Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Развитие мышления на уроках творческой самореализации личности - Преподавание географии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание географии

Развитие мышления на уроках творческой самореализации личности


Автор(ы): Добрякова Татьяна Евгеньевна, учитель географии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Современная педагогическая наука базируется на идеях гуманистической психологии, рассматривая обучение как процесс, в центре которого находится личность ученика.
Признание самоценности личности, ее права на развитие и на проявление индивидуальных способностей, создание условий для ее творческой самореализации в процессе обучения - это определяет гуманистический подход к обучению.
На перечисленных идеях строится наш опыт.
Для того, чтобы создать условия для творческой самореализации личности, по нашему мнению, необходимо прежде всего развивать мышление учащихся.
Поэтому мы пришли к выводу о том, что достичь результата в педагогической деятельности мы сможем, если уроки будем строить в соответствии с идеями личностно-ориентированного образования, разработаем систему заданий, направленных на развитие мышления, будем использовать активные формы организации деятельности.
В представленном описании мы хотели бы концептуально обосновать пути развития мышления учащихся на уроках творческой самореализации личности и представить практическую разработку таких уроков.
В настоящее время существует несколько подходов, составляющих основу развития мышления:
1. Как показано многими исследователями, особенно И.М.Сеченовым и И.П. Павловым мышление структурно и функционально детерминируется целью и завершается при ее достижении. Нет цели - нет мышления.
2. "Умственная деятельность осуществляется поэтапно" – указывал в своих работах П.Я.Гальперин. Это в частности, означает, что в процессе обучения учащихся надо знакомить не только со знаниями, но и со способами их получения, и не только знакомить, а в ходе систематических упражнений по применению этих способов получения новых знаний применительно к материалу разных тем делать достоянием учащихся экспериментальные и теоретические методы познания. Человеческая цивилизация за время своего существования сформулировала эти методы – учащиеся должны владеть ими.
3. На развитие каких мыслительных операций нужно обратить внимание в первую очередь? В работах И.М.Сеченова, И.П. Павлова, П.К .Анохина, С.Л. Рубинштейна показано, что умственная деятельность как процесс переработки и трансформации информации осуществляется через единство анализа и синтеза. Соответствующее значение приобретают аналитические и синтетические умственные операции у учащихся, которые необходимо развивать у учащихся в процессе обучения.
4. Л.М.Веккер выделяет следующие мыслительные операции:
  • сравнение, вскрывающее отношения сходства и различия между соотносимыми объектами;
  • мыслительное расчленение условной структуры объекта отражения на составные части (анализ);
  • мысленное восстановление элементов в целостную структуру (синтез);
  • абстракция и обобщение, выделяющие общие признаки, “освобождаемые от единичных, случайных и поверхностных наслоений”, т.е. выделение существенного и несущественного.
Таким образом, из основных умственных операций выделяются три пары:
расчленение – восстановление
установление сходства – выявление различий
обобщение – конкретизация,
которые мы учитываем при организации учебно-воспитательного процесса на уроках географии.
5. Физиолог К.В.Судаков не без основания считает, что “мышление… представляет собой нейродинамическую функцию мозга, обеспечивающую процесс обобщения, принятия решений, целеполагания и оценку достигнутых результатов в процессе активной психической или поведенческой деятельности субъектов”.
Следовательно, необходимо учить учащихся планировать свою деятельность, принимать конструктивные решения, развивать стремление к достижению поставленной цели, объективность в оценке результатов, т.е. развивать способность к самоанализу.
6. И.П.Павлов дает более прагматическое определение мышления как способности “правильно видеть действительность и соответственно этому держаться”.
Для наших целей важным в этом определении является то, что в понятие мышления включается не только познание, но и участие в деятельности.
7. В настоящее время в личностно-ориентированном образовании используется ряд педагогических технологий. Мы используем подходы В.В.Николиной, которая конструирует учебно-воспитательный процесс на основе диалога как учебной ситуации.
8. Представленное описание опыта проведения уроков творческой самореализации личности, направленных на развитие мышления, соответствует принципам обучения Л.В.Занкова:
  • Обучение на высоком уровне сложности.
  • Изучение материала быстрыми темпами.
  • Осознание школьниками процесса учения.
  • Индивидуальный подход к учащимся на основе изучения индивидуально-психологических особенностей обучаемых.
9. Соотношение между знанием и мышлением носит диалектический характер. “Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта и знаний имеет голова, тем более способна она рассуждать” – подчеркивал П.П.Блонский, и мы учитываем эту позицию.
10. Еще одно теоретическое положение, взятое для наших практических разработок, касается игровой деятельности. “Игра – это жизненная лаборатория ребенка”– подчеркивал С.Т.Шацкий, поэтому применение игровых ситуаций во время изучения нового материала или при его проверке позволяет ребенку ощущать себя в “привычной” среде, т.е. позволяет снять эмоциональное напряжение, стресс.
Приведем пример урока творческой самореализации в системе личностно-ориентированной технологии с использованием заданий на развитие мышления.
Урок в рамках курса экономической и социальной географии зарубежных стран, теме:

“Политическая карта мира”

Цели урока: развитие умения диалогического общения в обстановке доброжелательности и сотрудничества, развитие умений обобщения, классификации, воспитание интереса к предмету через содержание данной темы и к процессу обучения (т.е. познавательной и социальной компетентностей, формируемых в процессе обучения и определенных в качестве приоритетов в "Стратегии модернизации содержания образования".)
Учитель акцентирует внимание учащихся на одной из самых важных тем курса географии 10 класса - " Политическая карта мира".
В ходе дискуссии выясняем, как учащиеся понимают термин “политическая карта мира ” в широком смысле этого слова? Школьники высказывают свое мнение.
Группе учащихся (по их выбору) предлагается карточка для определения проблемы урока. Для выполнения задания учащиеся расшифровывают ключевые слова, вписывают их в ответы и узнают, какими цифрами зашифрованы буквы алфавита в данном задании:
Ключевые слова:
1 2 3 4 5 2 6
  • Мини-государство на территории итальянской столицы. (Ватикан)
7 8 6 9 8 6
  • Столица Великобритании. (Лондон)
10 4 8 - 11 12 - 13 2 6 12 4 10 8
  • Крупнейший город Бразилии. (Рио-де-Жанейро)
14 8 6 2 10 15 4 16
  • Форма государственного устройства. (Монархия)
17 4 5 2 18 8
  • Город США на Великих озерах. (Чикаго)
10 12 19 20 21 22 7 4 5 2
  • Еще одна форма государственного устройства. (Республика)
23 4 14 22 2 22 1 12
  • Африканское государство. (Зимбабве)
Затем учащиеся заменяют цифры в предложении (проблеме урока) соответствующими буквами и расшифровывают эту проблему :
20 8 17 12 14 21 23 6 2 6 4 12
20 8 7 4 3 4 17 12 19 5 8 4 5 2 10 3 ы
14 4 10 2 8 17 12 6 ь 1 2 13 6 8 ?
(В представленном задании проблема состоит в следующем: почему знание политической карты мира очень важно?)
Когда группа учащихся работает над расшифровкой вопроса, остальные ученики класса устно выполняют следующие задания:
1-е задание. Обобщите, т.е. найдите общий признак для географических объектов в каждой группе (можно демонстрировать через графопроектор или выдать каджому учащемуся карточку).
1. Рим, Иерусалим, Мекка, Медина. (Религиозные центры мира)
2. Варшава, Бонн, Прага, Краков. (Средневековый тип городов с рыночной площадью и ратушей в центре)
3. Барселона, Сидней, Рио-де-Жанейро, Касабланка. (Крупнейшие города в своих странах, но не столицы)
4. Мехико, Сан-Паулу, Токио, Ийокогама, Калькутта. (Крупнейшие городские агломерации мира)
5. Вадуц, Валетта, Андорра-ла-Вьеха. (Столицы мини-государств в Европе)
2-е задание. Назовите промышленный или сельскохозяйственный продукт с которым ассоциируется прилагательное: швейцарский (сыр), французская (косметика), болгарские (консервы), чешское (стекло), немецкая (оптика).
В данных заданиях приведены ответы, которые предполагает...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.04.02 | Просмотров: 1688

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340