Главная / Методические материалы / Работа с дошкольниками
Экспериментальная работа в условиях ДОУ
Автор(ы): Круглова Наталья Борисовна, заведующая
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Под лозунгом обеспечения равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу по всей стране начат поиск оптимальных форм обучения дошкольников. Приоритет в осуществлении образования детей старшего дошкольного возраста всё-таки остаётся за дошкольным учреждением, где предусматривается чёткое чередование видов деятельности, занятий, игры. Второй год МДОУ д/с общеразвивающего вида № 56 г. Апатиты Мурманской области участвует в эксперименте по апробации “Примерной общеобразовательной программы воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста” авторского коллектива Гризик Т.И., Соловьёвой Е.В., Руновой М.А., Якобсон С.Г., под руководством Дороновой Т.Н. (далее по тексту – Программа). Бесспорно, главная роль в организации экспериментальной работы в ДОУ принадлежит руководителю, который должен обладать высокими профессиональными качествами и должен быть готов к погружению в эксперимент. Руководитель является нормоносителем, его зрелая (или незрелая) правовая установка обязательно будет влиять на правосознание коллектива. Руководителю необходимо провести самоанализ и решить готов ли он сам работать в режиме эксперимента. Чтобы эксперимент состоялся по всем правилам педагогической науки, у субъектов этого процесса (педагоги, воспитанники, родители) должен быть серьезный мотив заинтересованного участия. Очень важно, чтобы эксперимент стал средством развития и помог привлечь интеллектуальные и материальные ресурсы для решения поставленной проблемы. На подготовительном этапе экспериментальной деятельности педагогами МДОУ д/с общеразвивающего вида № 56 была изучена психолого-педагогическая литература и документы по теме эксперимента; проведён мониторинг выявления уровня компетентности педагогов по проблеме эксперимента; подготовлен следующий пакет документов: - Приказ Комитета по образованию Мурманской области об организации экспериментальной работы по апробации вариативной комплексной программы развития, воспитания и обучения детей 5-7 лет.
- Приказ учредителя об организации экспериментальной деятельности на базе МДОУ д/с общеразвивающего вида № 56 по апробации Программы.
- Приказ руководителя МДОУ об экспериментальной деятельности по апробации Программы и участии педагогов старшей группы в данном эксперименте.
- Положение о временной творческой группе МДОУ д/с общеразвивающего вида № 56.
Необходимые условия для организации образовательного процесса по апробации Программы в МДОУ регламентируется следующими нормативными документами: - Закон Российской Федерации “Об образовании”.
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ.
- Письмо МО РФ “Организационное и программно-методическое обеспечение новых форм дошкольного образования” № 271/23-16 от 31.07.2002 года.
- Письмо МО РФ “О подготовке детей к школе” № 990/14-15 от 22.07.1997 года.
- Письмо МО РФ “Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования” № 35-М от 25.03.1994 года.
- Концепция содержания непрерывного образования, утверждённая Федеральным координационным советом по общему образованию МО РФ от 17.06.2003 года.
- Методические рекомендации по апробации моделей образования детей старшего дошкольного возраста.
- Материалы Всероссийского совещания “Деятельность органов управления образованием, руководителей ДОУ по организации, содержанию методическому обеспечению образования детей старшего дошкольного возраста”.
Эффективность экспериментальной работы в дошкольном учреждении во многом зависит от качества планирования деятельности. Поэтому важнейшим моментом начала работы по апробации Программы явилось составление плана проведения эксперимента. Планирование гарантирует тщательное продумывание хода экспериментальной деятельности и важно для продуктивной работы и получения ожидаемых результатов (Приложение 1). К педагогу, работающему на экспериментальной группе, предъявляются большие требования: - уметь определять конкретные образовательные и воспитательные задачи с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста;
- владеть умениями осуществлять перспективное планирование;
- методически грамотно выстраивать педагогический процесс;
- осуществлять сотрудничество с родителями (законными представителями) по вопросам образования и воспитания детей;
- совершенствовать педагогическое мастерство.
Руководителю необходимо хорошо изучить внутренние резервы каждого участника, ведь ни для кого не секрет, что все люди индивидуальны: один с большим желанием включается в эксперимент, другой строит преграды на пути воплощения задуманного в жизнь, а третьему всё просто безразлично. Педагогический коллектив всегда неоднороден, поэтому с помощью специально подобранного инструментария были выявлены: – теоретическая компетентность педагогов; – профессиональная компетенция; – методическая компетенция; – уровень деловой квалификации; – творческий потенциал; – готовность к самосовершенствованию и саморазвитию. Анализ кадрового потенциала позволил выявить педагогов-“мастеров”, которые могут справиться с инновациями, имеющих богатый опыт, обладающих инертным педагогическим мышлением. При работе с кадрами необходимо формировать творческий коллектив единомышленников. Поэтому руководителю необходимо учитывать индивидуальные качества участников образовательного процесса, их профессиональный уровень, организаторские навыки, психологическую готовность к той или иной деятельности. Важное условие успеха – готовность коллектива к повышению квалификации, которая достигается: - участием педагогов в исследовательской деятельности;
- совместная деятельность педагогов в рамках временных творческих коллективов;
- привлечение личностного опыта при решении профессиональных задач.
Развитие профессиональных и личностных качеств педагогов, формирование у них умения организовывать продвижение каждого ребёнка к общим целям по собственному маршруту, является важнейшим условием роста адаптивности ребёнка к условиям школьного обучения. Создание предметно-пространственной среды, соответствующей особенностям и закономерностям развития ребёнка старшего дошкольного возраста, – это неотъемлемая часть работы коллектива в условиях экспериментальной деяте...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.03.27 | Просмотров: 1874
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|