Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Программа элективного курса: Введение в философию: специфика философского знания о человеке - Преподавание истории - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание истории

Программа элективного курса: Введение в философию: специфика философского знания о человеке


Автор(ы): Штода Татьяна Ивановна, учитель истории


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Пояснительная записка.
“Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года” в качестве одним из приоритетных направлений образовательной политики определяет личностную ориентацию содержания образования, усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания образования, способствующего утверждению ценностей гражданского общества, становлению личности ученика.
В соответствии с указанными целями составлен данный элективный курс.
В основу программы положены новые подходы к изучению гуманитарных наук в числе которых: развитие у учащихся способностей к самостоятельному анализу событий, раскрытию причинно-следственных связей, обобщению фактов, использованию знаний, полученных при изучении разных предметов, формирование у учащихся системы ценностей и убеждений, основанной на нравственных и культурных достижениях человечества, воспитание гуманизма, патриотизма и уважения к традициям и культуре народов России и мира.
Курс рассчитан на учащихся 9-х классов, занятия проводятся по 1 часу в неделю.
Основные цели курса:
  1. С позиции актуальности для самих учащихся осмысление места и роли своего “Я” человека в поиске смысла жизни. Жизненные цели и задачи.
  2. Практическое применение знаний в повседневной жизни. Своё место в социуме.
Для реализации намеченных целей выделяются следующие задачи:
  1. Сформировать у учащихся целостное представление о сложном и многообразном мире человека, привлекая современные данные психологии, философии, социологии, истории, культурологи.
  2. Научить понимать себя, истолковывать собственные переживания и настроение, войти в мир собственный души и духа.
Заявленные темы курса предполагают активные методы преподавания: мини-лекции и семинары с элементами дискуссии, создание эвристических ситуаций, проектная деятельность.
В ходе изучения курса учащиеся должны знать:
  • представление о человеке и смысле его существования в разных эпохах и философских системах;
  • научное и религиозное представление о человеке и смысле бытия
уметь:;
  • характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления) их место и значение в жизни человека и общества;
  • осуществлять поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по теме из оригинальных, неадаптированных текстов (философских, научных);
  • сравнивать взгляды, выявляя общие черты и различия, сопоставлять различные подходы к изучаемым проблемам;
  • участвовать в дискуссиях по предлагаемым проблемам;
  • формулировать на основе приобретённых социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по темам;
  • оценивать различные суждения с точки зрения науки;
  • подготавливать аннотацию, рецензию, творческую работу, устное выступление;
  • применять полученные знания в процессе решении познавательных и практических задач;
  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для нравственной оценки своего повеления и поведения окружающих; для осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Учебно-тематический план курса
Занятия Тема теория практика
1 Вводное. Культура мышления и философия. Человек в системе философских знаний. 1ч.(2) 1 ч.
Тема 1 2,3 Донаучное мышление. Мифология. Мифология и религия. Человек в мифах. 1ч. (2) 1 ч.
Тема 2 4 Зарождение науки. Типы наук изучающих человека, его жизнедеятельность, внутренний мир. О начале философииЧеловека. 1ч. (2) 1 ч.
5 Основные направления философской мысли. Человек и мир в философии Древней Индии, Китая, Японии. 1ч. (2) 1 ч.
6 Основные направления философской мысли о мире и человеке в Древней Греции. 1ч. (2) 1 ч.
Тема 3 7 Философия об уникальности человека. Кто я? Как я воспринимаю других? Что я знаю? 1ч. (2) 2 ч.
Тема 4 8,9 Философия о вере человека, знаниях, идеалах, ценностях. 1ч. (2) 1ч.
Тема 5 10 Философия о свободе и необходимости. Свобода и своеволие. Свобода как ценность. 1ч. (2)
Тема 6 11,12 Любовь в философском понимании. Виды любви. Любовь и культура человека. Религии мира о любви. 1ч.(2) 1ч.
Тема 7 13,14 Страх и смерть в философском понимании. Мировые религии о смерти и вечности. 1ч.(2) 1ч.
Тема 8 15 Современный апокалипсис. Бессмертие? Жизнь после смерти? 1ч.(2)
16,17 Итоговое занятие 2 ч.
11(22) 6
Итого 17 часов.
Содержание курса.
Введение.
Человек и его природа. Как мир вокруг нас отображается на нашем внутреннем мире. Почему мыслители и философы всех времён и народов обращают внимание на противоречивость человека.
Основные Понятия: бытие, бессознательное, природа человека, разум, душа. Судьба. Эмоции смысл жизни, оптимизм, пессимизм.
Межпредметные и межкурсовые связи: в курсе литературы темы устного народного творчества, литература 19 века (А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь, Ф.М.Достоевский. Л.Н.Толстой). Биология (теория Ч.Дарвина, Вернадского), география (заселение человеком земли, её освоение и открытие).
Тема 1
Мифологическая картина мира. Мифы как способ постижения мира, присущий народам в определённые эпохи исторического развития. Неразрывная связь человека и природы, сюжеты Древнего Египта, Двуречья, Индия, Китай, Греция.
Основные понятия: миф, мифологическая картина мира, религиозные верования, языческие обряды и культы.
Межпредметные и межкурсовые связи: в курсе литературы темы устного народного творчества, мифы, сказки, легенды.
Тема 2
Место философии системе знаний о человеке. Социально, психология-наука, изучающие различные стороны человека и его деятельности. Основные идеи древнеиндийской, древнекитайской, древнегреческой философии: философская доктрина буддизма, четыре благородные истины, идея взаимного возникновения. Ненасильственное отношение к миру. Закон кармы, понятие нирваны; основные принципы даосизма; конфуцианство. Платон,Пифагор, Сократ. Аристотель.
Межпредметные и межкурсовые связи: история древнего мира, обществознание.
Тема 3
Человек как большая тайна, необыкновенное существо, способное познать мир, любить, страдать, переживать страх. Становление личности человека. Развенчание человека. Самобытность и неповторимость человека. Инакомыслие и нестандартное поведение.
Основные понятия: антропогия, альтруизм, гармония, инстинкт, прогресс, человеческое бытие, идентификация, индивид, индивидуальность, социализация.
Межпредметные и межкурсовые связи: биология – раздел антропологии, обществознание-раздел человека, личность, история – первобытный период истории человечества.
Тема 4
Феномен веры. Вера и знание. Откуда берутся идеалы. Человеческие ценности. Иерархия ценностей. Бездуховность. Кому поклоняться?
Основные понятия: вера, дух, душа, идеал, мораль, надежда, принцип,...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.04.04 | Просмотров: 1337

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340