Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Информационно-компьютерные технологии в проектной и научно-исследовательской деятельности учащихся современной школы - Общепедагогические технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии

Информационно-компьютерные технологии в проектной и научно-исследовательской деятельности учащихся современной школы


Автор(ы): Кимишкез Юлия Ивановна, заместитель директора по ИКТ, учитель информатики; Солодуха Ева Григорьевна, директор школы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В современном обществе успешным человеком считается тот, кто способен организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Социологические исследования, проведенные в экономически развитых странах мира, показали, что большинство современных политических лидеров, воротил бизнеса, новаторов в искусстве и спорте — это люди, обладающие проектным типом мышления. В современной школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности.
Использование информационно-компьютерных технологий открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета. Изучение любой дисциплины с использованием ИКТ дает детям возможность для размышления, и участия в создании элементов урока, что способствует развитию интереса школьников к предмету. Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, on-line тестов и программных продуктов позволили учащимся углубить знания, полученные ранее, как говорится в английской пословице - “Я услышал и забыл, я увидел и запомнил”. Применение современных технологий в образовании создает благоприятные условия для формирования личности учащихся и отвечает запросам современного общества. Здесь имеется в виду умение грамотно пользоваться источниками информации, оценивать ее достоверность, соотносить новую информацию с полученными ранее знаниями, умение правильно организовать информационный процесс.
Можно добиться больших успехов в информационном развитии обычной школы, если в этот процесс включиться всем учителям-предметникам. Роль учителя информатики существенно возрастает, т.к. он является координатором информатизации образования и организатором информационного пространства школы.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. И ключевую роль в решении этих задач играет владение современным человеком ИКТ. В связи с изменением доминанты профессиональной деятельности и увеличением доли информационного сектора в экономике необходимо готовить школьников к разнообразным видам деятельности, связанным с обработкой информации, в частности, освоении средств информатизации и ИКТ. Особо следует отметить важность начальной подготовки в области управления и новаторства. Ведь известно, что развитые в технологическом отношении страны (Великобритания, ФРГ и др.) видят в этом залог успешного государственного и экономического развития.
Информационная подготовка предполагает симбиоз общественно-научных и информационных знаний, с помощью которых учащиеся способны преобразовывать и создавать новый мир.
В процессе подготовки решаются задачи, связанные с определением того, что должен знать школьник в соответствии с требованиями стандарта по информатике, как эти знания он будет применять в учебной деятельности, какими качествами личности он должен обладать, чтобы знания и умения давали наилучший результат.
Причем внедрение современных информационных технологий обучения должно быть постепенным: от использования некоторых элементов урока с использованием ИКТ в привычном учебном материале до использования электронных учебников.
Сегодня есть все основания утверждать, что проектная деятельность, где за основу берется познавательный интерес - это только первое приближение к формированию познавательной активности учащихся. Метод проектов находит всё большее распространение в системе образования, так как любая его форма это одновременно поиск, обработка, критическое осмысление, систематизация, презентация и оценка полученных результатов собственного труда обучающимися.
Вовлечение учащихся в проектную деятельность происходит постепенно. Рассматривая опыт работы по проектной деятельности в нашей школе, можно констатировать, что интерес к самостоятельной работе появляется уже с младшего звена школы. Ведь дети с раннего возраста обладают навыками исследования, и надо лишь научить их использовать ИКТ для достижения поставленных ими же самими целей. Они обладают необходимыми волевыми качествами, чтобы преодолевать возникающие трудности и не утрачивать интерес к длительной работе, способны не терять из поля зрения интересующую их значимую цель.
Кроме того, проектная деятельность позволяет удовлетворить важные потребности подростков, учесть их психологические особенности и минимизировать отрицательные проявления подросткового кризиса.
В этом учебном году на окружные, городские и всероссийские конкурсы ученических проектов были представлены 15 проектных работ учеников нашей школы с 7-го по 11 класс, использующих проектную деятельность как одну из форм организации учебного и внеучебного процессов. Анализируя эти работы, отметим, что каждый групповой или персональный проект — это тьюторская деятельность учителя, а главное самостоятельная работа, осуществляемая учащимся на протяжении длительного периода, иногда в течение почти всего учебного года. Результаты оценки жюри наших проектов очень порадовали нас – призовые места получили 11 работ.
Для большей заинтересованности учащегося проект должен иметь личностно значимую цель, сформулированную в виде проблемы, решая которую, автор работы определяют свою стратегию и тактику, распределяет время, привлекает необходимые ресурсы, в том числе информационные. И здесь опять же огромную роль играют средства ИКТ. Так если в прежние годы серьезную трудность представлял поиск информации в условиях ее дефицита, то спецификой сегодняшнего дня становится работа в условиях ее обилия. Это так же приносит свои плоды, так как развивает навыки критического подхода к источнику информации, приучает к проверке достоверности, отсеиванию второстепенных или сомнительных сведений, делает учащегося устойчивым к разного рода побочным влияниям, в том числе и к агрессивной рекламе.
Замечательный опыт саморекламы дает ребятам процедура защиты проекта. Она имеет свой строгий регламент — 7–10 минут на выступление и около 5 минут — ответы на вопросы по теме. Автор готовит аннотацию или тезисы своей проектной разработки, знакомит с ней представителей жюри, заранее позаботившись об оформлении аудитории, приготовив технику для демонстрации слайдов, видео- или аудиофрагментов, компьютерной презентации и т.п. Желательно приглашение зрителей, с, может быть даже заранее, оговоренными вопросами по теме, чтобы защита проекта выглядела более убедительной. Визуальные средства также эффектный ход в защите проекта. Психологами доказано, что из визуальной информации человеком воспринимается 55 %, из аудио – 12%, следовательно, если сочетать аудио и визуальное преподнесение, то аудитория воспримет до 65% поданной информации.
Есть много интересных секретов разработки презентаций, которые осваивают учащиеся, защищая свои проекты. Мультимедийные презентации прочно вошли в школьную жизнь. Сегодня ПРЕЗЕНТАЦИЯ – это убеждение в своих позициях, форма коммуникации, чувство цвета, линии, композиции, пропорции и гармонии, способность к образному мышлению, знание психологии цвета. Все это помогает создать эффективную презентацию результата проекта и обеспечивают успех. При разработке презентации учитывается, что она:
  • быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;
  • вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;
  • усиливает воздействие выступления.
Конечно, на первых порах во всем этом большую помощь оказывает супервизор, но в выпускных классах учащиеся вполне самостоятельно справляются со всеми проблемами. По мнению специалистов, проектная деятельность с последующей защитой поможет молодым людям освоить минимальные навыки саморекламы, необходимые для профессионального успеха в рыночной ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.04.02 | Просмотров: 1382

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340