Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Формирование творческих способностей в профессиональной деятельности при организации самостоятельной работы студентов - Общепедагогические технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии

Формирование творческих способностей в профессиональной деятельности при организации самостоятельной работы студентов


Автор(ы): Чиркова Юлия Вениаминовна, преподаватель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В современных условиях резко возрастает роль творчества в профессиональной деятельности специалистов, занятых в различных отраслях производства. При этом включение в творческую деятельность происходит уже на самых ранних этапах профессиональной карьеры. На рынке труда востребованы инициативные, творческие, компетентные специалисты.
Подготовка будущего специалиста к творчеству складывается в определённую систему обучения, при этом традиционные учебные технологии, построенные на объяснительно-иллюстративном способе обучения, не дают должного эффекта. При преобладании традиционных методов обучения в учебном процессе возникает ряд проблем, главными из которых являются:
  • низкий уровень навыков общения студентов, усугубляющийся наличием языкового барьера у студентов из отдалённых, особенно северных улусов;
  • невозможность получить развёрнутый ответ студента с его собственной оценкой рассматриваемого вопроса;
  • недостаточное включение слушающей ответ аудитории студентов в общее обсуждение.
Новые технологии обучения не отбрасывают преподнесение информации учащимся, а меняют её роль. Она необходима не столько для запоминания и усвоения, сколько для того, чтобы студенты использовали её в качестве условий или среды для создания собственного творческого продукта.
Сегодня становление творческой профессиональной деятельности студентов необходимо осуществлять исключительно на личностной основе, с максимальным развитием в них готовности к творчеству, находящему своё воплощение в различных сферах жизнедеятельности человека. Важнейшим условием целенаправленной работы по развитию интеллектуальных способностей личности является организация собственной учебно-познавательной деятельности студентов.
Подготовка студентов к творчеству в профессиональной деятельности начинается с использования “сквозных” компонентов обучения по отдельным учебным дисциплинам ориентирующих обучающихся на творческую активность. При этом учебно-исследовательская деятельность на уроках реализуется при решении проблемных и производственных ситуаций, исследовательских задач, проведении дискуссий, выполнении творческих работ.
Особое внимание следует обратить на организацию самостоятельной учебно-исследовательской деятельности студентов по учебным дисциплинам. На первых курсах основными видами самостоятельной работы студентов являются подготовка и защита рефератов, составление и защита отчётов об экскурсиях и обследованиях производственных предприятий. В группах старших курсов это выполнение курсовых работ по отдельным и смежным учебным дисциплинам, а в выпускных группах - выполнение и защита студентами выпускных квалификационных работ.
В качестве примера рассмотрим организацию самостоятельной работы студентов специальностей 0612 “Товароведение” и 0607 “Маркетинг” в процессе изучения дисциплины “Организация коммерческой деятельности”. Приобщение студентов к самостоятельной исследовательской работе начинается с выполнения простых заданий по составлению конспектов материалов характеризующих состояние и перспективы развития отрасли в регионе. В задании преподаватель предлагает ответить на ряд вопросов и сформулировать личное мнение по рассматриваемой проблеме. Также при рассмотрении тем первого раздела “Коммерческая деятельность в торговых организациях” целесообразно посещение со студентами выставок и ярмарок по закупке товаров народного потребления и продукции производственно-технического назначения. Преподаватель в процессе экскурсии организует беседы с участниками и организаторами выставки, а студенты не только составляют развёрнутые отчёты по экскурсии, но и проводят коммерческий анализ рекламных продуктов участников выставки-ярмарки. Так в г. Якутске традиционно осенью и весной проводятся региональные ярмарки “Якутия – форпост России”. Преподаватель корректирует календарно-тематический план учебной дисциплины с учётом сроков проведения выставки-ярмарки.
При изучении вопросов второго раздела “Оптовая торговля” студенты самостоятельно по заданию изучают нормативные документы, регламентирующие вопросы организации приёмки товаров. На практических занятиях акцент делается на решении наиболее интересных проблемных производственных ситуаций из опыта работы баз практики. Эти ситуации студенты собирают в ходе квалификационной практики. Решение производственных ситуаций развивает профессиональное мышление, умение проводить анализ, учит делать выводы и давать оценку действий специалистов. В процессе обсуждения студенты не только учатся публично выступать, вести дискуссию, но и обретают уверенность в своих силах.
Более сложные задания по проведению обследования розничной торговой сети даются студентам по третьему разделу курса “Розничная торговля”. Они не только выполняют анализ технологических планировок торговых залов, рассчитывают показатели ассортимента товаров, оценивают эффективность систем размещения и выкладки товаров, используемых методов продажи, но и стараются продумать предложения по улучшению работы торговых предприятий. Обсуждение результатов исследований проходит на практических занятиях.
При этом студенты закрепляют навыки публичных выступлений и учатся, аргументировано защищать свою точку зрения. Задача преподавателя заключается в определении рабочих групп студентов, объектов для проведения исследования, разработке инструкционных карт-заданий. У студентов такая работа вызывает интерес и даже более слабые студенты, выполняя творческие работы, не только получают положительные оценки, но получают опыт применения теоретических знаний на практике, обретают уверенность в себе. Обобщение и анализ индивидуального опыта самих студентов в решении наиболее интересных для них учебных и профессиональных проблем традиционно проводится в форме конференций по научно-исследовательской работе студентов, а также научно-практических конференций с участием представителей производственных предприятий и конференций по итогам квалификационной практики, где студенты представляют результаты исследований по индивидуальным заданиям.
Подготовка студентов к выполнению конкретного вида деятельности с соблюдением технологической дисциплины осуществляется на практических занятиях по учебной дисциплине, в процессе учебной практики, а также практики по профилю специальности и квалификационной практики. При проведении практических занятий активно используются такие формы, способствующие развитию творческих способностей студентов, как конкурсы, деловые и ролевые игры. По дисциплине “Организация коммерческой деятельност...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.04.04 | Просмотров: 1228

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340