Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Статья «Рабочая программа Разноцветная природа» - Работа с дошкольниками - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Работа с дошкольниками

Статья «Рабочая программа Разноцветная природа»


Автор(ы): Штефырца Алена Юрьевна, воспитатель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. Об этих проблемах свидетельствует часто возникающие экологические катастрофы, первопричина которых кроется в человеке, его деятельности и отношении к окружающей среде. Поэтому, без системы непрерывного экологического воспитания, образования и просвещения людей этих проблем не решить.
Решение этого вопроса начинается с дошкольного возраста, т.к. является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры, потому что в этот период закладываются основы личности, происходит формирование духовно – нравственных основ, эмоций и мышления у ребёнка.
Среди детей дошкольного возраста выделяют такую группу, которая по своему психофизическому развитию отстаёт от своих сверстников, имея нарушения в интеллектуальном развитии.
Особенность развития таких детей состоит в том, что у них наблюдается несформированность перцептивных действий, снижение познавательного интереса, нарушение обобщённости восприятия и эмоционально – волевой сферы, что отрицательно сказывается на формировании высших психических процессов и личности в целом, в результате чего происходит снижение уровня адаптации детей в социуме.
Дети с нарушением интеллекта являются одной из наиболее проблемных и многочисленных групп и, поэтому требуют к себе особого внимания и особой системы в работе.
В связи с этим огромную важность приобретает вопрос возможной коррекции недостатков развития у детей через ознакомление с природой, т.к. она является важнейшим источником развития и воспитания, а так же источником эмоций и творческого вдохновения.
Опыт работы показал, что подраздел “Ознакомление с окружающим” и “Сенсорное воспитание”, раздела “Познавательное развитие”, программы Екжановой Е.А.., Стребелевой Е.А. «Коррекционно – развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта” дети усваивают с трудом, из-за имеющихся у них умственных отклонений, обусловленных сложными медицинскими диагнозами, в том числе недостаточно раскрывается проблема экологического воспитания детей.
Исходя из вышеизложенного, возникла необходимость составления программы, как дополнение к подразделам “Ознакомление с окружающим” и “Сенсорное воспитание”, позволяющая сделать детям первые шаги не только в познание природы, но и в познании самих себя – своих возможностей и способностей.
Целью программы является формирование основ экологической культуры, т.е. осознано правильного отношения ребёнка к природе, его окружающий; к себе и к людям как к части природы, - через эмоционально – эстетические чувства.
Задачи программы:
1. Развивать способность ориентироваться в окружающем мире.
2. Развивать способность чувствовать красоту природы и выражать свои эмоции.
3. Развивать диапазон цветовосприятия.
4. Формировать элементарные экологические знания и представления детей о природе.
5. Формировать бережное, ответственное отношение к миру природы и любовь к родному краю.
Специфика данной программы состоит в том, что она отражает современное понимание процесса формирования основ экологической воспитанности у детей с нарушением интеллекта. Этот процесс осуществляется через разнообразные виды деятельности, развитие всех органов чувств, взаимодействие с родителями.
Программа состоит из трёх образовательно – воспитательных циклов:
1. «Экологическая прогулка»;
2. Сенсорное воспитание;
3. Изобразительная деятельность.
Предусматривается недельное погружение детей в одну тему. Такой подход способствует усилению эффективности усвоения материала, обогащению словарного запаса, чувственного опыта, адаптации в социальном и природном окружении, а также способствует приобретению обоснованного и содержательного характера экологического воспитания.
Программа рассчитана на один учебный год, для детей с нарушением интеллекта второго, третьего года обучения (возраст детей 5-7 лет).
Формы работы:
  • подгрупповая;
  • индивидуальная.
На реализацию программы запланировано 34 часа по 1 занятию в неделю, продолжительностью 30 – 35 минут.
Ожидаемый результат:
  • успешная адаптация детей в социальном окружении;
  • повышение познавательного интереса к объектам и явлениям природы;
  • развитие сенсорных эталонов;
  • сформированность основ экологической культуры;
  • обогащение эмоционально-чувственного опыта детей.
Программа может быть использована воспитателями и другими специалистами, работающими с детьми дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии.
Учебно-тематический план
№ п/п
Блок/тема
Всего
часов
В том числе
отводимых на
Формы
контроль
теоретич.
практич.
1
Природа чудесница




1.1. Природа вокруг нас (живая и неживая природа)
3
1
2
Методы диагностики;
1.2. Солнечные переливы
3
1
2

1.3. Вслед за радугой
3
1
2
беседы
1.4. Будь природе другом
3
1
2

2
Радуга природы




2.1. Путешествие в царство зелёного цвета
3
1
2
Открытые занятия;
2.2. Путешествие по красной дорожке в природу.
3
1
2

2.3. У солнышка в гостях
3
1
2
методы диагностики;
2.4. Прогулка по оранжевой
стране природы.
3
1
2

2.5. Путешествие по синей дорожке в природу
3
1
2
игровое тестирование;
2.6. Мы пойдём ножками по фиолетовой дорожке
3
1
2
наблюдение;
2.7. Разноцветная природа
6
2
4
итоговое занятие
3
Времена года




3.1. Осенние превращения
3
1
2
Игровое тестирование;
3.2. Где живёт зима?
3
1
2
открытое занятие;
3.3. К нам весна шагает быстрыми шагами.
3
1
2
беседы
3.4. Здравствуй, лето красное!
3
1
2

4
Красота неживой природы




4.1. Матушка земля
3
1
2
Методы диагностики;
4.2. Что такое небо?
3
1
2

4.3. Снежная карусель
3
1
2

4.4. В гости к ветерку
3
1
2
Наблюдение;
4.5. Зимняя сказка
3
1
2
проблемные игровые ситуации;
4.6. Солнечные лучики
3
1
2

4.7. Путешествие капельки
3
1
2

5
Живые существа земли




5.1. Лесные жители
3
1
2

5.2. Кто такие домашние животные?
3
1
2

5.3. На птичьем дворе
3
1
2
Наблюдение;
5.4. Кто живёт в нашем аквариуме?
3
1
2
беседы;
5.5. Путешествие в царство комнатных растений
3
1
2
игровое тестирование;
5.6. Наши пернатые друзья
3
1
2

5.7. Самые маленькие животные (насекомые)
3
1
2
проблемные игровые ситуации;
5.8. В гостях у лягушонка
3
1
2

5.9. Здравствуйте деревья и кустарники!
3
1
2

5.10. Удивительные травы
3
1
2

5.11. В мире весенних цветов
3
1
2
открытые занятия
Итого
102
34
68


Содержание программы
Тема 1. Природа чудесница
1.1. Природа вокруг нас
Живая и неживая природа. Выделение характерных признаков живой и неживой природы, через наблюдения.
1.2. Солнечные переливы
Роль солнца для растений и животных. Влияние солнечного света на изменение в цветовой гамме растительного мира.
1.3. Вслед за радугой
Наблюдение за изменениями объектов живой и неживой природы: явлениями природы. Влияние солнечного света на изменения цвета в окружающей обстановке.
1.4. Будь природе другом
Красота окружающего мира. Правила друзей природы.
Тема 2. Радуга природы
2.1. Путешествие в царство зеленого цвета.
Зеленый цвет, встречающийся в природе (листва деревьев, кустарников, травы и т.д.)
2.2. Путешествие по красной дорожке в природу.
Предметы и объекты красного цвета, которые встречаются в природе.
2.3. У солнышка в гостях.
Природные предметы и растения желтого цвета в окружающей природе.
2.4. Прогулка по оранжевой стране природы.
Оранжевый цвет, встречающийся в природе. Группировка предметов по общему признаку (цвету).
2.5. Путешествие по синей дорожке в природе.
Синий цвет предметов и явлений, встречающихся в природе.
2.6. Мы пойдем ножками по фиолетовой дорожке.
Фиолетовый цвет, встречающийся в окружающей природе. Причинно-следственные связи и зависимости между объектами и явлениями
2.7. Разноцветная природа
Природа живая и неживая. Цветовое многообразие объектов живой и неживой природы.
Тема 3. Времена года
3.1. Осенние превращения.
Изменения в живой и неживой природе осенью. Признаки осени.
3.2. Где живет зима?
Признаки наступления зимы в природе.
3.3. К нам весна шагает быстрыми шагами.
Отличительные признаки весны. Зависимость между изменениями в живой и неживой природе: красота пробуждающейся природы.
3.4. Здравствуй, лето красное!
Изменения в живой и неживой природе с приходом лета.
Тема 4. Красота неживой природы
4.1. Матушка Земля.
Земля - общий дом для множества живых существ.
4.2. Что такое небо?
Представление о неживой природе через наблюдения, что солнце и облака, находятся на небе. Красота неба.
4.3.Вгости к ветерку.
Воздух. Природное явление «ветер». Свойства и роль ветра в жизни живых существ и для человека.
4.4. Снежная карусель...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.03.29 | Просмотров: 1342

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340