неразвитого эстетического вкуса, но встречалось такое не часто.
Учитель: Таким образом, закономерности гармоничного подбора цветов при пошиве адыгского женского праздничного костюма являлось характерной особенностью его эстетических достоинств.
Но кроме цвета, колористической гаммы, в повышении эстетической выразительности костюма адыгейской женщины использовались и другие средства.
Вопрос: Какие еще средства усиливали художественно-эстетическую выразительность адыгского женского праздничного костюма?
Ответ: Усилению красоты адыгского, женского праздничного костюма способствовали такие художественные средства как шитье золотом (орнамент) и ювелирные украшения. Платье – сай и шапочка украшали серебряными и золотыми галунами, а также вышитыми золотом узорами, которые, контрастно выделяясь на глубоком красном или черном фоне, делали костюм особенно красивым и строгим. Все это было свидетельством хорошего художественного вкуса мастериц-портных. Узорной вышивкой, представлявшей собой зооморфно – растительные мотивы, украшали края разреза платья от талии и до подола, а в отдельных случаях – и по подолу (Рис. 2, Приложение см. выше).
Особой красотой отличались вышитые более сложным рисунком узора нарукавные подвески, сохранившие в наибольшей чистоте старые типы орнамента. Композиция узора нарукавной подвески представляет собой строго симметричное изображение, центральную основу которого часто составляют геометрические фигуры (ромб или треугольник), которые дополняются зооморфно – растительными элементами и мотивами (роговидными завитками, листочками и трилистниками). Эти мотивы и элементы узора соединяются между собой тонкими, изящными линиями тесьмы, образующими целостное декоративное изображение, красиво вписанное в фигуру подвески. (Рис. 3, Приложение см. выше).
Изготовление вышитой нарукавной подвески требовало около года кропотливой работы. Поэтому она очень высоко ценилась и передавалось по наследству от матери к дочери. Надевали нарукавные подвески в особо торжественных случаях, в связи с чем они больше сохранялись, намного переживая само платье.
Учитель: В усилении красоты праздничного костюма адыгской женщины большая роль принадлежит также ювелирным украшениям, как нашиваемым на одежду (подвески, накладки, бляхи), так и съемным (ожерелья, браслеты, серьги).
Вопрос: Какой еще очень важный элемент национального костюма адыгейки придает ему особую выразительность и красоту?
Ответ: Особой частью женского костюма черкешенки является также и серебряный пояс, который одевался поверх “сая”. В орнаментации поясов применяли технику чернения серебра, которая заключается в том, что вырезанный резцом на металле орнамент заполняли веществом особого состава – чернью, благодаря которой рисунок узора становится четким и очень красивым.
Вопрос: В каком из наших музеев собрана богатая коллекция женских поясов, ювелирных украшений для адыгского национального женского костюма?
Ответ: Богатой коллекцией очень красивых женских поясов обладает Национальный музей Республики Адыгея в г.Майкопе.
Учитель: Национальный музей Республики Адыгея в 2005 году отметил свое 80-летие. В его собрании по этнографии начитывается более семи тысяч единиц хранения, включая редкие и очень ценные в художественном отношении образцы адыгейского женского костюма, женских шапочек, поясов, ювелирных украшений.
Искусство изготовления женских поясов составляет особую страницу в истории адыгского прикладного ювелирного художественного ремесла.
Разнообразие типов, форм и способов украшения таких поясов заслуживают того, чтобы посвятить этому элементу национального женского костюма отдельную беседу. Однако в нашем диалоге следует отметить, что форма пояса девушки и замужней женщины была не одинакова. Например, пояс девушки отличается более изящной и богато декоративной формой, а пояс замужней женщины, в частности, его застежка и пряжка отличались большей шириной и массивностью. Таковы общие черты декоративного ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.03.26 | Просмотров: 5197

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340