Главная / Методические материалы / Преподавание музыки
Урок музыки в 3-м классе Борьба двух тем в кантате С.Прокофьева «Александр Невский»
Автор(ы): Луганская Ирина Анатольевна, учитель музыки
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
ЦЕЛИ УРОКА: - Образовательная – Обобщение полученных знаний о музыке С. Прокофьева, жанре кантата, маршевости в музыке.
- Развивающая – Развитие у учащихся умения анализировать музыку (слуховой, визуальный и тактильный анализ).
- Воспитательная – Обогащение кругозора учащихся, воспитание чувства патриотизма и гордости за русскую армию ( на материале урока).
ЗАДАЧИ УРОКА: - Познакомить с темами немецких рыцарей и русских солдат, звучащими в кантате.
- Проанализировать зависимость раскрываемого характера темы со звучащими в оркестре инструментами.
- Проверить знания учащихся по теме – канты.
- Учить детей размышлять, фантазировать, используя психологические особенности каждого ребёнка.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ: - Колокольный звон - набат (оригинальное звучание колоколов)
- С.Прокофьев кантата “Александр Невский” - фонохрестоматия, ноты
- “Марш лейб-гвардии Преображенского полка” - фонохрестоматия
- Кант – “Радуйся, русско земле!”
- “Солдатушки, бравы ребятушки” - ноты, фонограмма “- ”
ВИДЕОМАТЕРИАЛ: Фильм С.М.Эйзенштейна “Александр Невский” - отрывки МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ: Карточки у каждого учащегося на столе: - Красный флажок – структурное изображение русских хоругвиев
- Синий шлем – структурное изображение головного убора рыцарей - крестоносцев
- Эпиграф на доске – “Кто с мечом к нам придёт – тот от меча и погибнет”
- Слова, которые открывает учитель по ходу урока: хорал, фанфары, патриотизм
ХОД УРОКА 1. Введение в тему. Распевка Учитель | Учащиеся | Здравствуйте!Прежде чем вы узнаете тему урока - нужно понять, с каким настроением мы с вами будем сегодня работать, а для этого прочитаем слова, написанные на доске. Давайте распоёмся: - гамма до-мажор
- устойчивые ступени (с показом в жестах)
- “Эхо”
- Устойчивые ступени с опеванием
Какого характера была распевка? Запомните эти ходы в мелодии, где ещё они вам встретятся? | “Кто с мечом к нам придёт – тот от меча и погибнет”. Александр Ярославич, князь земли русской Торжественная, радостная | 2. Работа над темой урока Учитель | Учащиеся | Тема нашего сегодняшнего урока – Борьба 2-х тем в кантате С. Прокофьева “Александр Невский”.Что же такое кантата? Я предлагаю прослушать вам следующий музыкальный отрывок (звучит звон колоколов “набат”) Что вы услышали? Когда так звонили в колокола? Видеопросмотр кадров из фильма “Александр Невский” С. Эйзенштейна, на его фоне звучит рассказ: “Немецкие рыцари-крестоносцы напали на Русь. Для того чтобы нарисовать их образ, великий русский композитор Сергей Прокофьев проводит в кантате тему, за основу которой взято церковное песнопение католиков – хорал” Прислушайтесь к этой музыкальной теме, что вы в ней услышали? Давайте проанализируем эту тему (повторное исполнение на ф-но) Пение – вокализ, создавая характер Нравится вам эта мелодия? Почему? Как ответ завоевателям, несмотря на тревогу, в кантате звучит вторая тема – тема русского народа. Эта тема – патриотическая. Кто знает, что значит это слово? Видеопросмотр кадров фильма (на фоне звучания темы русского народа) Давайте проанализируем эту тему по уже пройденному плану: - Характер
- Мелодия (тема выражена в 2-х мелодиях, в чём их отличия?)
- Инструменты
- Голоса
| Это слово произошло от итальянского - cantare – петь. Произведение для солистов, хора и оркестра вокального жанра. В основном кантаты бывают героическими и торжественными. Но и лирическими и эпическими тоже могут быть. Это звучат колокола. У них тревожный звон, он не похож на все другие звоны по характеру звучания. Когда был пожар или начиналась война. Это святая тема, но она какая-то скрытная. Она не настоящая. А поддельная. За её святостью скрываются злые лица завоевателей. Эта тема призывает рыцарей к нашествию, войне. А это не святость – завоевание. Холодная, замороженная, злая Статичная, не имеет развития, как будто не живёт Фанфары Не нравится. Эта неродная нам музыка, не русская. Душа русского человека не принимает однообразия и замкнутости Патриотизм – это любовь к своей стране, родине, способность её любить в разное время. Защищать и заботиться. | 3. Анализ 2-х тем (как осуществляется их борьба) Учитель | Учащиеся | Какова тема сегодняшнего урока?Как же музыка может показать борьбу немецких рыцарей и русского войска? Услышим ли мы это? Ну а раз это слышно, определим (слуховой анализ) – какая тема в данный момент главенствует? (работа под музыку с карточками – поднять нужную карточку во время звучания соответствующей темы) Кто победил в этом сражении? Почему? А что же было потом? (музыкально-визуальная загадка). Прослушивание музыкальной части кантаты – “Мёртвое поле” Показ кадров из фильма “Александр Невский” - “Мёртвое поле” Представьте себя в роли С.М.Эйзенштейна, что бы происходило в фильме на эту музыку? Почему? Совпали ли ваши о...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.04.04 | Просмотров: 2686
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|