Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Программа воспитания старшеклассников - Внеклассная работа - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Внеклассная работа

Программа воспитания старшеклассников


Автор(ы): Ховрус Галина Львовна, замдиректора по НМР


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Моё педагогическое кредо: “В мире нет ничего интереснее и ценнее человеческой личности”.
Главный принцип: “Не навреди!”

Доминирующие направления и технологии педагогической деятельности. Основная педагогическая идея
Создание условий для социально значимого определения на будущее. Формирование научного мировоззрения, ценностного взгляда на общество, труд, материальные и духовные богатства народа, активной гражданской позиции. Педагогика сотрудничества, методика коллективных творческих дел, метод проектов, личностно-ориентированная технология.
Лейтмотивом моей воспитательной работы с классом является организация поэтапного самовоспитания школьников ( по Селевко Г.К. и др.):
“Познай себя” ( 5 Кл), “Сделай себя сам” ( 6 кл), “Научи себя учиться” ( 7 кл), “Утверждай себя” (8 кл), “Найди себя” (9 кл), “Управляй собой” (10 кл), “Реализуй себя” (11 кл)
Сегодня мои воспитанники – учащиеся 10 класса, поэтому речь пойдет об этом и следующем этапе
Цель: объединение усилий педагогического коллектива, учащихся, родителей по созданию благоприятных условий для развития личности старшеклассника и его самореализации через воспитание понятия о школе, самопознание, семью, духовную культуру.
Система воспитательной работы классного руководителя – это вполне определенное, необходимое и достаточное, количество элементов в их взаимодействии, порождающий единственный, свойственный данной системе результат. Чтобы построить систему, надо произвести анализ природы задуманного и желательного результата. [1]

Результат------ Система

Создавая модель воспитательной системы для старшеклассников, нужно, прежде всего, увидеть модель самого выпускника современной средней общеобразовательной школы, то есть ясно представлять себе ожидаемый результат.
Целенаправленное формирование личности человека предполагает ее проектирование, но не на основе общего для всех людей шаблона, а в соответствии с индивидуальным для каждого человека проектом, учитывающим его конкретные физиологические и психологические особенности. Строить систему работы отдельного класса можно только как подсистему общешкольной воспитательной системы. Чтобы эта система была индивидуальным вариантом, каждый классный руководитель должен:
  • индивидуализировать деятельность школьника,
  • индивидуализировать восприятие школьником окружающей среды,
  • индивидуализировать педагогическую помощь детям в разрешении их жизненных проблем,
  • индивидуализировать осмысление школьником жизни и своего “Я” в этой жизни,
  • диагностировать индивидуальное развитие личности школьника.
Молодой человек, вступающий в жизнь, должен обладать следующими качествами:
интеллигентностью, высоким уровнем образованности и культуры;
быстрой приспособляемостью, адаптивностью к непрерывным социальным изменениям;
инициативой, предприимчивостью, трудолюбием, организованностью - необходимыми качествами делового человека;
потребностью в непрерывном образовании и совершенствовании в связи с избираемой профессией;
умением владеть собой в сложных жизненных ситуациях, самодисциплиной, самоконтролем;
диалектическим мировоззрением, необходимым для ориентации в мире и себе;
высокой работоспособностью (здоровье, опыт труда, культура отдыха и др.)
Насколько мои воспитанники приближаются к описанной модели, я выясняю в процессе аналитико-диагностической деятельности: тестирования, анкетирования, микроисследования, наблюдения, опроса родителей, изучения медицинских карт. Профильный 10 класс сформирован из выпускников основной школы, личностные особенности которых мне предстоит изучить. В этом мне поможет комплекс психолого-педагогических тестов базы данных школьного информационного центра, а также методика определения модальностей личности по Гриндеру М.[2]. Разработчики популярного в последнее время нейролингвистического программирования (НЛП) Ричард Бэндлер и Джон Гриндер высказали мнение о том, что у каждого человека есть своя индивидуальная модель представления о мире, о себе и о своем поведении в этом мире (своеобразная Я- концепция). Авторы предлагают технологию изучения индивидуальной модели личностного опыта и способы изменения выявленных нежелательных вредных для конкретного человека представлений. Майкл Гриндер существенно усовершенствовал их для конкретного контекста образования, применив НЛП к диагностике модальностей личности учащихся. Учителю представлены точные описания техник активного и пассивного наблюдений, классификация стилей научения учеников и техники адаптации учителя к ученику. Результат - не только улучшение успеваемости, но и улучшение взаимоотношений с учениками, что и составляет фундамент эффективной воспитательной работы с детьми.
Основные понятия, положенные в основу моей программы воспитания старших школьников:
старший школьный возраст, учебно-профессиональная деятельность, самосознание, самоопределение, самореализация, гражданская зрелость: готовность к труду, готовность к самообразованию, готовность к семейной жизни, профориентация, ценностные ориентации.
Структурным стержнем мотивационно-потребностной сферы учащихся является ее временная ориентация. Временная перспектива - не просто знания, представления или мечты о будущем. Это - совокупность взаимосвязанных и значимых для личности целей в жизни, ориентирующая мысли, переживания и действия подростка, юноши (девушки) как на ближайшее (неделя, месяц), так и на отдаленное (годы, десятилетия) будущее.
Временная перспектива включает в конкретные жизненные планы и то, что называется целью и смыслом жизни.
Для того чтобы быть полноценной, социально активной личностью, полезным членом общества, для того, чтобы в течение жизни развиваться, человек должен ставить перед собой крупные, социально значимые, привлекательные для него и непростые цели. Только серьезные цели могут послужить действенным стимулом в жизни, позволяя человеку не "размениваться на мелочи", и не "плыть по течению". Отсутствие таких целей, суженность временной перспективы делают человека максимально зависимым от внешних обстоятельств. Поэтому мои воспитанники пишут “Личный творческий план саморазвития” на дальнюю и ближнюю перспективу. Кроме того, я провожу в 5, 9 и 10 классе анкетирование учащихся, позволяющее определить приоритетные ценности учащихся на разных ступенях развития, что позволяет мне выстраивать педагогическое взаимодействие с коррекционной целью.
Воспитание старшеклассников рассматривается как педагогическая поддержка учащихся в самостоятельном ценностно-смысловом диалоге с миром.
Предлагаемая программа ориентирована на оказание помощи молодым людям в их самопознании, приобретении уверенности в себе, самоопределении и социальной адаптации.
Воспитание этих качеств осуществляется через комплексные целевые программы, осуществляемые совместно педагогами, родителями и учащимися.

Целевая программа: Труд и Призвание

Работа избавляет нас от трех великих зол:
скуки, порока и нужды

Ф. Вольтер
В период окончания неполной средней школы в развитии мотивационно - потребностной сферы происходит новый качественный сдвиг, связанный с возникновением планов и намерений, поиском путей самореализации в трудовой деятельности. Такая дифференциация мотивов приводит к образованию в структуре мотивационно -потребностной сферы профессиональных намерений.
Отношение к профессии - существеннейший элемент в воспитании человека. Самое главное здесь - общая сознательная мотивация на труд, желание и готовность трудиться на свое благо и благо общества. Для этого должны быть воспитаны два взаимосвязанных чувства - уважение к людям труда и презрение к бездельникам. Важно, чтобы эти общие установки старший подросток умел "оборачивать на себя", т.е. ценить самого себя за свой труд, находиться "в согласии с самим собой", если он занят трудом, и чувствовать внутренний конфликт, внутреннюю неудовлетворенность собой, стыд, если он не работает. К числу важнейших моментов в этом комплексе относится понимание социальной значимости своего труда, чувство, что человек находится в гармонии с обществом, что он занят почетным делом. Отсюда важность соединения обучения детей с разнообразным социально одобряемым трудом, который только и делает ребенка членом общества, вводит его в жизнь общества. Именно в форме утверждения себя в общественном труде происходит утверждение подростка себя как личности, формируется потребность в труде, как содержательная форма отношений человека к человеку.
Для старших подростков в рамках учебного плана организуется трудовая деятельность, в процессе которой они приобретают практические умения и определенные качества личности. Целенаправленная организация трудовой деятельности в нашей школе идет по следующим направлениям (комплексам):
Развитие работоспособности и укрепление здоровья выпускников школ, развитие культуры труда, формирование мотивов труда, формирование предприимчивости, отношения с трудовыми партнерами и коллективами, работа на договорных условиях, - через практические дела: работу в школьном информационном центре, ученических производственных бригадах по направлениям: “Автодело”, “Кулинария”, “Парикмахерское искусство”, “Швейное дело”, “Карьера”, работа школьного центра профориентации.
Трудовой опыт, формируемый у старшеклассников в этих комплексах, является основой для многообразной профориентационной работы.
В моем 10 классе вся учебно-трудовая деятельность строится по методу проектов. Работая над проектом в информационном центре, учащиеся глубже осознают личностно-значимую ценность своего труда через общественно-полезную деятельность. Так, дети создают дидактические материалы для уроков информатики не только своего, но и младших классов. Используя новейшие информационные технологии, учащиеся производят слайд - фильмы, печатные методические пособия для детей, контрольно-обучающие программы по различным предметам. Моя программа предусматривает проведение различных внеклассных мероприятий для младших школьников силами старшеклассников. Каждый воспитанник может проявить себя в одном из коллективных творческих дел как на уровне своего класса, так и школы в целом. В рамках работы Информационного центра выпускается школьная газета в двух вариантах: электронном и бумажном. Активно используется глобальная сеть Интернет. Школьная газета- это самостоятельная подпрограмма воспитания школьников. Дети работают над ней только первый год. Однако, на мой взгляд, за газетой – будущее. Она таит в себе богатейшие воспитательные возможности для гармоничного развития личности школьников.

Проблемы, требующие решения в
трудовом воспитании старшеклассников:

Первая проблема: воспитание трудолюбия в семье.
Родители, прививающие своим детям навыки трудолюбия,
обеспечивают их лучше всякого наследства.

Р. Уэтли
Вывод: оказание педагогической помощи родителям в трудовом воспитании детей.
Проблема вторая: трудовая подготовка в школе.
Будущее принадлежит двум типам людей: человеку мысли и человеку труда.
В сущности, оба они составляют одно целое, ибо мыслить – значит трудиться.

В. Гюго

Вывод: Школьный информцентр может стать центром всей учебно-воспитательной работы со старшеклассниками.
Проблема третья: формирование трудовых навыков во внеурочной деятельности
Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев.
Д.И. Менделеев

Вывод: разнообразные кружки, секции, факультативы – необходимое условие развития способностей.
Проблема четвертая: общественно-полезный производительный труд
Труд составляет самую крепкую и надежную связь между тем человеком,
который трудится, и тем обществом, на пользу которого направлен этот труд.

Д.И. Писарев

Вывод: в рамках работы Информцентра организовать выполнение заказов на изготовление печатной продукции с обязательной оплатой труда старшеклассников.
Проблема пятая: профильное обучение в школе
Воспитание достигло своей цели, когда человек обладает
силой и волей самого себя образовывать и знает
способ и средства, как это осуществить.

А. Дистервег
Вывод: пропаганда информационно-технологического профиля обучения, поддержание интереса к обучению, создание условий для самореализации каждого школьника.

Целевая программа: Культура и Личность

Одна из центральных задач воспитания состоит в том, чтобы сформировать у растущего человека гуманистическую направленность личности. Это значит, что в мотивационно-потребностной сфере личности общественные побуждения, мотивы социально полезных деятельностей должны устойчиво преобладать над эгоистическими мотивами. Чтобы ни делал, о чем бы ни думал подросток, в мотив его деятельности должно входить представление об обществе, о другом человеке. “Мои права заканчиваются там, где начинаются права другого человека”- главный мотив поведения культурного человека. Темы и проблемы, подлежащие обсуждению в различных сферах общения старшеклассников со взрослыми:
Культура как синтез духовности предшествующих поколений. Нравственная культура. Культура труда. Политическая культура. Религия и культура.

Целевая программа: Труд и общение в развитии человека

Вопросы, которые включены для обсуждения в различные виды внеклассных мероприятий:
Права и свободы человека. Единство прав и обязанностей. Мир человеческого сознания. Жизненный опыт человека. Коллектив- цель или средство? Святыни человеческой души: Вера, Достоинство, супружеская и родительская любовь, братство по крови и духу. Человек- мера всех в...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.03.28 | Просмотров: 3019

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340