Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Занятие Основы выбора профессии. Профориентационная работа как одно из направлений деятельности социального педагога в системе дополнительного образования детей - Социальная педагогика - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Социальная педагогика

Занятие Основы выбора профессии. Профориентационная работа как одно из направлений деятельности социального педагога в системе дополнительного образования детей


Автор(ы): Александрова Ольга Владимировна, социальный педагог


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Одним из возможных направлений деятельности социального педагога в условиях системы дополнительного образования детей является профориентационная работа с воспитанниками, которая призвана способствовать решению вопросов социализации личности подростка.
Содержание и формы деятельности в этом направлении:
  • Проведение индивидуальных и групповых консультаций по профориентации
  • Профдиагностика
  • Организация встреч с людьми разных профессий
  • Проведение занятий по основам выбора профессии
  • Организация взаимодействия с высшими и средними профессиональными учебными заведениями с целью определения дальнейшего образовательного пути воспитанника
  • Консультативная работа с воспитанниками, желающими в скором будущем стать сотрудниками Дворца.
Работа может быть построена и на предложении самим социальным педагогом своих «услуг» (объявление о проведении индивидуальных консультаций для всех желающих), и на «заказе» педагога, которому важно узнать, например, интересы своих воспитанников или уровень профессионального самоопределения (педагог обращается к социальному педагогу с просьбой провести занятие или групповую консультацию или профдиагностику).
В любой сфере трудовой деятельности важно целеполагание и соблюдение определенных принципов. Важно, чтобы работа педагога имела не только конкретный и хороший результат, но и была пронизана общечеловеческими ценностями и радостью общения с другим человеком. Поэтому мы попытались сформулировать следующие
принципы социально-педагогической деятельности:
  1. Доброжелательность и готовность помочь тому, кто к тебе обратился;
  2. Научность и достоверность информации;
  3. Доступность предлагаемой информации;
  4. Адресность;
  5. Индивидуальный подход;
  6. Современность и актуальность материалов;
  7. Сотрудничество с другими специалистами (педагоги, психологи и др.)
Важное - цель профориентации не определить, кем быть ребенку в будущем, а лишь подвести к взвешенному, самостоятельному выбору профессиональной деятельности, сформировать психологическую готовность к профессиональному самоопределению.
Профессиональная ориентация направлена на решение следующих задач:
  • Ознакомление с миром профессий
  • Изучение интересов, способностей, склонностей и мотивов деятельности
  • Ознакомление с правилами выбора профессии
  • Мотивация размышлений о своем профессиональном будущем
В качестве примера приводим план-конспект одного из возможных вариантов группового занятия по основам выбора профессии:
Характеристика группы:
Ребята старшего школьного возраста (может быть 9,10,11 классы). В условиях учреждения дополнительного образования – это может быть разновозрастная группа старших подростков. Количество человек – от 10 до 25.
Цель:
Ознакомить с основами выбора профессии и заинтересовать в получении дополнительной информации по вопросам профессионального самоопределения.
Задачи:
1) Дать представление об основных понятиях профориентологии и разъяснить назначение профконсультации;
2) Познакомить с классификацией профессий Е.А. Климова и признаками профессионального труда;
3) Познакомить с правилами выбора профессии и типичными ошибками в профессиональном самоопределении;
4) Выяснить уровень профессионального самоопределения ребят.
Регламент – 45-50 минут.
План занятия:
  • Приветствие. Знакомство. Вводная часть.
  • Обсуждение основных понятий (профессия, профориентация, профессиональное самоопределение, оптант, профессиограмма, должность, специальность, вакансия, карьера).
  • Разъяснение формулы выбора профессии, рассказ об основных правилах выбора профессии и типичных ошибках.
  • Проведение профориентационной игры «Ассоциация».
  • Знакомство с классификацией профессий Е.А. Климова
  • Проведение дифференциально-диагностического опросника «Я предпочту».
  • Подведение итогов занятия.
Необходимое материально-техническое обеспечение:
Помещение со стульями (столы не обязательны), доска или стенд для размещения наглядных материалов. Хорошо, если есть возможность расположиться на полу (ковер или ковровое покрытие). Необходимо заранее подготовить ручки, маркеры, бейджики, листы бумаги, бланки опросника и т.д. - в соответствии с количеством участников, наглядные материалы.
Содержание:
1. Приветствие. Знакомство. Вводная часть.
Социальный педагог приветствует ребят, представляется. В ситуации, когда группа ребят не знакома педагогу, он предлагает каждому подписать свое имя и надеть бейджик на все время занятия, чтобы было удобно и легко обращаться к человеку. (Бейджики, листочки бумаги, маркеры должны быть подготовлены заранее). Далее педагог объявляет тему занятия и дает краткое описание того, что ждет ребят на занятии, и главное, каковы его цель и задачи. Здесь главное – с помощью наводящих вопросов педагога подвести ребят к самостоятельному формулированию этой цели. Например, можно спросить: «Что вы ждете от занятия «Основы выбора профессии» (при чем можно задать вопрос всем, а можно адресовать конкретному ребенку, обратившись к нему по имени), или вопрос: «Есть ли те, кто еще не определился в своем профессиональном будущем?», или: «Кто-нибудь из Вас сталкивался с трудностями в своем самоопределении? Например, родители говорят одно, а Вы хотите совсем другое, или вы бы очень хотели стать тем-то, но не знаете, имеете ли Вы к этому способности и талант». Или другого рода вопросы, отвечая на которые, ребята в итоге вместе с социальным педагогом озвучивают цель этого занятия, для чего оно проводится, что оно может дать полезного ребятам.
2. Обсуждение основных понятий (профессия, профориентация, профессиональное самоопределение, оптант, профессиограмма, должность, специальность, квалификация, вакансия, карьера, система образования в РФ).
Социальный педагог размещает на доске или стенде одно понятие (Каждое понятие отпечатано крупным шрифтом на листе какого-нибудь цвета формата А4). См. Приложение1. Ребятам предлагается высказать свое понимание, представление о сущности этого явления. Опять же, используя формулировки ребят, педагог подводит к четкому определению данного понятия.
Профессия – род трудовой деятельности, являющийся обычно источником существования и требующий определенной квалификации.
Профориентация – комплекс психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на выбор и освоение профессии в соответствии с желаниями, склонностями, способностями и с учетом потребности рынка труда.
Цель профориентации – подвести учащегося к взвешенному, самостоятельному выбору профессиональной деятельности, сформировать психологическую готовность к профессиональному самоопределению.
Система профессиональной ориентации – деятельность различных государственных и общественных организаций, предприятий, учреждений и школы, а также семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального и социального самоопределения школьников в интересах личности и общества в целом.
Профессиональное самоопределение – система установок личности (когнитивных, оценочных, мотивационных) по отношению к конкретной профессиональной деятельности и самореализации в ней.
Оптант - человек, выбирающий профессию.
Профессиограмма – описание профессии, где отражены ее требования к человеку (система количественно измеримых медико-биологических, психофизиологических и социально-психологических свойств и качеств, необходимых для успешного овладения профессией).
В качестве примера можно привести профессиограмму косметолога (См. Приложение2)
Должность – служебная обязанность, служебное место. Это круг действий, возложенных на определенного человека и безусловных для выполнения.
Специальность – функционально обособленная область трудовой деятельности в рамках одной профессии.
После того, как разобрали три понятия: профессия, должность и специальность, предлагается выполнить следующее задание, а затем, ребятам привести свои примеры.
Найдите профессию, должность и специальность:
  1. Продавец – продавец продовольственных товаров – заведующий отделом.
  2. Слесарь-сборщик – бригадир – слесарь.
  3. Летчик – пилот – командир вертолета.
  4. Методист по воспитательной работе – педагог – заведующий методическим отделом.
  5. Инженер – инженер-синоптик – заведующий отделом.
Специализация – 1) сосредоточение деятельности на относительно узких, специальных направлениях, отдельных технологических операциях или видах выпускаемой продукции; 2) приобретение специальных знаний в определенной области (часть специальности); 3) разделение труда по его отдельным формам, видам.
Квалификация – 1) уровень подготовленности индивида к профессиональной деятельности; 2) наличие у работника знаний, навыков и умений, необходимых для выполнения им определенной работы. Квалификация работников отражается в их тарификации.
Вакансия – свободное место, незанятая должность
Карьера – 1) осознанный трудовой путь человека; 2) продвижение по служебной лестнице – успешное продвижение вперед в общественной, служебной, научной, профессиональной или иной деятельности.
Образовательные уровни в РФ: 1) Основное общее, 2) среднее (полное) общее, 3) начальное профессиональное образование, 4) среднее, 5)высшее профессиональное образование и 6) послевузовское профессиональное образование
Начальное профессиональное образование – подготовка работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального образования (ПТУ И др.)
Среднее профессиональное образование подготовка специалистов среднего звена образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования или на первой ступени высшего профессионального образования.
Высшее профессиональное образование – профессиональная подготовка и переподготовка специалистов на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (ВУЗах)
Основное общее, среднее (полное) образование, дополнительное образование занимается допрофессиональной подготовкой, т.е. дает детям так называемые общетрудовые навыки, умения и важные для любого труда личные качества. Так, к области общетрудовых общепроизводственных навыков, умений относятся, например, планирование, организация своей работы (учебной деятельности), самоконтроль, вычисления и т.д. Строго говоря, часть из того, что делает учащийся в школе или при внеучебной активности, фактически содержит своеобразные (пусть упрощенные) модели того или иного труда.
3. Разъяснение формулы выбора профессии, рассказ об основных правилах выбора профессии и типичных ошибках.
Незнание мира профессии Незнание себя Незнание правил
выбора профессии
Устаревшие представления о характере и условиях труда в конкретной профессии. Предубеждения в отношении престижности профессии. Необъективная оценка своих способностей (завышение или занижение), незнание своего здоровья. Неумение, а иногда нежелание соотнести свои способности с требованиями профессии. Отождествление учебного предмета с профессией. Перенос отношения к человеку на профессию. Выбор профессии «за компанию». Неумение определить пути получения профессии.
4. Проведение профориентационной игры «Ассоциация».
Цель: выявить истинное отношение ребят к разным профессиям и по возможности подкорректировать это отношение.
  1. Объясняются условия игры (инструкция): «Сейчас 3 человека выйдут из класса, а класс загадает какую-нибудь профессию. Потом 3 человека войдут и попробуют ее отгадать с помощью ассоциативных вопросов, например: «Какого цвета эта профессия?», «Какой запах напоминает?», «Какая мебель используется?» и т.д. Можно спросить у учащихся, не играли ли они в игру «Ассоциация», когда вместо профессии загадывается человек.
    Опыт показывает, что не все ребята сразу понимают эти вопросы, поэтому целесообразно потренироваться на одном примере. Можно взять для разбора профессию «врач-терапевт» и показать, что цвет этой профессии скорее всего белый, запах — что-то связано со спиртом (лекарство слишком наводящий ответ), мебель — стеклянный шкаф или кушетка...
  2. Далее ведущий дает инструкцию отгадывающим: «Каждый из вас может задать по 2 таких вопроса. Сейчас вы выйдете в коридор и в течение 2—3 минут, продумайте свои вопросы. Когда будете задавать вопросы, конкретно указывайте, кому именно вы их задаете. После этого каждый из вас будет иметь по одной попытке отгадать профессию».
  3. Три человека выходят из класса. Остальные быстро загадывают профессию, а ведущий предупреждает всех, что спросить могут каждого, поэтому надо быть готовым к правильным, но не наводящим ответам.
  4. Ведущий приглашает трех человек (отгадывающих), которые по очереди задают вопросы. Ведущий следит за динамикой игры.
  5. Когда все вопр...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2554

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340