Главная / Методические материалы / Работа с дошкольниками
Экопроект Азбука экологического воспитания
Автор(ы): Бакирова Марина Ивановна, Учитель; Сергеева Татьяна Владимировна, Учитель
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В настоящее время значительно повысилось внимание мировой общественности к проблеме экологического образования. Особенно эта тема актуальна при работе с детьми, живущих на Крайнем Севере. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Поэтому экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии – это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у дошкольников. Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе с взрослыми, понимая ситуацию и зная потребности живого существа, выполнить отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных. Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности (отражать в игре, создавать изопродукцию, ухаживать за животными и растениями). Таким образом, экологическая культура – это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой. Основными компонентами культуры личности должны стать: - экологические знания;
- экологическое мышление;
- экологически оправданное поведение;
- чувство любви к природе.
Учитывая специфику нашего региона, особое внимание в своей работе мы уделяем экологическому воспитанию дошкольников, делая большой упор на становлении понимания и переживания ребенком своего единства и неразрывной связи с живой природой Земли, ее эволюцией, на формирование осознанного и бережного отношения к природе Крайнего Севера. Цель проекта: Формирование первоначальных практических навыков рационального природоиспользования как средство развития основ экологической культуры. Задачи проекта: - Познакомить дошкольников с живой и неживой природой.
- Осваивать различные формы приобретения опыта.
- Развивать познавательные и творческие способности.
- Формировать у дошкольников осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам.
Этапы реализации проекта: I этап – 2 младшая группа (дети 3-4 лет); II этап – средняя группа (дети 4-5 лет); III этап – старшая группа (дети 5-6 лет); IV этап – подготовительная группа (дети 6-7 лет). Участники проекта: - дети;
- педагоги;
- заместитель заведующего по учебно-воспитательной и методической работы;
- музыкальный руководитель;
- специалисты ДОУ;
- родители.
Модель реализации проекта Основные направления работы с детьми: - Диагностика (определение уровня умения и знания детей по экологии).
- Организованные формы обучения на занятиях.
- Совместная деятельность взрослого и ребенка.
- Самостоятельная деятельность ребенка.
- Уход за комнатными растениями и обитателями уголка экологии и эколого-экспериментального центра “Цветик-семицветик”.
- Выращивание “огорода на окне”.
- Экскурсии и наблюдения.
- Опыты и эксперименты.
- Ознакомление с окружающим.
- Выездные познавательные и игровые программы, слайд-фильмы, экскурсии, выставки, организованные музеем истории освоения и развития Норильского промышленного района, “Арктическим музеем заповедной зоны”.
- Развитие речи.
- Художественная литература.
- Изобразительная деятельность.
- Театрализованное представление экологических сказок.
- Игра.
- Досуги и развлечения.
Методическое сопровождение: - Картотека дидактических игр по эк...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.03.30 | Просмотров: 1628
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|