Главная / Методические материалы / Преподавание географии
Развитие мышления на уроках творческой самореализации личности
Автор(ы): Добрякова Татьяна Евгеньевна, учитель географии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Современная педагогическая наука базируется на идеях гуманистической психологии, рассматривая обучение как процесс, в центре которого находится личность ученика. Признание самоценности личности, ее права на развитие и на проявление индивидуальных способностей, создание условий для ее творческой самореализации в процессе обучения - это определяет гуманистический подход к обучению. На перечисленных идеях строится наш опыт. Для того, чтобы создать условия для творческой самореализации личности, по нашему мнению, необходимо прежде всего развивать мышление учащихся. Поэтому мы пришли к выводу о том, что достичь результата в педагогической деятельности мы сможем, если уроки будем строить в соответствии с идеями личностно-ориентированного образования, разработаем систему заданий, направленных на развитие мышления, будем использовать активные формы организации деятельности. В представленном описании мы хотели бы концептуально обосновать пути развития мышления учащихся на уроках творческой самореализации личности и представить практическую разработку таких уроков. В настоящее время существует несколько подходов, составляющих основу развития мышления: 1. Как показано многими исследователями, особенно И.М.Сеченовым и И.П. Павловым мышление структурно и функционально детерминируется целью и завершается при ее достижении. Нет цели - нет мышления. 2. "Умственная деятельность осуществляется поэтапно" – указывал в своих работах П.Я.Гальперин. Это в частности, означает, что в процессе обучения учащихся надо знакомить не только со знаниями, но и со способами их получения, и не только знакомить, а в ходе систематических упражнений по применению этих способов получения новых знаний применительно к материалу разных тем делать достоянием учащихся экспериментальные и теоретические методы познания. Человеческая цивилизация за время своего существования сформулировала эти методы – учащиеся должны владеть ими. 3. На развитие каких мыслительных операций нужно обратить внимание в первую очередь? В работах И.М.Сеченова, И.П. Павлова, П.К .Анохина, С.Л. Рубинштейна показано, что умственная деятельность как процесс переработки и трансформации информации осуществляется через единство анализа и синтеза. Соответствующее значение приобретают аналитические и синтетические умственные операции у учащихся, которые необходимо развивать у учащихся в процессе обучения. 4. Л.М.Веккер выделяет следующие мыслительные операции: - сравнение, вскрывающее отношения сходства и различия между соотносимыми объектами;
- мыслительное расчленение условной структуры объекта отражения на составные части (анализ);
- мысленное восстановление элементов в целостную структуру (синтез);
- абстракция и обобщение, выделяющие общие признаки, “освобождаемые от единичных, случайных и поверхностных наслоений”, т.е. выделение существенного и несущественного.
Таким образом, из основных умственных операций выделяются три пары: расчленение – восстановление установление сходства – выявление различий обобщение – конкретизация, которые мы учитываем при организации учебно-воспитательного процесса на уроках географии. 5. Физиолог К.В.Судаков не без основания считает, что “мышление… представляет собой нейродинамическую функцию мозга, обеспечивающую процесс обобщения, принятия решений, целеполагания и оценку достигнутых результатов в процессе активной психической или поведенческой деятельности субъектов”. Следовательно, необходимо учить учащихся планировать свою деятельность, принимать конструктивные решения, развивать стремление к достижению поставленной цели, объективность в оценке результатов, т.е. развивать способность к самоанализу. 6. И.П.Павлов дает более прагматическое определение мышления как способности “правильно видеть действительность и соответственно этому держаться”. Для наших целей важным в этом определении является то, что в понятие мышления включается не только познание, но и участие в деятельности. 7. В настоящее время в личностно-ориентированном образовании используется ряд педагогических технологий. Мы используем подходы В.В.Николиной, которая конструирует учебно-воспитательный процесс на основе диалога как учебной ситуации. 8. Представленное описание опыта проведения уроков творческой самореализации личности, направленных на развитие мышления, соответствует принципам обучения Л.В.Занкова: - Обучение на высоком уровне сложности.
- Изучение материала быстрыми темпами.
- Осознание школьниками процесса учения.
- Индивидуальный подход к учащимся на основе изучения индивидуально-психологических особенностей обучаемых.
9. Соотношение между знанием и мышлением носит диалектический характер. “Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта и знаний имеет голова, тем более способна она рассуждать” – подчеркивал П.П.Блонский, и мы учитываем эту позицию. 10. Еще одно теоретическое положение, взятое для наших практических разработок, касается игровой деятельности. “Игра – это жизненная лаборатория ребенка”– подчеркивал С.Т.Шацкий, поэтому применение игровых ситуаций во время изучения нового материала или при его проверке позволяет ребенку ощущать себя в “привычной” среде, т.е. позволяет снять эмоциональное напряжение, стресс. Приведем пример урока творческой самореализации в системе личностно-ориентированной технологии с использованием заданий на развитие мышления. Урок в рамках курса экономической и социальной географии зарубежных стран, теме: “Политическая карта мира” Цели урока: развитие умения диалогического общения в обстановке доброжелательности и сотрудничества, развитие умений обобщения, классификации, воспитание интереса к предмету через содержание данной темы и к процессу обучения (т.е. познавательной и социальной компетентностей, формируемых в процессе обучения и определенных в качестве приоритетов в "Стратегии модернизации содержания образования".) Учитель акцентирует внимание учащихся на одной из самых важных тем курса географии 10 класса - " Политическая карта мира". В ходе дискуссии выясняем, как учащиеся понимают термин “политическая карта мира ” в широком смысле этого слова? Школьники высказывают свое мнение. Группе учащихся (по их выбору) предлагается карточка для определения проблемы урока. Для выполнения задания учащиеся расшифровывают ключевые слова, вписывают их в ответы и узнают, какими цифрами зашифрованы буквы алфавита в данном задании: Ключевые слова: - Мини-государство на территории итальянской столицы. (Ватикан)
- Столица Великобритании. (Лондон)
10 | 4 | 8 | - | 11 | 12 | - | 13 | 2 | 6 | 12 | 4 | 10 | 8 | - Крупнейший город Бразилии. (Рио-де-Жанейро)
- Форма государственного устройства. (Монархия)
- Город США на Великих озерах. (Чикаго)
10 | 12 | 19 | 20 | 21 | 22 | 7 | 4 | 5 | 2 | - Еще одна форма государственного устройства. (Республика)
- Африканское государство. (Зимбабве)
Затем учащиеся заменяют цифры в предложении (проблеме урока) соответствующими буквами и расшифровывают эту проблему : 20 | 8 | 17 | 12 | 14 | 21 | | 23 | 6 | 2 | 6 | 4 | 12 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 20 | 8 | 7 | 4 | 3 | 4 | 17 | 12 | 19 | 5 | 8 | 4 | | 5 | 2 | 10 | 3 | ы | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 14 | 4 | 10 | 2 | | 8 | 17 | 12 | 6 | ь | | 1 | 2 | 13 | 6 | 8 | ? | | (В представленном задании проблема состоит в следующем: почему знание политической карты мира очень важно?) Когда группа учащихся работает над расшифровкой вопроса, остальные ученики класса устно выполняют следующие задания: 1-е задание. Обобщите, т.е. найдите общий признак для географических объектов в каждой группе (можно демонстрировать через графопроектор или выдать каджому учащемуся карточку). 1. Рим, Иерусалим, Мекка, Медина. (Религиозные центры мира) 2. Варшава, Бонн, Прага, Краков. (Средневековый тип городов с рыночной площадью и ратушей в центре) 3. Барселона, Сидней, Рио-де-Жанейро, Касабланка. (Крупнейшие города в своих странах, но не столицы) 4. Мехико, Сан-Паулу, Токио, Ийокогама, Калькутта. (Крупнейшие городские агломерации мира) 5. Вадуц, Валетта, Андорра-ла-Вьеха. (Столицы мини-государств в Европе) 2-е задание. Назовите промышленный или сельскохозяйственный продукт с которым ассоциируется прилагательное: швейцарский (сыр), французская (косметика), болгарские (консервы), чешское (стекло), немецкая (оптика). В данных заданиях приведены ответы, которые предполагает...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.04.02 | Просмотров: 1688
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|