Главная / Методические материалы / Преподавание экологии
Технология коллективного обучения на уроках экологии. Рациональное природопользование и охрана экосистем Республики Башкортостан
Автор(ы): Файзуллина Райля Шавратовна, преподаватель экологии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Введение. Преподаватель заранее делит группу на несколько подгрупп, в каждой подгруппе выбирается лидер. Как правило, это студенты, проявившие склонность к предмету, умеющие работать с текстовыми материалами, картой, схемами. Лидеры — это помощники преподавателя, вместе с ними преподаватель заранее готовит все необходимое к новому уроку: карточки для каждой подгруппы, где могут быть теоретические и практические задания, проблемы, задачи, тренировочные упражнения по карте, оборудование к уроку, необходимый раздаточный материал. Руководители подгрупп могут знать ответы на поставленные вопросы и подходы к решению той или иной проблемы, поэтому во время урока контролировать работу и оценивать ответы подгрупп можно поручить им. Так, при изучении темы «Рациональное природопользование и охрана экосистем Республики Башкортостан» преподаватель использует учебник «Экология Башкортостана», автор Миркин Б.М., и вместе с лидерами готовит задания для групповой работы. Студенты, получив задание, приступают к работе, читают самостоятельно текстовый материал, работают по карте, составляют диаграммы, советуются, делают записи в рабочие тетради и представители подгрупп по очереди выступают. Лидер предлагает задавать вопросы отвечающим, а также продумать вопросы для второй подгруппы, последняя готовит вопросы для третьей. Если какая-то из подгрупп затрудняется или неверно отвечает, то дает пояснения, дополнения задающая вопросы группа. Лидер, а не преподаватель решает, какая из подгрупп будет отвечать или задавать вопросы. Этим вносится соревновательный интерес. Удачным считается применение КСО на уроках обобщения. В этом случае студенты, отвечая, проговаривают известные им сведения, у них развивается логика суждений, способность выделять главное, делать выводы. На обобщающих уроках можно предложить группам задания по решению социальных, технологических, экономических, экологических проблем. Желательно преподавателю заранее предупреждать студентов о том, что на следующем занятии они будут работать в группах или парах, чтобы решили, с кем они будут работать, кто лидер в группе. Применение КСО на уроках экологии помогает преподавателю добиваться поставленной цели, создает творческую, соревновательную атмосферу среди студентов. Свободная форма общения способствует меньшей их утомляемости, повышает работоспособность, воспитывает навыки взаимоконтроля, самоконтроля, готовит к практической трудовой деятельности. Учебно-воспитательные цели: - Изучить естественные экосистемы Республики Башкортостан.
- Ознакомить широким спектром вопросов рационального использования экосистем.
- Продолжить формировать умения и навыки анализировать текстовые материалы, составлять схемы, таблицы, диаграммы, давать характеристику экосистемам. Вести работу над общеучебными умениями: сравнивать и обобщать, слушать, рецензировать, составлять аннотации.
- Закреплять навыки работы студентов в группе, оформлять в виде единого ответа.
Формы и методы учебной деятельности: изучение нового материала, первичное закрепление, коллективная работа. Практическая работа: выделение основных нарушений экосистем и поиск путей решения экологических проблем. Алгоритм хода урока: - Мотивация.
- Повторение.
- Обсуждение группой.
- Первичное закрепление.
- Отчет группы/ контроль.
- Коррекция.
- Иллюстративные материалы растительного мира экосистем.
- Подведение итогов.
- Итог урока.
- Задание на дом.
Алгоритм работы группы 1. - Знакомство с целью, поставленной перед группой.
- Повторение необходимых понятий и терминов.
- Выполнение заданий по изучению нового материала.
- Первичное закрепление (заполнение таблицы, формулировка вывода).
- Отчет группы.
Группа 1. Тема «Лесные экосистемы» Цели: Изучить значение лесных экосистем. Выявить спектр экологических нарушений и отразить результаты в виде таблицы. Прогнозировать рациональное природопользование в РБ. № | Название учебных элементов | Источники информации | 1. | Повторите термины экосистема, сукцессия. | Учебник, с.45, 56 | 2. | Дайте краткую характеристику лесным экосистемам, выявите их значение в биосфере. Ответьте на вопрос: чем отличаются главное и побочное лесопользование? Составьте диаграмму «Породный состав лесов» и подберите иллюстрационный материал. Какие группы лесов по режиму использования вы знаете? Найдите и покажите на карте Уфимское плато. | Учебник,с 71-74, Иллюстративный материал. Атлас РБ. Настенная карта Башкортостана. | 3. | Заполните таблицу «Нарушения лесных экосистем в РБ». | Образец таблицы. | 4. | Первичное закрепление.Сделайте общий вывод группой. Предложите способы рационального использования лесных ресурсов. | Учебник,с 71-74. | 5. | Выберите выступающего с результатами вашей работы и заключительными выводами. | Конспект. | Таблица (образец) № | Нарушения лесных экосистем | Последствия экологических нарушений | 1 | | | 2 | | | 3 | | | 4 | | | 5 | | | 6 | | | 7 | | | 8 | | | Алгоритм работы группы 2. - Знакомство с целью, поставленной перед группой.
- Повторение необходимых понятий и терминов.
- Выполнение заданий по изучению нового материала.
- Первичное закрепление (заполнение таблицы, формулировка вывода).
- Отчет группы.
Группа 2. Тема «Естественные кормовые угодья» Цели: Изучить значение степных и луговых экосистем. Выявить спектр экологических нарушений и отразить результаты в виде таблицы. Прогнозировать рациональное природопользование в РБ. № | Название учебных элементов | Источники информации | 1. | Повторите термины экосистема, сукцессия, пастбищная дигрессия. | Учебники, с.45, 56, 188. | 2. | Выявите отличительные черты степных и луговых экосистем.Дайте характеристику степям Башкортостана. Приведите примеры растительного мира степной зоны. Назовите и покажите на карте степные районы Башкортостана. Дайте характеристику луговой экосистемы Башкортостана. Приведите примеры растительного мира луга. Назовите и покажите на карте распространение пойменных, суходольных и низинных лугов на территории Башкортостана. | Учебники, с.74-77. Атлас РБ. Настенная карта Башкортостана. Иллюстративный материал | 3. | Заполните таблицу «Нарушение степных и луговых экосистем Башкортостана». | Образец таблицы. | 4. | Первичное закрепление.Сделайте общий вывод группой. Предложите способы рационального использования степей и лугов. | Учебники, с.74-77. |
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.04.02 | Просмотров: 2125
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|