Главная / Методические материалы / Работа с дошкольниками
Статья «Рабочая программа Разноцветная природа»
Автор(ы): Штефырца Алена Юрьевна, воспитатель
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. Об этих проблемах свидетельствует часто возникающие экологические катастрофы, первопричина которых кроется в человеке, его деятельности и отношении к окружающей среде. Поэтому, без системы непрерывного экологического воспитания, образования и просвещения людей этих проблем не решить. Решение этого вопроса начинается с дошкольного возраста, т.к. является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры, потому что в этот период закладываются основы личности, происходит формирование духовно – нравственных основ, эмоций и мышления у ребёнка. Среди детей дошкольного возраста выделяют такую группу, которая по своему психофизическому развитию отстаёт от своих сверстников, имея нарушения в интеллектуальном развитии. Особенность развития таких детей состоит в том, что у них наблюдается несформированность перцептивных действий, снижение познавательного интереса, нарушение обобщённости восприятия и эмоционально – волевой сферы, что отрицательно сказывается на формировании высших психических процессов и личности в целом, в результате чего происходит снижение уровня адаптации детей в социуме. Дети с нарушением интеллекта являются одной из наиболее проблемных и многочисленных групп и, поэтому требуют к себе особого внимания и особой системы в работе. В связи с этим огромную важность приобретает вопрос возможной коррекции недостатков развития у детей через ознакомление с природой, т.к. она является важнейшим источником развития и воспитания, а так же источником эмоций и творческого вдохновения. Опыт работы показал, что подраздел “Ознакомление с окружающим” и “Сенсорное воспитание”, раздела “Познавательное развитие”, программы Екжановой Е.А.., Стребелевой Е.А. «Коррекционно – развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта” дети усваивают с трудом, из-за имеющихся у них умственных отклонений, обусловленных сложными медицинскими диагнозами, в том числе недостаточно раскрывается проблема экологического воспитания детей. Исходя из вышеизложенного, возникла необходимость составления программы, как дополнение к подразделам “Ознакомление с окружающим” и “Сенсорное воспитание”, позволяющая сделать детям первые шаги не только в познание природы, но и в познании самих себя – своих возможностей и способностей. Целью программы является формирование основ экологической культуры, т.е. осознано правильного отношения ребёнка к природе, его окружающий; к себе и к людям как к части природы, - через эмоционально – эстетические чувства. Задачи программы: 1. Развивать способность ориентироваться в окружающем мире. 2. Развивать способность чувствовать красоту природы и выражать свои эмоции. 3. Развивать диапазон цветовосприятия. 4. Формировать элементарные экологические знания и представления детей о природе. 5. Формировать бережное, ответственное отношение к миру природы и любовь к родному краю. Специфика данной программы состоит в том, что она отражает современное понимание процесса формирования основ экологической воспитанности у детей с нарушением интеллекта. Этот процесс осуществляется через разнообразные виды деятельности, развитие всех органов чувств, взаимодействие с родителями. Программа состоит из трёх образовательно – воспитательных циклов: 1. «Экологическая прогулка»; 2. Сенсорное воспитание; 3. Изобразительная деятельность. Предусматривается недельное погружение детей в одну тему. Такой подход способствует усилению эффективности усвоения материала, обогащению словарного запаса, чувственного опыта, адаптации в социальном и природном окружении, а также способствует приобретению обоснованного и содержательного характера экологического воспитания. Программа рассчитана на один учебный год, для детей с нарушением интеллекта второго, третьего года обучения (возраст детей 5-7 лет). Формы работы: - подгрупповая;
- индивидуальная.
На реализацию программы запланировано 34 часа по 1 занятию в неделю, продолжительностью 30 – 35 минут. Ожидаемый результат: - успешная адаптация детей в социальном окружении;
- повышение познавательного интереса к объектам и явлениям природы;
- развитие сенсорных эталонов;
- сформированность основ экологической культуры;
- обогащение эмоционально-чувственного опыта детей.
Программа может быть использована воспитателями и другими специалистами, работающими с детьми дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии. Учебно-тематический план № п/п | Блок/тема | Всего часов | В том числе отводимых на | Формы контроль | теоретич. | практич. | 1 | Природа чудесница | | | | | 1.1. Природа вокруг нас (живая и неживая природа) | 3 | 1 | 2 | Методы диагностики; | 1.2. Солнечные переливы | 3 | 1 | 2 | | 1.3. Вслед за радугой | 3 | 1 | 2 | беседы | 1.4. Будь природе другом | 3 | 1 | 2 | | 2 | Радуга природы | | | | | 2.1. Путешествие в царство зелёного цвета | 3 | 1 | 2 | Открытые занятия; | 2.2. Путешествие по красной дорожке в природу. | 3 | 1 | 2 | | 2.3. У солнышка в гостях | 3 | 1 | 2 | методы диагностики; | 2.4. Прогулка по оранжевой стране природы. | 3 | 1 | 2 | | 2.5. Путешествие по синей дорожке в природу | 3 | 1 | 2 | игровое тестирование; | 2.6. Мы пойдём ножками по фиолетовой дорожке | 3 | 1 | 2 | наблюдение; | 2.7. Разноцветная природа | 6 | 2 | 4 | итоговое занятие | 3 | Времена года | | | | | 3.1. Осенние превращения | 3 | 1 | 2 | Игровое тестирование; | 3.2. Где живёт зима? | 3 | 1 | 2 | открытое занятие; | 3.3. К нам весна шагает быстрыми шагами. | 3 | 1 | 2 | беседы | 3.4. Здравствуй, лето красное! | 3 | 1 | 2 | | 4 | Красота неживой природы | | | | | 4.1. Матушка земля | 3 | 1 | 2 | Методы диагностики; | 4.2. Что такое небо? | 3 | 1 | 2 | | 4.3. Снежная карусель | 3 | 1 | 2 | | 4.4. В гости к ветерку | 3 | 1 | 2 | Наблюдение; | 4.5. Зимняя сказка | 3 | 1 | 2 | проблемные игровые ситуации; | 4.6. Солнечные лучики | 3 | 1 | 2 | | 4.7. Путешествие капельки | 3 | 1 | 2 | | 5 | Живые существа земли | | | | | 5.1. Лесные жители | 3 | 1 | 2 | | 5.2. Кто такие домашние животные? | 3 | 1 | 2 | | 5.3. На птичьем дворе | 3 | 1 | 2 | Наблюдение; | 5.4. Кто живёт в нашем аквариуме? | 3 | 1 | 2 | беседы; | 5.5. Путешествие в царство комнатных растений | 3 | 1 | 2 | игровое тестирование; | 5.6. Наши пернатые друзья | 3 | 1 | 2 | | 5.7. Самые маленькие животные (насекомые) | 3 | 1 | 2 | проблемные игровые ситуации; | 5.8. В гостях у лягушонка | 3 | 1 | 2 | | 5.9. Здравствуйте деревья и кустарники! | 3 | 1 | 2 | | 5.10. Удивительные травы | 3 | 1 | 2 | | 5.11. В мире весенних цветов | 3 | 1 | 2 | открытые занятия | Итого | 102 | 34 | 68 | | Содержание программы Тема 1. Природа чудесница 1.1. Природа вокруг нас Живая и неживая природа. Выделение характерных признаков живой и неживой природы, через наблюдения. 1.2. Солнечные переливы Роль солнца для растений и животных. Влияние солнечного света на изменение в цветовой гамме растительного мира. 1.3. Вслед за радугой Наблюдение за изменениями объектов живой и неживой природы: явлениями природы. Влияние солнечного света на изменения цвета в окружающей обстановке. 1.4. Будь природе другом Красота окружающего мира. Правила друзей природы. Тема 2. Радуга природы 2.1. Путешествие в царство зеленого цвета. Зеленый цвет, встречающийся в природе (листва деревьев, кустарников, травы и т.д.) 2.2. Путешествие по красной дорожке в природу. Предметы и объекты красного цвета, которые встречаются в природе. 2.3. У солнышка в гостях. Природные предметы и растения желтого цвета в окружающей природе. 2.4. Прогулка по оранжевой стране природы. Оранжевый цвет, встречающийся в природе. Группировка предметов по общему признаку (цвету). 2.5. Путешествие по синей дорожке в природе. Синий цвет предметов и явлений, встречающихся в природе. 2.6. Мы пойдем ножками по фиолетовой дорожке. Фиолетовый цвет, встречающийся в окружающей природе. Причинно-следственные связи и зависимости между объектами и явлениями 2.7. Разноцветная природа Природа живая и неживая. Цветовое многообразие объектов живой и неживой природы. Тема 3. Времена года 3.1. Осенние превращения. Изменения в живой и неживой природе осенью. Признаки осени. 3.2. Где живет зима? Признаки наступления зимы в природе. 3.3. К нам весна шагает быстрыми шагами. Отличительные признаки весны. Зависимость между изменениями в живой и неживой природе: красота пробуждающейся природы. 3.4. Здравствуй, лето красное! Изменения в живой и неживой природе с приходом лета. Тема 4. Красота неживой природы 4.1. Матушка Земля. Земля - общий дом для множества живых существ. 4.2. Что такое небо? Представление о неживой природе через наблюдения, что солнце и облака, находятся на небе. Красота неба. 4.3.Вгости к ветерку. Воздух. Природное явление «ветер». Свойства и роль ветра в жизни живых существ и для человека. 4.4. Снежная карусель...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.03.29 | Просмотров: 1342
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|