Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Технология коллективного обучения на уроках экологии. Рациональное природопользование и охрана экосистем Республики Башкортостан - Преподавание экологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание экологии

Технология коллективного обучения на уроках экологии. Рациональное природопользование и охрана экосистем Республики Башкортостан


Автор(ы): Файзуллина Райля Шавратовна, преподаватель экологии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Введение.
Преподаватель заранее делит группу на несколько подгрупп, в каждой подгруппе выбирается лидер. Как правило, это студенты, проявившие склонность к предмету, умеющие работать с текстовыми материалами, картой, схемами. Лидеры — это помощники преподавателя, вместе с ними преподаватель заранее готовит все необходимое к новому уроку: карточки для каждой подгруппы, где могут быть теоретические и практические задания, проблемы, задачи, тренировочные упражнения по карте, оборудование к уроку, необходимый раздаточный материал. Руководители подгрупп могут знать ответы на поставленные вопросы и подходы к решению той или иной проблемы, поэтому во время урока контролировать работу и оценивать ответы подгрупп можно поручить им.
Так, при изучении темы «Рациональное природопользование и охрана экосистем Республики Башкортостан» преподаватель использует учебник «Экология Башкортостана», автор Миркин Б.М., и вместе с лидерами готовит задания для групповой работы.
Студенты, получив задание, приступают к работе, читают самостоятельно текстовый материал, работают по карте, составляют диаграммы, советуются, делают записи в рабочие тетради и представители подгрупп по очереди выступают. Лидер предлагает задавать вопросы отвечающим, а также продумать вопросы для второй подгруппы, последняя готовит вопросы для третьей. Если какая-то из подгрупп затрудняется или неверно отвечает, то дает пояснения, дополнения задающая вопросы группа. Лидер, а не преподаватель решает, какая из подгрупп будет отвечать или задавать вопросы. Этим вносится соревновательный интерес.
Удачным считается применение КСО на уроках обобщения. В этом случае студенты, отвечая, проговаривают известные им сведения, у них развивается логика суждений, способность выделять главное, делать выводы. На обобщающих уроках можно предложить группам задания по решению социальных, технологических, экономических, экологических проблем.
Желательно преподавателю заранее предупреждать студентов о том, что на следующем занятии они будут работать в группах или парах, чтобы решили, с кем они будут работать, кто лидер в группе.
Применение КСО на уроках экологии помогает преподавателю добиваться поставленной цели, создает творческую, соревновательную атмосферу среди студентов. Свободная форма общения способствует меньшей их утомляемости, повышает работоспособность, воспитывает навыки взаимоконтроля, самоконтроля, готовит к практической трудовой деятельности.
Учебно-воспитательные цели:
  1. Изучить естественные экосистемы Республики Башкортостан.
  2. Ознакомить широким спектром вопросов рационального использования экосистем.
  3. Продолжить формировать умения и навыки анализировать текстовые материалы, составлять схемы, таблицы, диаграммы, давать характеристику экосистемам. Вести работу над общеучебными умениями: сравнивать и обобщать, слушать, рецензировать, составлять аннотации.
  4. Закреплять навыки работы студентов в группе, оформлять в виде единого ответа.
Формы и методы учебной деятельности: изучение нового материала, первичное закрепление, коллективная работа.
Практическая работа: выделение основных нарушений экосистем и поиск путей решения экологических проблем.
Алгоритм хода урока:
  1. Мотивация.
  2. Повторение.
  3. Обсуждение группой.
  4. Первичное закрепление.
  5. Отчет группы/ контроль.
  6. Коррекция.
  7. Иллюстративные материалы растительного мира экосистем.
  8. Подведение итогов.
  9. Итог урока.
  10. Задание на дом.
Алгоритм работы группы 1.
  1. Знакомство с целью, поставленной перед группой.
  2. Повторение необходимых понятий и терминов.
  3. Выполнение заданий по изучению нового материала.
  4. Первичное закрепление (заполнение таблицы, формулировка вывода).
  5. Отчет группы.
Группа 1. Тема «Лесные экосистемы»
Цели: Изучить значение лесных экосистем. Выявить спектр экологических нарушений и отразить результаты в виде таблицы. Прогнозировать рациональное природопользование в РБ.
Название учебных элементов Источники информации
1. Повторите термины экосистема, сукцессия. Учебник, с.45, 56
2. Дайте краткую характеристику лесным экосистемам, выявите их значение в биосфере. Ответьте на вопрос: чем отличаются главное и побочное лесопользование?
Составьте диаграмму «Породный состав лесов» и подберите иллюстрационный материал.
Какие группы лесов по режиму использования вы знаете?
Найдите и покажите на карте Уфимское плато.
Учебник,с 71-74,
Иллюстративный материал.
Атлас РБ. Настенная карта Башкортостана.
3. Заполните таблицу «Нарушения лесных экосистем в РБ». Образец таблицы.
4. Первичное закрепление.Сделайте общий вывод группой.
Предложите способы рационального использования лесных ресурсов.
Учебник,с 71-74.
5. Выберите выступающего с результатами вашей работы и заключительными выводами. Конспект.
Таблица (образец)
Нарушения лесных экосистем Последствия экологических нарушений
1
2
3
4
5
6
7
8
Алгоритм работы группы 2.
  1. Знакомство с целью, поставленной перед группой.
  2. Повторение необходимых понятий и терминов.
  3. Выполнение заданий по изучению нового материала.
  4. Первичное закрепление (заполнение таблицы, формулировка вывода).
  5. Отчет группы.
Группа 2. Тема «Естественные кормовые угодья»
Цели: Изучить значение степных и луговых экосистем. Выявить спектр экологических нарушений и отразить результаты в виде таблицы. Прогнозировать рациональное природопользование в РБ.
Название учебных элементов Источники информации
1. Повторите термины экосистема, сукцессия, пастбищная дигрессия. Учебники, с.45, 56, 188.
2. Выявите отличительные черты степных и луговых экосистем.Дайте характеристику степям Башкортостана. Приведите примеры растительного мира степной зоны.
Назовите и покажите на карте степные районы Башкортостана.
Дайте характеристику луговой экосистемы Башкортостана. Приведите примеры растительного мира луга.
Назовите и покажите на карте распространение пойменных, суходольных и низинных лугов на территории Башкортостана.
Учебники, с.74-77.
Атлас РБ.
Настенная карта Башкортостана.
Иллюстративный материал
3. Заполните таблицу «Нарушение степных и луговых экосистем Башкортостана». Образец таблицы.
4. Первичное закрепление.Сделайте общий вывод группой.
Предложите способы рационального использования степей и лугов.
Учебники, с.74-77.


ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.04.02 | Просмотров: 2125

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340