Главная / Методические материалы / Внеклассная работа
Экология души: можно ли назвать рассказы Л.Андреева уроками добра? (подготовка к сочинению–рассуждению в художественном стиле на нравственно–жизненную тему)
Автор(ы): Рындина Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Программа: 1) Программа по литературе для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев гуманитарного профиля. 5–11 классы / Под ред. В.Г.Маранцмана. – М.., “Просвещение”, 1992. 2) Программа литературного образования. 5–9 классы. / Под ред. В.Г.Маранцмана. – М., “Просвещение”, 2007. Цель урока: сформировать у учащихся оценку (положительную или отрицательную) к конкретным жизненным ситуациям, подмеченным и художественно изображенным мастерами литературы; пробудить в них желание высказать свою точку зрения и доказать свою позицию. Задачи урока: обучающие: обобщить и расширить представление учащихся о таком типе речи, как рассуждение; продолжить работу по формированию навыков построения рассуждения, аргументации доказательства, обоснованного вывода. развивающие: расширение лексического запаса за счет новых слов, соответствующих теме урока, проблемам, обсуждаемым в форме эвристической беседы; формирование толерантности в процессе обсуждения разных позиций по отношению к одной ситуации, проблеме. воспитательные: воспитание доброты и сострадания к окружающему миру, внимательного отношения к малейшему проявлению доброты к “братьям нашим меньшим” с целью перенять положительный опыт общения с миром “по-человечески”. Литературный материал: Л.Н. Андреев “Кусака”. Л.Н. Андреев “Предстояла кража”. И.С. Тургенев “Му-му” (фрагмент из к/ф режиссера Юрия Грымова). И.С. Тургенев “Собака” (стихотворения в прозе). Т. и С. Никитины. Песня “Собака бывает кусачей” (аудиозапись). Лексический материал: Новые слова: - экология;
- гуманизм, гуманный;
- душа.
Фразеологизмы: Радостно на душе. (Душа радуется) Душа в пятки ушла Жить душа в душу Души не чаять в ком-либо Душа человек (Добрая душа) Делать с душой Теория - Художественный стиль речи, его особенности (назначение – воздействовать на душу читателя). - Тип речи – рассуждение (композиция повествования и рассуждения). Образовательные цели: обобщить и расширить представление о таком стиле речи, как рассуждение; продолжить работу над формированием навыков построения рассуждения. Домашнее задание: Написать сочинение – рассуждение на заданную тему. ХОД УРОКА I. Речевая разминка. - Прочитайте вслух текст, записанный на доске. Как вы понимаете смысл высказывания? “Всё живое имеет одну ту же душу, все живое страдает одним страданием и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни”. (Л.Н. Андреев) (Эти слова принадлежат Леониду Андреевичу, и они как нельзя лучше выражают главную мысль многих его произведений, идею его творчества. А сегодня они станут Эпиграфом, лейтмотивом нашего урока.) - Порассуждайте ещё. Как вы понимаете вот эти слова? “Доброта для души то же, что здоровье для тела” (Л.Н. Толстой) - Подберите синонимы к слову “доброта”. (Добро, добродушие, добросердечие, мягкосердечие, благо, добрая душа…) - Вспомните, пожалуйста, пословицы и поговорки, в которых заложена та же идея (д/з). - Добро творить - себя веселить.
- От добра худа не бывает.
- За добро злом не платят.
- Лихо помнится, а добро не забудется.
- Худо тому, кто добра не делает никому.
- В ком добра нет, в том и правды нет.
- От добра добра не ищут.
- Нет худа без добра.
II. Работа по теме. 1. Назовите известные вам или прочитанные вами произведения русской или зарубежной литературы, смысл которых раскрывает высказывание, записанное на доске. - Л. Андреев “Предстояла кража”, “Кусака” - А.А. Куприн “Белый пудель” - Б. Троепольский “Белый Бим, черное ухо” - Р. Киплинг “Маугли” - А. Сент-Экзюпери “Маленький-принц” - И.С. Тургенев “Му-му”, стихотворение в прозе “Собака” - М. Пришвин “Кладовая Солнца” 2. Давайте сейчас все вместе вспомним, как это показано в художественном фильме Юрия Грымова по известному вам произведению И.С.Тургенева “Му-му”. I эпизод: Герасим потерял свою любимую девушку Татьяну, которую выдала замуж злая барыня за пьяницу сапожника – и решил покончить с собой – но… неожиданно нашел маленькое существо, которому люди тоже “сделали зло”. Два обиженных существа, одиноких обрели друг друга и жизнь их возымела смысл. Не правда ли, нельзя оставаться равнодушным к увиденному. Это великая сила искусства кино. Но и читая художественный произведения, мы почти такие же эмоции испытываем, а может быть, и еще сильнее, потому что мы размышляем над прочитанным, сами представляем себе картину муки – и смеемся, и плачем вместе с героями. Мы сопереживаем, а значит учимся быть людьми… Ведь сердце, душа не остается без отклика. II эпизод: … Но злая барыня не могла успокоиться. Му-му не признала в ней барыню. И было приказано ее “убрать со двора”. А что же Герасим? Сейчас мы увидим, как он переживает потерю друга – и как радуется, когда Му-му все-таки нашлась. Мы прочли вместе с вами на наших последних уроках два рассказа Л.Н. Андреева: “Кусака” и “Предстоящая кража”. Думаю. Что не ошибусь, если скажу, что, прочтя их, мы изменились – стали добрее, человечнее. Эти произведения мы не забудем. Память о доброте долго не угаснет. Тема вашего рассуждения о прочитанном будет такая: “Можно ли рассказы Леонида Андреева назвать уроками доброты”? Попробуем поразмыслить над этим вместе. - Обратите внимание на формулировку. Все ли здесь логично? Вспомните назначение любого школьного урока – учитель, давать знания и одновременно воспитывать. - А как в рассказах Леонида Андреевича реализуется назначение урока? (Они воспитывают в нас добрые чувства, заставляют задуматься о себе и об окружающем мире, по-новому посмотреть на людей, понять и отделить их поступки. А это и есть новые знания) - А научились ли добру герои Л. Андреева? Кусака? Вор? И другте? (Ответы, аргументы) - Как преобразились эти герои с момента встречи с добротой, искренностью? (Чего они боялись? Почему? Как Л. Андреев об этом пишет?) (Причиной их злобы были обида на людей, бессилие что-либо изменить, одиночество) - Почему так необходимо было Кусаке участие людей? (Она должна, должна была служить людям) - Почему вор был та груб со щенком? А потом, обессилев от “бессмысленной борьбы”, будто пожаловался ему? (Щенок доверчив, как ребенок. Это доверие вызвало в человеке ответное чувство) - Как пишет Андреев о том, как борются в человеке добро и зло? (Злые руки бережно несли щенка) - Как построены оба рассказа? По какому принципу? (Антитеза) - Как такое настроение помогает высказывать главную мысль? (Формулировка на доске. У каждого человека - свой выбор. Но нужно стараться обрести в этом мире родственную душу. Заботишься о ней, забыв о себе) - Теперь мы знаем, кто жаждал добра (Кусака), а кто сотворил его (Вор). Запишите в тетради высказывания: “Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом” (А.Н. Радищев) “Имей душу, имей сердце и будешь человеком” (Д.И. Фонвизин) Эти слова могли бы стать хорошим эпиграфом к вашим сочинениям. - Можете ли вы утверждать, что “Рассказы Леонид Андреевича – это уроки доброты?” III. Но прежде чем ответить на этот вопрос, вы должны решить, в каком типе речи нужно отразить свое сочинение. (Нужно обратиться к рассуждению, так как следует ответить на вопрос “почему”, т.е. почему рассказы Л. Андреева – уроки доброты?) Попытаемся построить простейшее рассуждение – образец. Вспомним, какова композиция рассуждения? (Тезис (Т) – мысль, которую нужно доказать по-моему, я думаю, убежден, мне кажется…). (Доказательство (Д) – факты, подтверждающие правильность тезиса(во-первых, во-вторых, например, чтобы убедиться, почему же)). (Выводы (В) – итог рассуждения (поэтому, итак, следовательно, так как, словом, всё это, значит)). Рассуждение – это тип речи, в котором устанавливаются связи между предметами, приемы их свойств и действий, дается оценка. Стиль художественный - образность, эмоциональность воздействия, стремление убедить. Тема: вопрос: “Сколько звуков в слове “её”? Тезис: Я знаю, что в слове “её” 4 звука. Доказательство: - во-первых, буква “е” стоит в начале слова, а значит обозначает 2 зв. [й’и]
- во-вторых, буква “ё” стоит после гласной и также обозначает 2 зв. [й’о], а в сумме это 4 звука.
Вывод: Следовательно, в слове её –...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.04.04 | Просмотров: 2823
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|