Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Урок музыки в 3-м классе Борьба двух тем в кантате С.Прокофьева «Александр Невский» - Преподавание музыки - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание музыки

Урок музыки в 3-м классе Борьба двух тем в кантате С.Прокофьева «Александр Невский»


Автор(ы): Луганская Ирина Анатольевна, учитель музыки


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
ЦЕЛИ УРОКА:
  • Образовательная – Обобщение полученных знаний о музыке С. Прокофьева, жанре кантата, маршевости в музыке.
  • Развивающая – Развитие у учащихся умения анализировать музыку (слуховой, визуальный и тактильный анализ).
  • Воспитательная – Обогащение кругозора учащихся, воспитание чувства патриотизма и гордости за русскую армию ( на материале урока).
ЗАДАЧИ УРОКА:
  • Познакомить с темами немецких рыцарей и русских солдат, звучащими в кантате.
  • Проанализировать зависимость раскрываемого характера темы со звучащими в оркестре инструментами.
  • Проверить знания учащихся по теме – канты.
  • Учить детей размышлять, фантазировать, используя психологические особенности каждого ребёнка.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:
  1. Колокольный звон - набат (оригинальное звучание колоколов)
  2. С.Прокофьев кантата “Александр Невский” - фонохрестоматия, ноты
  3. “Марш лейб-гвардии Преображенского полка” - фонохрестоматия
  4. Кант – “Радуйся, русско земле!”
  5. “Солдатушки, бравы ребятушки” - ноты, фонограмма “- ”
ВИДЕОМАТЕРИАЛ: Фильм С.М.Эйзенштейна “Александр Невский” - отрывки
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:
Карточки у каждого учащегося на столе:
  • Красный флажок – структурное изображение русских хоругвиев
  • Синий шлем – структурное изображение головного убора рыцарей - крестоносцев
  • Эпиграф на доске – “Кто с мечом к нам придёт – тот от меча и погибнет”
  • Слова, которые открывает учитель по ходу урока: хорал, фанфары, патриотизм
ХОД УРОКА
1. Введение в тему. Распевка
Учитель Учащиеся
Здравствуйте!Прежде чем вы узнаете тему урока - нужно понять, с каким настроением мы с вами будем сегодня работать, а для этого прочитаем слова, написанные на доске.
Давайте распоёмся:
  1. гамма до-мажор
  2. устойчивые ступени (с показом в жестах)
  3. “Эхо”
  4. Устойчивые ступени с опеванием
Какого характера была распевка?
Запомните эти ходы в мелодии, где ещё они вам встретятся?
“Кто с мечом к нам придёт – тот от меча и погибнет”.
Александр Ярославич, князь земли русской



Торжественная, радостная
2. Работа над темой урока
Учитель Учащиеся
Тема нашего сегодняшнего урока – Борьба 2-х тем в кантате С. Прокофьева “Александр Невский”.Что же такое кантата?
Я предлагаю прослушать вам следующий музыкальный отрывок (звучит звон колоколов “набат”)
Что вы услышали?
Когда так звонили в колокола?
Видеопросмотр кадров из фильма “Александр Невский” С. Эйзенштейна, на его фоне звучит рассказ:
“Немецкие рыцари-крестоносцы напали на Русь. Для того чтобы нарисовать их образ, великий русский композитор Сергей Прокофьев проводит в кантате тему, за основу которой взято церковное песнопение католиков – хорал”
Прислушайтесь к этой музыкальной теме, что вы в ней услышали?
Давайте проанализируем эту тему (повторное исполнение на ф-но)
  • Характер
  • Мелодия
  • Инструменты
  • Голоса
Пение – вокализ, создавая характер
Нравится вам эта мелодия? Почему?
Как ответ завоевателям, несмотря на тревогу, в кантате звучит вторая тема – тема русского народа.
Эта тема – патриотическая. Кто знает, что значит это слово?
Видеопросмотр кадров фильма (на фоне звучания темы русского народа)
Давайте проанализируем эту тему по уже пройденному плану:
  • Характер
  • Мелодия (тема выражена в 2-х мелодиях, в чём их отличия?)
  • Инструменты
  • Голоса
Это слово произошло от итальянского - cantare – петь. Произведение для солистов, хора и оркестра вокального жанра. В основном кантаты бывают героическими и торжественными. Но и лирическими и эпическими тоже могут быть.
Это звучат колокола. У них тревожный звон, он не похож на все другие звоны по характеру звучания.
Когда был пожар или начиналась война.



Это святая тема, но она какая-то скрытная. Она не настоящая. А поддельная. За её святостью скрываются злые лица завоевателей. Эта тема призывает рыцарей к нашествию, войне. А это не святость – завоевание.

Холодная, замороженная, злая
Статичная, не имеет развития, как будто не живёт
Фанфары
Не нравится. Эта неродная нам музыка, не русская. Душа русского человека не принимает однообразия и замкнутости
Патриотизм – это любовь к своей стране, родине, способность её любить в разное время. Защищать и заботиться.
3. Анализ 2-х тем (как осуществляется их борьба)
Учитель Учащиеся
Какова тема сегодняшнего урока?Как же музыка может показать борьбу немецких рыцарей и русского войска? Услышим ли мы это?
Ну а раз это слышно, определим (слуховой анализ) – какая тема в данный момент главенствует?
(работа под музыку с карточками – поднять нужную карточку во время звучания соответствующей темы)
Кто победил в этом сражении? Почему?
А что же было потом? (музыкально-визуальная загадка).
Прослушивание музыкальной части кантаты – “Мёртвое поле”
Показ кадров из фильма “Александр Невский” - “Мёртвое поле”
Представьте себя в роли С.М.Эйзенштейна, что бы происходило в фильме на эту музыку? Почему?
Совпали ли ваши о...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.04.04 | Просмотров: 2686

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340