Главная / Методические материалы / Преподавание литературы
Поэтические индивидуальности серебряного века. Художественный мир Р.С. Гумилева (Мастерская построения новых знаний и творческого письма в 11-м классе)
Автор(ы): Шальнева Елена Анатольевна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Основные цели учителя по отношению к индивидуальной самореализации учеников во время урока: - Образовательный аспект:
- предполагается, что к окончанию урока урока учащиеся будут знать основные черты лирического героя Н.Гумилёва, своеобразие поэтического мира, особенности модернистского течения н.20 века - акмеизма.
- планируется, что к окончанию урока ученики смогут выполнить творческую работу обобщающего и рефлексивного характера
- Развивающий аспект – создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся, способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков, ассоциативного мышления, умения выделять главное, развития исследовательских навыков учащихся.
- Воспитательный аспект – способствовать приобщению к культурному наследию, формированию эстетического вкуса, воспитанию культуры умственного труда, формированию коммуникативных качеств личности.
1. Индуктор Жил на Земле один человек, который пришёл в наш мир, чтобы подняться над обыденностью мира и увидеть истинную его красоту. И мы уже сто лет читаем его стихи, разгадывая тайну его слов и слога. И так и не смогли разгадать. Думаю потому, что этот человек не ставил себе целью сказать нам что-то: он просто хотел передать словами то, что мы, люди, созерцаем в себе и вокруг себя каждый день. Он хотел придать и так уже переполненной содержанием и гаммой чувств жизни форму, показать словами, звуками, образами красоту этого содержания. Как если бы встать у окна, восхититься увиденным за ним, нарисовать … Нарисовать счастье, ощущение жизни, вспышку звезды, шелест дождя под мокрыми деревьями и детский смех, нарисовать свой мир… Ещё не раз вы вспомните меня И весь мой мир … - напишет он в одном из своих стихотворений. Представьте, что эти строки создали Вы. Как бы Вы их продолжили? 2. Социализация Дивный и солнечный свет исканий, мечтаний сопровождал Николая Степановича практически всю жизнь, он сопутствовал ему в странствиях и озарял его земные творения, его неповторимый художественный мир. 3. Самоконструкция Работа ведётся в группах. Задание 1. Перед Вами – названия сборников стихотворений Н.Гумилёва и стихотворений, вошедших в них. Путь конквистадоров Я конквистадор в панцире железном... Песнь Заратустры Дева Солнца Осенняя песня Сказка о королях Людям настоящего Людям будущего На мотивы Грига | Романтические цветы Сонет Корабль Ягуар Сады души Жираф Носорог Озеро Чад Каракалла Мореплаватель Павзаний... | Жемчуга Волшебная скрипка Семирамида Воин Агамемнона Христос Путешествие в Китай Кенгуру Дон-Жуан Попугай Возвращение Одиссея | Чужое небо Константинополь Современность Жизнь Я верил, я думал Родос Любовь Занзибарские девушки Искусство Блудный сын Открытие Америки | Колчан Памяти Анненского Венеция Рим Пятистопные ямбы Пиза Юдифь Персей Средневековье Падуанский собор | Костёр Андрей Рублев Детство Природа Швеция Норвежские горы На Северном море Стокгольм Творчество Прапамять | Огненный столп Память Лес Слово Персидская миниатюра Слоненок Заблудившийся трамвай Леопард Мои читатели | Шатёр Красное море Египет Сахара Экваториальный лес Судан Абиссиния Сомалийский полуостров Мадагаскар | Распределите названия стихотворений по тематическим группам (по 5 примеров). Каждую группу озаглавьте. Названия групп выпишите на лист. Предполагаемые варианты ответов: Музыка, животные, архитектура, романтика, экзотика и т.д. Задание 2 Выпишите из каждой цитаты ключевое для Вас слово или словосочетание. Сады моей души всегда узорны, В них ветры так свежи и тиховейны, в них золотой песок и мрамор чёрный, Глубокие, прозрачные бассейны. (Сады моей души всегда узорны) | Когда я кончу наконец Игру в cache-cache со смертью хмурой, То сделает меня Творец Персидскою миниатюрой. (Персидская миниатюра) | Я конквистадор в панцире железном, Я весело преследую звезду, Я прохожу по пропастям и безднам И отдыхаю в радостном саду. (Я конквистадор в панцире железном) | Мне все открыто в этом мире — И ночи тень, и солнца свет, И в торжествующем эфире Мерцанье ласковых планет. (Credo) | И вот вся жизнь! Круженье, пенье, Моря, пустыни, города, Мелькающее отраженье Потерянного навсегда. Когда же, наконец, восставши От сна, я буду снова я, — Простой индиец, задремавший В священный вечер у ручья? (Прапамять) | Свежим ветром снова сердце пьяно, Тайный голос шепчет: «все покинь!» — Перед дверью над кустом бурьяна Небосклон безоблачен и синь, В каждой луже запах океана, В каждом камне веянье пустынь. (Открытие Америки) | Я — попугай с Антильских островов, Но я живу в квадратной келье мага. Вокруг — реторты, глобусы, бумага, И кашель старика, и бой часов. ((Попугай) | Моя мечта надменна и проста: Схватить весло, поставить ногу в стремя И обмануть медлительное время, Всегда лобзая новые уста. (Дон-Жуан) | Сердце — улей, полный сотами, Золотыми, несравненными! Я борюсь с водоворотами И клокочущими пенами. (Возвращение Одиссея) | И вот мне приснилось, что сердце мое не болит, Оно — колокольчик фарфоровый в желтом Китае На пагоде пестрой… висит и приветно звенит, В эмалевом небе дразня журавлиные стаи. (Я верил, я думал) | Записанные слова (или словосочетания) распределите по тематическим группам (2-3 группы). Ключевые слова (или словосочетания) каждой группы запишите на листе. Предполагаемые варианты ответов: сады души всегда узорны, весело преследую звезду, персидская миниатюра и т.д Задание 3 Незадолго до написания стихотворения «Мореплаватель Павзаний» (1906г) Н.Гумилёв переводит сонет А...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2236
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|