Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Поэтические индивидуальности серебряного века. Художественный мир Р.С. Гумилева (Мастерская построения новых знаний и творческого письма в 11-м классе) - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Поэтические индивидуальности серебряного века. Художественный мир Р.С. Гумилева (Мастерская построения новых знаний и творческого письма в 11-м классе)


Автор(ы): Шальнева Елена Анатольевна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Основные цели учителя по отношению к индивидуальной самореализации учеников во время урока:
  1. Образовательный аспект:
    • предполагается, что к окончанию урока урока учащиеся будут знать основные черты лирического героя Н.Гумилёва, своеобразие поэтического мира, особенности модернистского течения н.20 века - акмеизма.
    • планируется, что к окончанию урока ученики смогут выполнить творческую работу обобщающего и рефлексивного характера
  2. Развивающий аспект – создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся, способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков, ассоциативного мышления, умения выделять главное, развития исследовательских навыков учащихся.
  3. Воспитательный аспект – способствовать приобщению к культурному наследию, формированию эстетического вкуса, воспитанию культуры умственного труда, формированию коммуникативных качеств личности.
1. Индуктор
Жил на Земле один человек, который пришёл в наш мир, чтобы подняться над обыденностью мира и увидеть истинную его красоту. И мы уже сто лет читаем его стихи, разгадывая тайну его слов и слога. И так и не смогли разгадать. Думаю потому, что этот человек не ставил себе целью сказать нам что-то: он просто хотел передать словами то, что мы, люди, созерцаем в себе и вокруг себя каждый день. Он хотел придать и так уже переполненной содержанием и гаммой чувств жизни форму, показать словами, звуками, образами красоту этого содержания. Как если бы встать у окна, восхититься увиденным за ним, нарисовать …
Нарисовать счастье, ощущение жизни, вспышку звезды, шелест дождя под мокрыми деревьями и детский смех, нарисовать свой мир…
Ещё не раз вы вспомните меня
И весь мой мир …
- напишет он в одном из своих стихотворений.
Представьте, что эти строки создали Вы. Как бы Вы их продолжили?
2. Социализация
Дивный и солнечный свет исканий, мечтаний сопровождал Николая Степановича практически всю жизнь, он сопутствовал ему в странствиях и озарял его земные творения, его неповторимый художественный мир.
3. Самоконструкция
Работа ведётся в группах.
Задание 1.
Перед Вами – названия сборников стихотворений Н.Гумилёва и стихотворений, вошедших в них.
Путь конквистадоров
Я конквистадор в панцире железном...
Песнь Заратустры
Дева Солнца
Осенняя песня
Сказка о королях
Людям настоящего
Людям будущего
На мотивы Грига
Романтические цветы
Сонет
Корабль
Ягуар
Сады души
Жираф
Носорог
Озеро Чад
Каракалла
Мореплаватель Павзаний...
Жемчуга
Волшебная скрипка
Семирамида
Воин Агамемнона
Христос
Путешествие в Китай
Кенгуру
Дон-Жуан
Попугай
Возвращение Одиссея
Чужое небо
Константинополь
Современность
Жизнь
Я верил, я думал
Родос
Любовь
Занзибарские девушки
Искусство Блудный сын
Открытие Америки
Колчан
Памяти Анненского
Венеция
Рим
Пятистопные ямбы
Пиза
Юдифь
Персей
Средневековье
Падуанский собор
Костёр
Андрей Рублев
Детство
Природа
Швеция
Норвежские горы
На Северном море
Стокгольм
Творчество
Прапамять
Огненный столп
Память
Лес
Слово
Персидская миниатюра
Слоненок
Заблудившийся трамвай
Леопард
Мои читатели
Шатёр
Красное море
Египет
Сахара
Экваториальный лес
Судан
Абиссиния
Сомалийский полуостров
Мадагаскар

Распределите названия стихотворений по тематическим группам (по 5 примеров).
Каждую группу озаглавьте.
Названия групп выпишите на лист.
Предполагаемые варианты ответов: Музыка, животные, архитектура, романтика, экзотика и т.д.
Задание 2
Выпишите из каждой цитаты ключевое для Вас слово или словосочетание.
Сады моей души всегда узорны,
В них ветры так свежи и тиховейны,
в них золотой песок и мрамор чёрный,
Глубокие, прозрачные бассейны.
(Сады моей души всегда узорны)
Когда я кончу наконец
Игру в cache-cache со смертью хмурой,
То сделает меня Творец
Персидскою миниатюрой.
(Персидская миниатюра)
Я конквистадор в панцире железном,
Я весело преследую звезду,
Я прохожу по пропастям и безднам
И отдыхаю в радостном саду.
(Я конквистадор в панцире железном)
Мне все открыто в этом мире —
И ночи тень, и солнца свет,
И в торжествующем эфире
Мерцанье ласковых планет.
(Credo)
И вот вся жизнь! Круженье, пенье,
Моря, пустыни, города,
Мелькающее отраженье
Потерянного навсегда.
Когда же, наконец, восставши
От сна, я буду снова я, —
Простой индиец, задремавший
В священный вечер у ручья?
(Прапамять)
Свежим ветром снова сердце пьяно,
Тайный голос шепчет: «все покинь!» —
Перед дверью над кустом бурьяна
Небосклон безоблачен и синь,
В каждой луже запах океана,
В каждом камне веянье пустынь.
(Открытие Америки)
Я — попугай с Антильских островов,
Но я живу в квадратной келье мага.
Вокруг — реторты, глобусы, бумага,
И кашель старика, и бой часов.
((Попугай)
Моя мечта надменна и проста:
Схватить весло, поставить ногу в стремя
И обмануть медлительное время,
Всегда лобзая новые уста.
(Дон-Жуан)
Сердце — улей, полный сотами,
Золотыми, несравненными!
Я борюсь с водоворотами
И клокочущими пенами.
(Возвращение Одиссея)
И вот мне приснилось, что сердце мое не болит,
Оно — колокольчик фарфоровый в желтом Китае
На пагоде пестрой… висит и приветно звенит,
В эмалевом небе дразня журавлиные стаи.
(Я верил, я думал)

Записанные слова (или словосочетания) распределите по тематическим группам (2-3 группы).
Ключевые слова (или словосочетания) каждой группы запишите на листе.
Предполагаемые варианты ответов: сады души всегда узорны, весело преследую звезду, персидская миниатюра и т.д
Задание 3
Незадолго до написания стихотворения «Мореплаватель Павзаний» (1906г) Н.Гумилёв переводит сонет А...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2236

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340