Главная / Методические материалы / Преподавание истории
Программа элективного курса: Введение в философию: специфика философского знания о человеке
Автор(ы): Штода Татьяна Ивановна, учитель истории
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Пояснительная записка. “Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года” в качестве одним из приоритетных направлений образовательной политики определяет личностную ориентацию содержания образования, усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания образования, способствующего утверждению ценностей гражданского общества, становлению личности ученика. В соответствии с указанными целями составлен данный элективный курс. В основу программы положены новые подходы к изучению гуманитарных наук в числе которых: развитие у учащихся способностей к самостоятельному анализу событий, раскрытию причинно-следственных связей, обобщению фактов, использованию знаний, полученных при изучении разных предметов, формирование у учащихся системы ценностей и убеждений, основанной на нравственных и культурных достижениях человечества, воспитание гуманизма, патриотизма и уважения к традициям и культуре народов России и мира. Курс рассчитан на учащихся 9-х классов, занятия проводятся по 1 часу в неделю. Основные цели курса: - С позиции актуальности для самих учащихся осмысление места и роли своего “Я” человека в поиске смысла жизни. Жизненные цели и задачи.
- Практическое применение знаний в повседневной жизни. Своё место в социуме.
Для реализации намеченных целей выделяются следующие задачи: - Сформировать у учащихся целостное представление о сложном и многообразном мире человека, привлекая современные данные психологии, философии, социологии, истории, культурологи.
- Научить понимать себя, истолковывать собственные переживания и настроение, войти в мир собственный души и духа.
Заявленные темы курса предполагают активные методы преподавания: мини-лекции и семинары с элементами дискуссии, создание эвристических ситуаций, проектная деятельность. В ходе изучения курса учащиеся должны знать: - представление о человеке и смысле его существования в разных эпохах и философских системах;
- научное и религиозное представление о человеке и смысле бытия
уметь:; - характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления) их место и значение в жизни человека и общества;
- осуществлять поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по теме из оригинальных, неадаптированных текстов (философских, научных);
- сравнивать взгляды, выявляя общие черты и различия, сопоставлять различные подходы к изучаемым проблемам;
- участвовать в дискуссиях по предлагаемым проблемам;
- формулировать на основе приобретённых социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по темам;
- оценивать различные суждения с точки зрения науки;
- подготавливать аннотацию, рецензию, творческую работу, устное выступление;
- применять полученные знания в процессе решении познавательных и практических задач;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для нравственной оценки своего повеления и поведения окружающих; для осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Учебно-тематический план курса | Занятия | Тема | теория | практика | | 1 | Вводное. Культура мышления и философия. Человек в системе философских знаний. | 1ч.(2) | 1 ч. | Тема 1 | 2,3 | Донаучное мышление. Мифология. Мифология и религия. Человек в мифах. | 1ч. (2) | 1 ч. | Тема 2 | 4 | Зарождение науки. Типы наук изучающих человека, его жизнедеятельность, внутренний мир. О начале философииЧеловека. | 1ч. (2) | 1 ч. | | 5 | Основные направления философской мысли. Человек и мир в философии Древней Индии, Китая, Японии. | 1ч. (2) | 1 ч. | | 6 | Основные направления философской мысли о мире и человеке в Древней Греции. | 1ч. (2) | 1 ч. | Тема 3 | 7 | Философия об уникальности человека. Кто я? Как я воспринимаю других? Что я знаю? | 1ч. (2) | 2 ч. | Тема 4 | 8,9 | Философия о вере человека, знаниях, идеалах, ценностях. | 1ч. (2) | 1ч. | Тема 5 | 10 | Философия о свободе и необходимости. Свобода и своеволие. Свобода как ценность. | 1ч. (2) | | Тема 6 | 11,12 | Любовь в философском понимании. Виды любви. Любовь и культура человека. Религии мира о любви. | 1ч.(2) | 1ч. | Тема 7 | 13,14 | Страх и смерть в философском понимании. Мировые религии о смерти и вечности. | 1ч.(2) | 1ч. | Тема 8 | 15 | Современный апокалипсис. Бессмертие? Жизнь после смерти? | 1ч.(2) | | | 16,17 | Итоговое занятие | | 2 ч. | | | | 11(22) | 6 | | | Итого 17 часов. | | | Содержание курса. Введение. Человек и его природа. Как мир вокруг нас отображается на нашем внутреннем мире. Почему мыслители и философы всех времён и народов обращают внимание на противоречивость человека. Основные Понятия: бытие, бессознательное, природа человека, разум, душа. Судьба. Эмоции смысл жизни, оптимизм, пессимизм. Межпредметные и межкурсовые связи: в курсе литературы темы устного народного творчества, литература 19 века (А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь, Ф.М.Достоевский. Л.Н.Толстой). Биология (теория Ч.Дарвина, Вернадского), география (заселение человеком земли, её освоение и открытие). Тема 1 Мифологическая картина мира. Мифы как способ постижения мира, присущий народам в определённые эпохи исторического развития. Неразрывная связь человека и природы, сюжеты Древнего Египта, Двуречья, Индия, Китай, Греция. Основные понятия: миф, мифологическая картина мира, религиозные верования, языческие обряды и культы. Межпредметные и межкурсовые связи: в курсе литературы темы устного народного творчества, мифы, сказки, легенды. Тема 2 Место философии системе знаний о человеке. Социально, психология-наука, изучающие различные стороны человека и его деятельности. Основные идеи древнеиндийской, древнекитайской, древнегреческой философии: философская доктрина буддизма, четыре благородные истины, идея взаимного возникновения. Ненасильственное отношение к миру. Закон кармы, понятие нирваны; основные принципы даосизма; конфуцианство. Платон,Пифагор, Сократ. Аристотель. Межпредметные и межкурсовые связи: история древнего мира, обществознание. Тема 3 Человек как большая тайна, необыкновенное существо, способное познать мир, любить, страдать, переживать страх. Становление личности человека. Развенчание человека. Самобытность и неповторимость человека. Инакомыслие и нестандартное поведение. Основные понятия: антропогия, альтруизм, гармония, инстинкт, прогресс, человеческое бытие, идентификация, индивид, индивидуальность, социализация. Межпредметные и межкурсовые связи: биология – раздел антропологии, обществознание-раздел человека, личность, история – первобытный период истории человечества. Тема 4 Феномен веры. Вера и знание. Откуда берутся идеалы. Человеческие ценности. Иерархия ценностей. Бездуховность. Кому поклоняться? Основные понятия: вера, дух, душа, идеал, мораль, надежда, принцип,...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.04.04 | Просмотров: 1337
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|