Главная / Методические материалы / Преподавание литературы
Поэтическая встреча Она ни в чем не виновата... (Н.Н. Гончарова в творчестве Николая Доризо)
Автор(ы): Ананьева Надежда Степановна, заведующая, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Оборудование: - портреты Н.К. Доризо, А.С. Пушкина, Н.Н. Гончаровой;
- мультимедиапрезентация: слайды с изображением обложки книги Н.К. Доризо «России первая любовь» (Доризо Н.К. России первая любовь: Стихотворения, поэмы, проза. /худож. Б. Лавров. – М.:Современник, 1986); первых страниц входящих в книгу произведений.
Школьный актовый зал, расставленные полукругом столы, на столах – фрагменты произведений Н.К. Доризо. Присутствуют учащиеся 9 – 11 классов, учителя разных предметных областей, родители учащихся. Слово учителя (в руках - книга «России первая любовь») Я держу в руках удивительную книгу. Открываю эту книгу часто, на любой странице, и начинаю читать. А еще я люблю рассматривать в ней очень красивые репродукции. Возвращаться к этой книге придется наверняка еще много раз. Я советую это и вам. Книга называется «России первая любовь», ее автор - мастер поэтической мысли Николай Константинович Доризо, лауреат Государственной премии России. Кто не знает его стихов и песен: «Огней так много золотых...», «Давно не бывал я в Донбассе...», «На тот большак, на перекресток», «Почему ты мне не встретилась?..» и многих других?! Но не всем известно, что путь поэта был трудным и сложным – это тема другой нашей встречи. Сегодня же мы поговорим о главном и современниками не оцененном труде поэта. Книга «России первая любовь» вышла в разгар перестройки, в 1986 году. В нее вошли трагическая поэма «Третья дуэль», полемические раздумья под названием «Жена поэта», сборник посвященных пушкинской теме стихов – давший название всей книге, героическая поэма «Берестяное слово» и драматическая «Место действия - Россия». Потом – снова мысли о Пушкине, Лермонтове, Маяковском, Есенине…Любой поэтически мыслящий россиянин не может не испытать потрясения, читая «Третью дуэль» - драму в стихах о жизни Александра Сергеевича Пушкина и его жены, Натальи Николаевны Гончаровой. В пушкиноведении появилось много новых документов, которые помогли автору по-новому взглянуть на образ жены поэта, а, следовательно, и на трагические обстоятельства гибели гения русской литературы – А.С. Пушкина. Эта женщина, по свидетельству всех современников, была одарена божественной красотой, как Прекрасная Елена, из-за которой началась Троянская война. Молоденькая провинциальная барышня вышла замуж за бессмертие, на которое с минуты венчания была обречена сама. Разобраться во всем поможет нам поэт Николай Константинович Доризо (его роль сегодня будет играть ваш одноклассник) и его творчество. Ученица. Стихотворение «Наталья Пушкина» (стр. 236) Как девочка, тонка, бледна, Едва достигнув совершеннолетья, В день свадьбы знала ли она, Что вышла замуж за бессмертье? ………………………………… Одно мерило всех мерил, Что он ей верил, Верил свято И перед смертью говорил, - Она ни в чем не виновата. Ученик. Автор, Николай Константинович Доризо, говорит в «Полемических раздумьях»: «Трудно найти не только в русской, но и во всей мировой истории женщину, которая оставила бы такой неизгладимый след в людской памяти, которая вызывала бы столь противоречивые толки, яростные споры, длящиеся вот уже полтора столетия. Слишком много у нее было обвинителей и почти не было адвокатов…» Подобно Леониду Леонову, называвшему себя «следователем по особо важным делам человечества», Николай Доризо в литературе, по собственному его определению, адвокат по особо важным делам. Вот и взялся он за дело, которое не так-то просто решить адвокатской конторе. Его произведения несут отблеск его судьбы и адвокатской наследственности, хотя, конечно, без обличительных нот в творчестве он не обходится. В последней поэтической и прозаической книге Николая Константиновича, вышедшей в сентябре 2004-го в издательстве «Русская книга», много чисто криминальных историй, переработанных из разговоров с друзьями – профессиональными защитниками. Ученик. Было два побуждения. Первое: «С Пушкиным я словно родился на свет, прожил всю свою жизнь. Побудил сам факт моего рождения. Во главе всего был Пушкин с его сказками и стихами. И вся жизнь, все творчество связаны с Пушкиным. От него идет вся наша литература». И второе: «Когда порою в наши дни ревнители «чистого Пушкина», без его жены, пытаются как бы отодвинуть ее в сторону, они оказываются беспомощными по-настоящему понять жизнь поэта… А для того чтобы понять, надо любить. Любить большой человеческой любовью не только самого Пушкина, но и его многострадальную жену…» За спиной у России чуть не два века вымыслов и брани в адрес Натальи Николаевны. Но способны ли простые – порою хуже воровства – истолкования ее образа как пустой и недостойной гения не опорочить его самого? Это и тревожило Доризо как ничто иное, это и лежало раной на душе у всей России. Вот и решился некогда поэт уврачевать эту рану – развеять нелепые мифы и рассказать правду. Н.К. Доризо. Обвинители Натальи Николаевны не считаются с очевидным. И до сих пор молва считает, что Пушкин в своей любви был наивен и легковерен, что ослеплен был «голой» красотой. Это принижает великий пушкинский ум. Многие ошибались, размышляя об отношениях Александра Сергеевича и Натальи Николаевны. Ошибался Шеголев, написавший обстоятельную монографию «Дуэль и смерть Пушкина». Ошибалась Цветаева: «Тяга Пушкина к Гончаровой… тяга гения – переполненности к пустому месту. Он хотел нуль, ибо сам был все». Анна Ахматова не менее Цветаевой боготворила Пушкина и не менее Цветаевой ненавидела его жену: «Мы имеем право смотреть на Наталью Николаевну как на сообщницу Геккеренов в преддуэльной истории. Без ее активной помощи Геккерены были бы бессильны». Ошибался М.Булгаков, написавший «Последние дни». Да что там – ошибались и современники Пушкина. Куда проще списать все на флирт, на любовную интригу, чем воссоздать истинное существо вещей. Она же была для него и верным другом, и матерью его детей, и женой-ребенком, ведь он был старше ее не только на тринадцать лет, но и на свою гениальность. Ученик. Чтение стихотворения «Читая Пушкина» (стр. 259) Ученик. «Третья дуэль» (1963 – 1982) покоряет прозрачностью стиха, динамикой рассказа, колоссальным владением историческим материалом, но главное – раскрытием образов. И в этом поэт приближается к самому Пушкину. Вот взволнованная беседа двух сестер: Натальи Николаевны и Александры Николаевны (инсценирование) Александра Николаевна Друзья Все Знают: Этот пасквиль – ложь. Зачем же придавать Пустым наветам Значенье роковое? Наталья Николаевна Это так. И все ж Не забывай, Он Пушкин. Дело в том. Ведь имя Пушкин Не кружку друзей С их мненьем, Как и жизнь их, Быстротечным, - Оно Принадлежит России всей И потому Должно быть Безупречным. Дантесу Мненье тех Важней всего, Кого Сегодня Он встречает в свете, А Пушкин так тревожен оттого, Что знает Пушкин – Каждый шаг его Судить потомки будут. Он в ответе Пред ними. Потому он так раним. Как страшно жить С бессмертием своим... Ученик. Усыновленный бароном Луи де Геккереном кавалергард Жорж Дантес был не единственным обожателем Натальи Пушкиной. Сам царь Николай I был ею очарован. Что еще обсуждать в свете как не влюбленности? Такова, увы, природа великосветского общества. Тем и тяготило Пушкина его камерпажество, его зависимость от сиятельных и влиятельных ничтожеств, от беспечных повес и сибаритов. Ученик. …да он и сам был повесой… - всегда упрекала его молва, - вот и список его донжуанский… и поделом ему… В этом большая неправда: влюбленности Пушкина бывали безответны зачастую – и часто на уровне восторга, который испытываешь перед прекрасным вообще. А в Наталье Гончаровой он, видимо, разглядел одну из тех, в ком таилась готовность понять всю неохватность его личности – и вместе жизненную правду всех его побуждений. Ученик. Автор пишет: «Он увидел в ней не только красавицу, достойную поклонения, но и верного друга, способного разделить его нелегкую судьбу, судьбу поэта… Представьте себе робкую, застенчивую девушку, с детства привыкшую во всем подчиняться властному характеру матери. И вдруг эта девушка решительно встает на сторону жениха, идет против воли матери с непримиримой смелостью (мать сопротивлялась браку дочери с Пушкиным)…Такие решительные поступки людям, подобным Наталье Николаевне, людям мягкого характера, даются нелегко. Их вызывает к жизни большое, благородное, самоотверженное чувство. И поэтому у таких людей подобные поступки особенно ценны. Со стороны Пушкина это не была тяга гения «к пустому месту», это была великая пушкинская тяга к гармонии, гением которой он был… Вот как описывает знакомая Натальи Николаевны Н.Еропкина ее портрет: «Глаза добрые, веселые, с подзадоривающими огоньками из-под длинных бархатных ресниц. Но покров стыдливой скромности всегда останавливал вовремя слишком резкие порывы». Н. Доризо. Наталья Гончарова затмила всех великосветских красавиц своей красотой. И дело не только в правильности черт или тонкости стана. Пресыщенное светское общество увидело в ней неподдельную молодость со здоровым провинциальным румянцем на щеках, застенчивость, скромность. То, что в этом обществе редко встречается… Ученик. В вашей «пушкиниане» дана и новая версия Дантеса. Это не охамевший ловелас, а запутавшийся в своих чувствах юноша – любимая игрушка Геккерена. Да и тот у вас в поэме тоже не однозначен. Да, он интриган, но движимый не столько коварством, сколько сложным чувством к Дантесу. Интригу против Пушкина (нацеленную в сердце поэта) затевают иные люди – и они у вас тоже в числе персонажей… Вот ваш Дантес выговаривает приемному отцу, убеждающему его жениться на Екатерине, сестре Натальи Николаевны. Геккерен это делает, чтобы спасти лицо и избежать дуэли Дантеса и Пушкина. Задача – усмирить гнев Пушкина. Навязчивый интерес Дантеса к Наталье Николаевне теперь должен показаться поэту как естественное стремление к общению с будущей родственницей. Инсценирование. Геккерен …Катрин согласна, я с ней говорил. Дантес (в бешенстве) Катрин согласна. Не согласен я. Я не давал Таких вам полномочий. По-видимому, сударь, Вы забыли, Что вы не мой посланник, А голландский. Геккерен Как раз об этом Я не забывал, Когда тебя Почти что на коленях Одуматься просил, Унять любовный пыл. Из-за тебя Коварный этот пасквиль Мне приписали, Мне – Посланнику голландского двора. А в пасквиле, Где Пушкин назван рогоносцем, Намек На связь его жены С державным венценосцем. Как отнесется царь К подобному намеку? В его глазах Я гнусный лжец И пасквилянт… Но он же, Геккерен, и затеял когда-то эту интригу – предложив Дантесу поволочиться за Натальей Пушкиной и тем обратить на себя внимание света… Такова ваша версия. Н. Доризо. Дантес нравился Наталье Гончаровой. Сначала она не могла разобраться в своих чувствах, не могла сразу осознать, что за тот срок, который она прожила с мужем, она приняла его нравственное вероисповедание, находясь под гипнотическим влиянием его гения. Для нее, едва достигшей совершеннолетия в пору замужества, Пушкин был и мужем, и любящим отцом, и мудрым наставником. Он понимал, что его юная, неопытная в светских кознях жена – первая красавица Петербурга, молва о которой прошла по всей России - беззащитна и нуждается в его мудрой опеке. Поэтому Пушкин и требовал от нее полной откровенности. Но откровенности не может быть без доверия. Пушкин нежно и мудро старался заслужить это доверие. Такая откровенность пре...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 3090
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|