Главная / Методические материалы / Социальная педагогика
Духовный аспект нравственного воспитания подрастающего поколения (Коридоры взаимодействия)
Автор(ы): Тесленко Антонина Георгиевна, учитель-дефектолог
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Сейчас много говорят о духовности, о нравственности. Душа, дух человека, его состояние, когда он способен быть гуманным, отзывчивым, добрым, любить людей и свою страну, сочувствовать инвалидам, уважать старших, да и не только старших, но и всех окружающих его людей, вообще уважать человека – это, прежде всего, умение сопереживать, стремление самому быть лучше, умение прийти на помощь другому. В настоящее время духовный аспект нравственного воспитания как бы стирается из понятий поведения человека. Люди стремительно движутся к прогрессу, забывая о том, что такие ценности, как материнская ласка, доброе отношение к животным, окружающей среде, любовь не отменялись, но они просто выталкиваются из жизни людей. И, действительно, сейчас сплошь и рядом можно услышать, а как люди, не стесняясь, употребляют и в разговоре между собой и в общественных местах, мягко говоря, не совсем приятные слова, в том числе это делают сейчас совершенно спокойно не только взрослые, но и дети; и мальчики, и девочки наравне с мальчиками. Можно спокойно сидеть в трамвае и не уступать место старикам, можно спокойно подойти и встать без очереди, полностью игнорируя замечания окружающих в свой адрес. Можно на огромной скорости въехать в лужу и обрызгать водой стоящих на обочине людей. Как удобно, когда есть такое понятие, как « гражданский брак», когда под видом свободы отношений между супругами, не надо обременять себя никакими обязательствами, можно, если что-то не понравится, просто уйти, так легко поломав жизнь другому человеку. Можно вообще не выполнить обещаний, можно обмануть и не испытывать при этом никаких угрызений совести. Очевидно, что-то уже очень упущено в воспитании, в нравственности. И, очевидно, на уровне уже всего общества. Разве не стоит над этим задуматься? Почему так происходит? Газеты, радио, телевидение – это всё составные части воспитания общества, разлагающие наше сознание на аспекты поведения, формируют само поведение. Чаще всего – это аспект, модуль подражания (боевики, статьи в газетах скандального характера о жизни звёзд, и других известных людей, фильмы в изобилии показывающие насилие). А плохое всегда почему-то запоминается лучше, особенно, если о нем говорится ежедневно, оно начинает вольно или невольно проявляться в жизни людей в той или иной форме. Условия существования людей стали жёстче. Когда-то на первый план выдвигались нравственные качества человека, теперь зачастую решают материальные ценности. Расслоение общества сильно подрывает возможности формирования чувства справедливости в человеке, он может это принять, как свершившийся факт, но осознать в полной мере и внутренне принять этот факт он до конца не сможет. Добившись многого в насыщении общества теми или иными материальными благами, очевидно, пришла пора подумать и о духовной стороне общественно развития. Сложность заключается в том, что фактически этот вопрос еще нигде серьёзно не обсуждался и не исследовался. По-видимому, необходимо собраться деятелям культуры, искусства, науки, образования, армии, различных религиозных конфессий, общественных деятелей, психологам. Если мы приоткроем страницы истории нашего государства, то можно увидеть, как воспитывались у дворянских детей, например, культура, речи, манеры поведения. Это может служить хорошим примером для нынешнего поколения. Взаимоотношения между поколениями заставляют задуматься о многом. Занятия по этике и эстетике, как в детском саду, в школе, в институте могли бы хотя бы частично удовлетворить потребность общества в духовном развитии личности, огромное значение имеет воспитание чувства патриотизма, любви и гордости за своё отечество, воспитание чести и гражданского долга. Уроки, любые занятия в школах, в клубах и т.д. не должны подавлять психику ребёнка, человеческую личность. Здесь важен созидательный процесс овладевания знаниями, пробуждения интереса и любознательности. Важную роль в данном аспекте играет проблема создания образовательного и воспитательного пространства, механизм взаимодействия с партнёром, будь то учитель, одноклассник и т д. Это так называемые « коридоры» взаимодействия, которые строятся на таких понятиях, как: - доверие;
- психологическое взаимопроникновение;
- желание сопричастности к действию или высказыванию;
- понимание и взаимопонимание;
- принятие критического или негативного отзыва;
- равноправное творческое партнёрство (совместное принятие решений);
- внутренняя готовность к сотрудничеству;
- коридоры единомышленников (творческое единомыслие);
- достижение высшей точки (нахождение так называемого «ключа») эмоционального и обучающего фактора, или наличие в обучающем пространстве цепочки взаимосвязанных идей, направлений, ведущих к кульминации, то есть к глубокому проникновению в обучающее или воспитывающее пространство.
Учитель или воспитатель – это, прежде всего, личность, обладающая талантом, знаниями, даром интуиции, справедливости, умеющая быть ведущим не по должности или возрасту, а по признанию тех, кого учит или воспитывает. И это тоже важно,...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1589
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|